Просмотр содержимого презентации
«Развитие критического мышления на уроках искусства»
Применение инновационных педагогических технологий на уроках искусства:
технология развития критического мышления
https://www.youtube.com/watch?v=APqAYpfaO4o
«Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению». Джон Дьюи
Технология развития критического мышления
Цель : развитие мыслительных навыков учащихся, умение работать с информацией, анализировать различные явления.
Ключевой тезис : «конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности
Основа технологии : трехфазовая структура урока
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
- Во-первых – это мышление самостоятельное
- Во-вторых – это мышление обобщенное
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
- В-четвертых – это мышление аргументированное
- В-пятых – критическое мышление есть мышление социальное
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
- Решает проблемы
- Аргументировано спорит
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Роль учителя в технологии критического мышления:
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Необходимость развития навыков критического мышления
- Учить мыслить в условиях быстро меняющегося мира.
- Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить «нужное».
- Уметь осмыслить и применить полученную информацию.
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Основные методические приемы развития критического мышления
Приемы по развитию навыков составления вопросов
- «Тонкие и толстые вопросы»
- «Ромашка Блума»
Визуальные формы организации изучения материала
- Кластеры
- «Дерево предсказаний»
- «Фишбоун» и др.
Приемы по развитию навыков прогнозирования
- «Верные» и «неверные» утверждения
Приемы по развитию навыков решения проблем
- Мозговой штурм
- «ИДЕАЛ»
- «Карусель»
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
- Перекрестная дискуссия
- «Шесть шляп мышления»
- «Аквариум»
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения
- Свободное письмо – РАФТ
- Дискуссия
- Синквейн
- Эссе
Метод: Представьте, что вы…
- Смоделируйте ситуацию. Попросите учеников представить себя великим художником, писателем или кинорежиссёром, звукооператором, менеджером по рекламе. Спросить, чтобы они делали в той или иной ситуации
Форма урока « Живая картина»
- Актуальностью данной работы является то, что сегодня у обучающихся слабо развито творческое и логическое мышление. Урок «живая картина» развивает воображение, дает возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формирует первичные исследовательские способности.
« Живая картина»
Правила просты: как можно точнее «скопировать» известную картину, или скульптуру, используя в качестве материала живых людей.
Но помимо самой «живой картины» обязательными остаются и зрители-ценители .
Форма урока Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша)
короткий видеоролик, созданный по мотивам книги;
- видео аннотации книг;
- тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание;
- небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Литературные страницы.
- Цель урока: Изучение литературных произведений писателей различных эпох.
- Задачи урока:
- Познакомить школьников с творчеством писателей.
- Научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать основной смысл произведения, отбирать лексический материал для создания буктрейлера. Уметь отбирать и обобщать материал, развивать творческие способности.
- Планируемые образовательные результаты:
- - учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;
- - словесно передавать свои эстетические впечатления;
- - оформлять буктрейлер в соответствии с требованиями.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Великий немой.
- Цели урока: познакомить учащихся с особенностями киномузыки, рассказать о роли музыки в кинематографе, познакомить с произведениями известных отечественных композиторов.
- Задачи урока:
- Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.
- Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.
- На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.
- Озвучить фрагмент кинофильма.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках способствует:
- активизации познавательной деятельности обучающихся;
- повышению эффективности образовательного процесса;
- самостоятельному осмыслению учащимися учебного материала;
- закреплению полученных знаний через практическую деятельность;
- самореализации личности учащихся в процессе обучения.