СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТ на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ на уроках химии»









ДОКЛАД


ПО ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»


НА ТЕМУ: ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ

НА УРОКАХ ХИМИИ».



















1.Введение………………………………………………………………………………………3

2.Цели использования ИКТ……………………………………………………………………5

3. Преимущества ИКТ…………………………………………………………………………6

4. Существующие недостатки и проблемы ИКТ……………………………………………..8

5. Методические приёмы………………………………………………………………………9

6.Проектирование уроков с использованием ИКТ………………………………………….10

7. Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя химии…...11

8.Использование ЭОР и ЦОР…………………………………………………………………13

9. Как можно использовать видеотехнологии на уроке……………………………………17

10. Примерная схема уроков с использованием ИКТ……………………………………….18

11. Применение средств Интернет на уроках………………………………………………..19

12. Публикация в сети…………………………………………………………………………22

13. Применение Интернета при подготовке к урокам и занятиям………………………….23

14. Схема уроков с использованием Интернета……………………………………………..24

15.Значение цифровых образовательных ресурсов………………………………………….25

16.Заключение………………………………………………………………………………….26

17.Интернет-ресурсы и литература…………………………………………………………...27

18.Приложение…………………………………………………………………………………28











































1. Введение.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Информационные технологии обучения представляют собой приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса.

Для эффективного применения информационных технологий обучения учителю биологии в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.

Предметное обучение реализует в своей основе общие тенденции развития образования, и отражает такие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление дифференциации обучения, фундаментальности содержания предмета. В значительной степени этому способствует технологизация обучения в условиях широкого внедрения новых информационных технологий в практику преподавания всего комплекса естественных наук и биологии, в частности.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения биологии: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу) с учётом потребностей найти информацию энциклопедического характера;

- наглядное пособие, при помощи которого возможно детальное изучение химических объектов посредством виртуальной среды (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер при подготовке к различного рода  промежуточным и итоговым испытаниям;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов,  изображений, мультипликаций и т. д., их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде при помощи  средств математической обработки и моделирования);

- средство моделирования биологических процессов, явлений, действия законов.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

- применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в  сети Internet.

Возможные варианты применения и использования:

- при проведении демонстрационных опытов;

- при самостоятельном изучении того или иного материала на уроке;

- при выполнении лабораторных работ;

- на этапе проверки полученных знаний, при промежуточном контроле с помощью теста, лабиринта или с помощью кроссвордов;

- на этапе нового материала с помощью презентаций.

Функции ЦОР и ИКТ при использовании на уроках химии.

Как и в классической дидактике функции любого средства обучения включают три функции:

- Обучающие функции.

- Развивающие функции.

- Воспитательные функции.



Учитель химии может при помощи ИКТ дополнительно анализировать:

- Все виды учебной и внеучебной деятельности, например, анкетировать учащихся

- Обобщать свой опыт педагогической деятельности

- Подводить итоги успеваемости.

- Самостоятельно конструировать электронные пособия и т.д.













































2.Цели использования информационных технологий:

1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности

3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений микромира;

- изучение производств химических продуктов;

- моделирование химического эксперимента и химических реакций;

-система тестового контроля - подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.





























3. Преимущества ИКТ.

1).Познавательная деятельность.

Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:

- высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке;

- дифференциации вопросов к одному и тому же заданию;

- подбора интересного материала;

- более высокого темпа работы учащихся.

2).Повышение мотивации к предмету:

-посильности заданий для каждого учащегося;

- возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения;

-внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания;

-одновременного слухового и зрительного восприятия материала;

-привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.

3).Экономия времени на объяснение материала достигается путём:

-повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному)

-увеличения темпа работы;

- повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);

-активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.

4). Накопляемость оценок.

Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:

- посильной работе всех учащихся на уроке;

- применению учащимися ИКТ в домашней работе;

- выполнению учащимися творческих заданий;

- самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.

5).Комфортность на уроках.

Комфортность на уроках увеличивается из-за:

- учёта возрастных особенностей учащихся;

- создания творческой атмосферы;

- создания ситуаций успеха;

- использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

- использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

- привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;

- установления связей урока с уроками по другим предметам.

6).Психологический фактор.

-Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей.

-Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

7).Диагностика знаний.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении:

- контрольно-обобщающих уроков,

- фронтальных опросов,

- поурочных опросов,

- программированных опросов.

Таким образом, преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм работы обучающихся и методических приёмов в работе учителя. Многие химические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картинку химического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки и самообучаться.

На уроках по химии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники ,справочники и энциклопедии.





































4. Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1.      Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2.        У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3.      Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4.      Отсутствие контакта с учителем информатики.

5.      В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

6.      Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7.      Не хватает компьютерного времени на всех.

8.      В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.

9.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

 

















































5.Методические приёмы.

Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Моя задача – содействовать формированию информационной культуры школьников и компьютер становится хорошим помощником на этом пути. В своей системе работы я использую компьютер в различных качествах:

  • Компьютер – средство наглядности;

  • Компьютер – беспристрастный экзаменатор;

  • Компьютер – экскурсовод;

  • Компьютер – источник информации;

  • Компьютер – лаборатория;

  • Компьютер – библиотека.



1.Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекания процесса, попросить объяснить процесс.

2.Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.

3.Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4.Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

5. При проведении практической работы, особенно для начинающих изучать химию можно открыть аналогичную виртуальную практическую работу и выполнять её параллельно. Учитель выполняет действие, а ученики затем повторяют его на реальных приборах и реактивах.





































6. Проектирование уроков с использованием ИКТ.

Работа учителя химии в компьютерной технологии включает в себя несколько функций:

1.Функция организации учебного процесса на уровне класса в целом и учебного предмета. При этом учителю необходимо выстраивать график учебного процесса, проводить внешнюю диагностику, организовывать итоговый контроль.

2. Функция индивидуального наблюдения за обучающимися, оказание помощи, контакт с ребёнком, организация коммуникативных взаимодействий. С помощью компьютера достигаются индивидуальные линии обучения.

3.Функция подготовки компонентов информационной среды (различные виды учебного демонстрационного оборудования, виртуальные наглядные пособия), связь их с предметным содержанием определённого учебного курса.

Компьютерная грамотность в этом случае рассматривается как особая часть содержания компьютерной технологии. Она требует от учителя и обучающихся активного, поступательного процесса информатизации обучения.























































7.Методические материалы ИКТ, используемые в практике работы учителя химии.

Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков химии. К таким объектам относятся:

-видеофрагменты (видеодемонстрации опытов, фрагменты учебных, документальных фильмов), позволяющие наглядно показать процессы, их механизм, а также явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами;

- фотографии, позволяющие зафиксировать этапы работы проекта, эксперимента;

-виртуальные модели: анимации химических явлений, манипулятивные модели (конструкторы и тренажёры), при помощи которых также можно показать химические процессы;

-аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку), при помощи которых возможно сопровождение уроков;

-компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).

Представленные на интернет-сайтах, виртуальные объекты являются полифункциональными. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия, при подготовке к урокам и на различных этапах, составлять основу для отработки у обучающихся разнообразных познавательных умений.

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

 1. Языки программирования с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока,  но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы.  Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.

А также использование на ранних этапах обучения компьютерного виртуального эксперимента даёт обучающимся поверить в свои, вселяет в них уверенность в успешность работы, позволяет побороть «страх перед пробирками», ведь компьютер более знаком современным детям, чем химические реактивы Это является хорошей подготовкой для реального эксперимента.

Моделирование эксперимента на базе компьютерной технологии ни в коем случае не заменят традиционные практические и лабораторные работы, предусмотренные школьной программой по химии, а лишь дополняет экспериментальну часть обучения.

Нельзя использовать компьютер для демонстрации химических опытов, которые можно выполнить в классе. Педагогический эффект от правильного организованного реального эксперимента значительно выше, чем от упрощённой компьютерной демонстрации.

 3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

 4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

 5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

 6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.























































8. Использование ЭОР и ЦОР.

Существует большое количество  специальных электронных учебных изданий, образовательных Интернет-сайтов, инструментальных программ, которые можно использовать на занятиях по химии. Важно знать  информационные источники на CD   и в образовательной сети Интернет для того, чтобы грамотно планировать их использование с целью обучения школьников умению решать конкретные  биологические задачи. (Приложение 2 )

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Каковы задачи ЦОР?
1. Помощь учителю при подготовке к уроку.
2. Помощь учителю при проведении урока.
3. Помощь учащимся при подготовке домашнего задания.
4. Различаем ЦОР по типу работы ученика с ними!
5. Демонстрационные ЦОР - ученик является наблюдателем
6. Интерактивные (информационно-деятельностные) - ученик имеет возможность не только "смотреть демонстрации", но менять сценарий отвечать на вопросы ресурса и, возможно, получить оценку ресурса; выполнять лабораторные и практические задания с помощью ресурса;
поиск в Интернете или в других электронных, например, справочниках;
групповая работа (мини-проект на уроке);интерактивная обучающая игра; и т.п. (Приложение 3)

Использование большинства ЦОР не привязано к определённой методике их применения и предполагает использование дополнительных или других учебных средств.

ЦОР не заменят объяснения учителем новой темы или выполненную собственноручно лабораторную или практическую работу. Однако существуют темы, в которых применение анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся (темы «Строение атома», «Строение электронных оболочек атомов», «Типы химических связей», «Механизмы химических реакций»). Использование ИКТ позволяет рассматривать на уроках химии демонстрационные опыты взрыво- и пожароопасных процессов, реакции с участием токсических и радиоактивных веществ, всего, что представляет большую опасность для обучаемого. Кроме того, только благодаря ЦОР на уроке химии можно продемонстрировать  механизм процесса.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовки домашнего задания.

ЦОРы – это помощь при подготовке к уроку.

  • Компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов. В моей копилке есть набор ЦОРов ко всем программам курса биологии, которые я систематически обновляю с помощью Интернета.

  • Эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов (за небольшое время можно быстро найти нужный материал по теме урока).

  • Подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам).

  • Подготовка творческих заданий.





  • Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами.

ЦОРы помощь при проведении урока.

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор. В классе имеется автоматизированное рабочее место.

  • Использование интерактивных моделей.

  • Компьютерное обучение и тестирование учащихся, помощь в оценивании знаний.

  • Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.







Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий.



  • Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала. Чтобы избежать перегрузки и вооружить учащихся знаниями по химии, учителю необходимо использовать разные формы и методы обучения, и, конечно, заинтересовать учащихся новым для них предметом. Внедрение в учебный процесс ЦОРов существенно изменяет методы преподавания предмета, делает обучение более содержательным, зрелищным. Общение учитель-ученик становится более активным, что позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования.

  • Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. В коллекции образовательных ресурсов есть материалы для закрепления отдельных этапов урока, всего материала урока. Ученики с интересом выполняют такие задания, интерес сменяется радостью, если автоматизированный контроль поставит хорошую оценку. Применяю такие задания обобщающего характера при подготовке олимпиад и экзаменов. Это разгружает учителя, дает возможность проводить консультации с разными группами учащихся.

  • Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п. В коллекции цифровых ресурсов много культурно-просветительских и познавательных.

  • Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.

  • Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

И, отдельное слово, хочется сказать о Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru). Как показала практика применения электронных ресурсов



















при работе со школьниками, ученики успешнее осваивают достаточно сложный учебный материал.

Для урока используются различные типа цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, интерактивные задания. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности многопланового применения в образовательном процессе. Это позволяет учителю адаптировать их к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого участника учебного процесса.

Кратко рассмотрим возможности использования таких интерактивных объектов, как анимации, интерактивные модели, интерактивные рисунки и схемы в учебном процессе. 

Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. Используемые в данном уроке интерактивные рисунки имеют два режима работы. Первый режим работы демонстрационный, второй – тестовый. Для демонстрационного режима работы возможны три варианта. Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме предлагаются несколько опций. Основная работа может проводиться, если выбрать опцию «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Работая в режиме «Подсказка», ученик видит четко очерченные части рисунка, границы которых не всегда понятны в полиграфических изданиях, а учитель, выделяя различные фрагменты интерактивного рисунка, может акцентировать внимание учащихся на конкретном его фрагменте. Этот режим работы может использовать как учитель для объяснения учебного материала, постепенно вводя новую информацию, так и ученик самостоятельно изучая учебный материал с интерактивным рисунком по специально разработанным к нему заданиям или при работе с учебником. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе.

Анимации, как правило, используются для иллюстрации механизмов химических процессов. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна. Наиболее удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеют синхронизированное дикторское сопровождение, это даёт возможность использовать  анимации при объяснении нового материала учителем или проводить учащимся самостоятельное изучение нового материала. По ходу проигрывания анимации актуально использование всплывающих подсказок, а также выделение цветом или подсвечиванием частей экрана или рисунков, т.е. тех фрагментов, на которых необходимо сконцентрировать внимание школьников. Для повышения эффективности учебного процесса сюжеты анимации разбиты на части, и предоставлена возможность выбора режима проигрывания сюжета – с остановкой на ключевых кадрах или без остановки. Работа с анимацией в режиме остановки на ключевых кадрах даёт возможность учителю сделать дополнительные комментарии или дать возможность учащимся сделать записи в тетрадях, а также этот режим позволяет несколько раз проигрывать наиболее сложные фрагменты анимации без особых сложностей поиска необходимого фрагмента сюжета. Все эти приёмы создают возможность квалифицированного объяснения химических процессов с нужными визуальными акцентами.

В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам химии.

Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Использование таких схем возможно для предъявления нового учебного материала при объяснении учителем. Их можно использовать в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Наиболее эффективны схемы при проведении сравнения, в этом случае можно проводить анализ по раскрывающимся плашкам, как по горизонтали, так и по вертикали. 





































































9. Как можно использовать видеотехнологии на уроке.

  Видеофрагменты могут :

1. применяться в качестве иллюстративного материала во время сообщения преподавателя;

2. являются  источником получения новых сведений;

3.использоваться   для  анализа  видеофрагмента по вопросам преподавателя.

В последние годы в совокупности всех своих возможностей использование экранных источников информации выступает в качестве педагогической технологии – видеотехнологии, как составной процессуальной части образовательной системы, характеризующей целостный процесс разработки, демонстрации изображений при помощи технических и электронных устройств и последующего обсуждения увиденного, услышанного.

Использование видео-урока.

Овладеть коммуникативной компетенцией на уроках химии – одна из задач современного урока в рамках ФГОС. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций, общения на уроке с использованием различных приемов работы. Использование видео –фильмов способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики —индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

























10. Примерная схема уроков с использованием ИКТ

Урок-объяснение нового материала (вариант 1, используется один компьютер)

  1. Этап актуализации знаний

  2. Объяснение нового материала с использованием презентации

  3. Этап первоначального закрепления знаний

  4. Подведение итогов, домашнее задание

Урок-объяснение нового материала (вариант 2, используется компьютерный класс)

  1. Этап актуализации знаний

  2. Объяснение нового материала с использованием презентации

  3. Этап первоначального закрепления знаний с помощью компьютерных тренажеров. ВНИМАНИЕ! Цели и задачи работы учащихся за компьютерами должны быть сформулированы до того, как ученики сядут за компьютеры!

  4. Подведение итогов, домашнее задание

Урок – практическая работа

  1. Этап актуализации знаний, проверка домашнего задания

  2. Решение задач (рассматривается образец решения задачи)

  3. Постановка целей практической работы. ВНИМАНИЕ! Цели и задачи работы учащихся за компьютерами должны быть сформулированы до того, как ученики сядут за компьютеры!

  4. Практическая работа по решению задач на компьютерах

  5. Подведение итогов, домашнее задание

Урок решения задач

  1. Этап актуализации знаний с помощью компьютеров. ВНИМАНИЕ! Цели и задачи работы учащихся за компьютерами должны быть сформулированы до того, как ученики сядут за компьютеры!

  2. Решение задач (рассматривается образец решения задачи)

  3. Решение задач учащимися самостоятельно

  4. Подведение итогов, домашнее задание

Выше были изложены этапы и виды уроков, на которых могут применяться информационно-коммуникационные технологии, были даны примерные схемы и рекомендации по организации и проведению такого рода уроков. Однако уроки можно классифицировать и по принципу применения средств ИКТ на них.





















11. Применение средств Интернет на уроках

Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.

Прежде выясним, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:

1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т.п.;

2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, online форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

1. Поиск информации

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

  • написание рефератов,

  • составление аннотированных ссылок,

  • рецензия на сайт по теме,

  • работа с веб-квестами,

  • поиски «сокровища»,

  • сбор мультимедийного материала к теме,

  • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:

  • поиск опубликованной в сети информации;

  • сбор информации, не представленной в сети, с целью ее публикации в сети.

К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

  • написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте курса, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

  • анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание, создание рейтинга работ учащихся;

  • составление коллекции аннотированных ссылок интернета по теме;

  • рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;

  • работа с веб-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети;

  • обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем;

  • «поиски сокровища». Преподаватель находит (или прячет) где-то в сети интересный документ, который учащиеся должны отыскать с помощью поисковых систем, используя ключевые слова, формулируя другими словами заданную проблему;

  • сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);

  • иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).

К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

  • консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области;

  • проведение опросов. Выбирается интересующая учащихся тема, например отношение к выборам, и опрашивается возможно большее количество людей в сети или используются обычные методы опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.

Сбор информации происходит во время:

  • проведения опросов,

  • консультации экспертов.

2. Общение

  • виртуальные встречи. Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:

  • как участвовать во встрече;

  • краткая биография приглашенного;

  • публикация одного из его произведений (например, статьи);

  • как будет происходить встреча.

Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции.

  • переписка. Переписка между отдельными учащимися (например, знаменитый проект «Тандем» по изучению иностранных языков, когда в пару объединяются два носителя разных языков, чьей целью является овладение языком собеседника).

  • обсуждение. Обсуждение заданной темы или вопроса (в асинхронной телеконференции или форуме). При этом следует учить аргументированию собственной позиции.

  • ролевые игры. Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции. Ролевая игра, которую ведет преподаватель. В качестве примера при ведем один из сайтов в Квебеке (Канада). Преподаватели организовали виртуальную деревню конца XIX в. Каждый из них взял на себя разные роли — кузнеца, доктора, почтальона и т. п. Учащиеся, чтобы пообщаться с данными персонажами, должны хорошо представлять себе, какой была жизнь в ту эпоху, а для этого им придется прочитать немало книг.

  • консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00. Тематический чат может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Учащиеся заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями.

Видеоконференции могут дать учащимся возможность наблюдать за работой лунохода, стыковками орбитальных станций; присутствовать на экспериментальных медицинских операциях, т. п.































































12. Публикация в сети

  • создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);

  • создание веб-квестов для работы по теме и размещение их на школьном сайте. Например, огромной популярностью в мире пользуется конкурс ThinkQuest, где учащимся разных стран предлагается создать образовательные странички на любую интересующую их тему. Главное условие — читатели данных страниц должны получить полное представление о затронутой проблеме;

  • публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;

  • создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках учащихся, банка игр и упражнений;

  • конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов;

  • социальные акции — они дают возможность оказания реальной помощи кому-то. Например, в Бельгии студентами факультета сурдо- и тифлопедагогики университета Брюсселя была проведена акция поддержки детей. С помощью сетей они организовали сбор средств, которые были перечислены в детские дома для слабослышащих детей;

  • создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся— создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.

Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности ИКТ-технологий учебном процессе.





















13.Применение Интернета при подготовке к урокам и занятиям

Перечислим виды деятельности учащихся и учителя, которые могут использоваться ими при подготовке к урокам и мероприятиям:

1) написание рефератов,

2) сбор мультимедийного материала к теме,

3) иллюстрирование своих текстов материалами из интернета

4) виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции

5) переписка

6) консультации

Виды деятельности учащихся и учителя, которые могут использоваться ими на уроках и мероприятиях:

1) поиски «сокровища»

2) ролевые игры

3) общение по электронной почте, с использованием чатов, видеоконференций.





















































14. Схема уроков с использованием Интернета

Урок – объяснение нового материала

  1. Актуализация знаний

  2. Постановка проблемы

  3. Поиск информации по затронутой проблеме в Интернет

  4. Анализ полученной информации, выводы

  5. Домашнее задание

Урок – практическая работа

  1. Актуализация знаний

  2. Постановка задания для практической работы

  3. Поиск информации по заданию в Интернет

  4. Анализ полученной информации, выводы. Проверка выполненного задания

  5. Домашнее задание

Урок - ролевая игра

  1. Актуализация знаний

  2. Распределение ролей, постановка целей ролевой игры

  3. Ролевая игра

  4. Подведение итогов ролевой игры

  5. Домашнее задание

Урок – соревнование

  1. Актуализация знаний

  2. Формулирование задания для поиска информации в Интернет (может быть один или несколько вопросов, на которые надо найти ответы)

  3. Поиск информации

  4. Подведение итогов соревнования: сравнение количества ссылок, сравнение содержания найденной информации

  5. Домашнее задание

Для проектирования и анализа урока с использованием ресурсов сети Интернет можно использовать ту же технологическую карту и тот же анализ урока, что и при проектировании урока с использованием средств ИКТ.























15. Значение цифровых образовательных ресурсов

- Это способ развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности.

- Развитие специальных умений и навыков владения средствами ЦОР, а также методами ИКТ - это возможность реализовать себя.

- При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.

- Роль данных средств в обучении определяется методической значимостью показываемого в качестве наглядного сопровождения урока химии.

- Средства ЦОР можно правомерно приравнять к изобразительны наглядным средствам обучения, сопровождающим демонстрации в ходе рассказа, беседы или лекции.

- Не исключая специфику предмета «Химия» ЦОР могут быть использованы как дополнительные средства демонстрационного характера, иллюстрирующие процессы, явления, химические объекты, которые либо невозможно показать на уроке, либо их демонстрация существенно затруднена.



















































16. Заключение.

Хочу больше обратить внимание на применение ИКТ в области исследовательско – проектной деятельности. 

В первую очередь, исследовательско – проектный метод – это активный поиск необходимой информации (анализ литературы, методик). Сегодня облегчает этот поиск сеть Интернет. Во – вторых, это статистическая обработка данных (ни одна работа в области химии и биологии не будет даже рассматриваться на конкурсе без наличия этих данных). И опять к нам на помощь приходят не только калькуляторы, но и статистические сайты. Сама работа также представляется не в рукописном виде, учащиеся при наборе применяют навыки / учатся работать  в Word и Power Point.

Чем  учитель может помочь своим ученикам при проектно – исследовательской деятельности? Ответ прост: направить поиск информации в  нужном направлении, не  делая выбор за ребёнка; помочь рационально распределить своё время, организуя деятельность дистанционно. В настоящее время пробую работать при помощи собственного сайта. Здесь для юных исследователей создана рубрика «Исследователь», где размещена вся необходимая информация.

 Использование  компьютера в учебном  процессе дает возможность более эффективно работать по темам самообразования, накопить в банке данных  необходимый дидактический материал. Все свои наработки я храню в электронном виде, что, несомненно, более удобно. В данный момент я работаю над заполнением своего сайта (http://infourok.ru/user/barinova-anzhela-aleksandrovna ), который предназначен прежде всего для учителей химии и биологии, но также является моей методической копилкой.

  Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном уроке имеет большое значение:

- Экономит время.

- Доступность учащимся самой современной информации по предмету.

- Возможность обратной связи с каждым учеником.

- Наглядность представленного учебного материала.

- Возможность развития пространственного мышления по предметам естественно-математического цикла.

- Оперативность получаемой информации.

- Позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации, путем ориентации учения на успех ( позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружелюбностью машины по отношению к ученику.

- Используя компьютерную технику, учитель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.

- Использование ИКТ в целом процессе обучения обеспечивает:

- Интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

- Многоаспектное развитие школьника

- Подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества

- Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Интернет-ресурсы и литература

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 ВикипедиЯ.

  2. http://mylektsii.ru/1-83509.html Предмет и методы познания химической науки.

  3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3a9377b9-6e13-41de-9ac2-79887886843b/um8_konspekt_lekcii.html лекция   тема «Использование новых информационных технологий при подготовке учителя к уроку биологии».

  4. http://900igr.net/prezentacii-po-khimii.html химия (готовые презентации).

  5. http://www.myshared.ru/slide/282637/ химия (готовые презентации).

  6. http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе.

  7. http://guineecole.narod.ru/uc_uch_site.html Полезные советы.

  8. http://karpolya.ru/page/ikt-v-rabote-uchitelja-biologii-i-himii Карпова О.

  9. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Редакция 2.0. Русский перевод (сигнальный вариант).

10. Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М.,Вита – Пресс, 2002.

11. Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998.

12. Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2003.

13.Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения»,М.,1990

14. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 1979.

15. С.В. Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии», Москва 2007 год

16. Демкин В.П., Можаева Г.В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. – Томск 2003.

17.Васина О.С. Применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе школы. МОУ «Информационно-диагностический (методический) центр. Рязань,2008.



















Приложение 1.

Интернет-ресурсы для учителей химии.

Газета "Химия" и сайт для учителя "Я иду на урок химии"
http://him.1september.ru
ChemNet: Портал фундаментального химического образования России.
Химическая информационная сеть
http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://www.alhimik.ru
Всероссийская олимпиада школьников по химии
http://chem.rusolymp.ru
Естественно_научные эксперименты _ химия: Коллекция Российского
общеобразовательного портала
http://experiment.edu.ru
Неорганическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР
http://school_collection.edu.ru/collection/chemistry/
Органическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР
http://school_collection.edu.ru/collection/organic/
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Основы химии: электронный учебник
http://www.hemi.nsu.ru
Открытый колледж: химия
http://www.chemistry.ru
Соросовский образовательный журнал: химия
http://journal.issep.rssi.ru
Химический ускоритель: справочно_информационная система по органи_
ческой химии
http://www.chem.isu.ru/leos/
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической
и неорганической химии
http://school_sector.relarn.ru/nsm/
Химия и жизнь _ XXI век: научно_популярный журнал
http://www.hij.ru
Электронная библиотека учебных материалов по химии на портале
Chemnet
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
WebElements: онлайн_справочник химических элементов
http://webelements.narod.ru
Азбука web_поиска для химиков
http://www.abc.chemistry.bsu.by
Белок и все о нем в биологии и химии
http://belok_s.narod.ru
Виртуальная химическая школа
http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах
http://all_met.narod.ru
Занимательная химия: сайт В.А. Арляпова и И.В. Блохина
http://home.uic.tula.ru/~zanchem/
Классификация химических реакций (с примерами flash_анимаций)
http://classchem.narod.ru
Курс химии на сервере бесплатного дистанционного образования
http://www.anriintern.com/chemistry/
Кон Трен _ Химия для всех: сайт Г.М. Можаева
http://www.kontren.narod.ru
Мир химии: сайт Леонида и Ильи Варламовых
http://chem.km.ru
Мир химии: сайт Василия Грибанова
http://chemworld.narod.ru
Олимпиадные задачи по химии
http://tasks.ceemat.ru
Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атома
http://mendeleev.jino_net.ru
Популярная библиотека химических элементов
http://n_t.ru/ri/ps/
Практическая и теоретическая химия
http://chemfiles.narod.ru
Программное обеспечение по химии
http://chemicsoft.chat.ru
Сайт Alhimikov.net: полезная информация по химии
http://www.alhimikov.net
Учебные материалы кафедры физической и коллоидной химии Южного
федерального университета
http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Sources.html
Химический портал ChemPort.Ru
http://www.chemport.ru
Химический сервер HimHelp.ru: учебные и справочные материалы
http://www.himhelp.ru
Школьная химия
http://schoolchemistry.by.ru
Школьникам о химии: сайт химического факультета АлтГУ
http://www.chem.asu.ru/abitur/
Электронная библиотека по химии и технике
http://rushim.ru/books/books.htm
Элементы жизни: сайт учителя химии М.В. Соловьевой
http://www.school2.kubannet.ru





















Приложение 2.

Предметно-ориентированные диски































Приложение 3.

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов  www.school-collection.edu.ru 
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция)
Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации

Рубрикация широкого спектра материалов:
ЦОР к учебникам, 
тематические и предметные коллекции, 
инструменты организации учебного процесса и поддержки учебной деятельности, 
учебные материалы нового поколения и т.п.)
Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов:

1. Каталог ЦОР:
Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
Поурочные планирования;
Методические рекомендации;
Инновационные учебные материалы;
Инструменты учебной деятельности;
Электронные издания;
Коллекции.

2. Коллекции:
Культурно-историческое наследие
Тематические коллекции
Предметные коллекции

3.Инструменты:
Инструменты учебной деятельности
Инструменты организации учебного процесса 
Программы просмотра ресурсов 
К инструментам, обеспечивающим работу с цифровыми объектами в учебной деятельности, относятся учебные картографические системы, временные оси, классификаторы, предметные виртуальные лаборатории, системы для построения генеалогических деревьев и т.д., и т.п.

4.Электронные издания:
Энциклопедия "Кругосвет"
Журнал "Квант" 
Журнал "Наука и Жизнь" 
Журнал "Химия и Жизнь" 
Полезные Интернет-ресурсы
Сервер школы
В сетевой папке (на сервере) «Учителя» есть папка «ИТ сопровождение».В ней 2 папки: 
- видео мастер-классов
- уроки с применением ИТ и ЦОР
В этой папке вы найдете папку Инструменты - можно скачать:
- адрес сайта с Коллекциями,
- методические рекомендации,
- инструкции по работе с программами,
- разработки уроков и сами инструменты (презентации, видео, интерактивные лаборатории и т.п.)
Сетевой образовательный журнал для учителей Южного округа www.journal.edusite.ru 
В портфель учителю предметнику. Полезные ссылки учителям по предметам ИКТ в учебном процессе на I ступени образования.
Стандарты второго поколения.
Виртуальная школа ОМЦ www.omc-class.ru (для входа необходима регистрация*) 
Размещены:
курсы ПК, мониторинги, подготовка к ЕГЭ, материалы методистов по предмету, разработки уроков.
Система федеральных образовательных порталов  www.edu.ru  :
Сайты
Электронные библиотеки,
СМИ
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов www.fcior.edu.ru 
(выбрать Каталог...) Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
www.prometheanplanet.ru/

Интерактивные ресурсы для ваших уроков: флипчарты, пакеты ресурсов, полезные ссылки, тематические интерактивные уроки!

И многое другое.



































Приложение 4

Анализ и критерии оценки уроков с использованием ИКТ

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для  выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства. План анализа и критерии оценки урока с использованием ИКТ основан на классических схемах анализа и критериях оценки урока.

Примерный план анализа учебного занятия с использованием ИКТ

  1. Дайте характеристику класса, в котором проведены учебные занятия (количество детей, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к Вашему предмету и др.)

  2. Определите место проведенного учебного занятия в системе учебных занятий по данной теме.

  3. Обоснуйте формулировку темы учебного занятия и способа доведения ее до учащихся.

  4. Сделайте обоснование цели и задач учебного занятия.

  5. Обозначьте главный этап учебного занятия.

  6. Выделите наиболее успешный этап (а может быть фрагмент!) учебного занятия.

  7. Проанализируйте компоненты учебного занятия, способствовавшие его успешности, реализации триединой дидактической цели. Укажите, какие условия определили успешность занятия (подготовленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, контроль, сложившийся микроклимат взаимопонимания и доверия в группах учащихся, сотрудничество учителя и учащихся, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность выбранной формы учебного занятия и т.д.). Проанализируйте методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

  8. На каких этапах урока использовались средства ИКТ. Проанализируйте методы деятельности учителя и ученика на этих этапах.

  9. Проанализируйте методику использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

  10. Соблюдены ли санитарно – гигиенические требования (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

  11. Прокомментируйте результат учебного занятия во взаимосвязи с поставленными целями и задачами. Обратите особое внимание на влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

  12. Мог ли результат быть более высоким? Что в таком случае помешало достичь его: слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем и сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели учебного занятия и т. д.

  13. Оцените атмосферу учебного занятия: взаимопонимание в звеньях «учитель-класс», «учитель-микрогруппы», «ученик-учитель», «ученик-класс», «ученик-ученик» и т. д.

  14. Проанализируйте организацию учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

  15. Как Вы оцениваете элементы импровизации в ходе учебного занятия, если они имели место: их подготовленность, место и своевременность импровизации, реакция учащихся на неожиданный поворот в ходе учебного занятия и т. д.

Оценка урока

п/п

Критерии

Возможное количество баллов

1.

Содержание урока:

- целесообразность;

- научность;

- структурированность;

- дифференциация по сложности и объему;

- глубина содержания;

- новизна.



1-10 баллов


2.

Выбор и применение методов и средств:

- соответствие поставленным целям и задачам;

- уровень владения выбранными методами и

средствами;

- какая методика применяется при использовании средств ИКТ (адаптированная, авторская);

- используются ли электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету;

- выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся;

- выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока;

- оригинальность, уникальность, самобытность, методики;

- возможность передачи методики другим учителям (технологичность).



1-10 баллов

3

Использование средств ИКТ на уроке:

- ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока;

- использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся;

- ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся;

- ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении;

- соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера;

- соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе.

1-10 баллов

4

Результативность:

- определение цели урока и уровень ее достижения;

- подведение итогов урока;

- использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока;

- использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала;

- использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний;

- организация обратной связи с учениками;

- умение создать условия для творческой активности детей.



1-10 баллов

5

Характер общения с учащимися:

- качество взаимодействия учителя с учеником;

- качество взаимодействия учеников между собой;

- глубина содержания;

- новизна.





1-10 баллов

6

Личные профессиональные качества учителя:

- способность к творчеству,

импровизации;

- неординарность и глубина

педагогического мышления.

1-10 баллов









































































Приложение 5.



Приведем пример конспекта урока МХК с использованием Интернет.

Календарно-тематическое планирование курса с использованием средств ИКТ

Вопрос о применении компьютера на уроке, о том, какие программные средства и в каком количестве использовать решает сам учитель. Исходить следует из целесообразности и эффективности применения компьютера, о чем подробно говорилось выше. Приведем образец календарно-тематического планирования курса с использованием средств ИКТ.

Календарно-тематическое планирование по _______________
с использованием средств ИКТ на
I(II) полугодие 200 __- 200___ уч.г.

Классы: ________________

Учитель: ________________

Количество часов: всего ___________, в неделю ________, с использованием средств ИКТ ________________.

Плановых контрольных уроков _________, зачетов ________, тестов ____.

Планирование составлено на основе (указать документ)______________.

Учебник _______________________________________________________

Дополнительная литература ______________________________________.

Пояснительная записка (обоснование выбора, изменений, дополнений и т.п.)



Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Из них с применением средств ИКТ

Кол-во часов по теме

Из них с применением средств ИКТ

Примечание



















Календарно-тематический план по ______________ с использованием средств ИКТ на I(II) полугодие 200 __- 200___ уч.г.

Темы уроков

Кол-во часов

Тип урока

Наглядные пособия (схемы, плакаты и т.п.)

Технические средства

Компьютерные программы (название, вид)

Этап использования средств ИКТ на уроке, время работы учащихся за компьютером

Д/з










По такому плану может быть представлен как годичный курс, так и одна его тема.











Приложение 6.



ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Цифровых Образовательных Ресурсов

ДЛЯ 8 КЛАССА

Тема 1 «Первоначальные химические понятия»

п/п

 

Тема урока

 

Название ЦОРа

 

Вид модуля

 

Номер модуля

 

Другие ЭОР

1.

Предмет химии. 

История развития химии.

 

Алхимическая лаборатория

 

Информационный

 

Информационный

 

mmlab.chemistry.002i.oms

 

mmlab.chemistry.003i.oms

Портреты великих химиков

2.

Химия как часть естествознания.

Вещества

 

Вещество как объект изучения химии.

 

Информационный

 

mmlab.chemistry.004i.oms

 

Видеофильм «Многообразие веществ»

3.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

 

Виртуальная лабораторная работа “Различаем вещества”.

 

 

Тренажер “Описание некоторых свойств чистых веществ”.

 

 

 

Тесты по теме “Чистые вещества и смеси”.

 

Практический

 

 

 

Практический

 

 

 

 

 Контрольный

 

mmlab.chemistry.005p.oms 

 

 

 

mmlab.chemistry.012p.oms

 

 

 

 

mmlab.chemistry.006k.oms

 

 

4-5

Практическая работа №1 Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным

Оборудованием

 

Правила ведения лабораторного журнала

Правила работы в школьной лаборатории.

 

Виртуальная лабораторная работа “Наблюдения за горящей свечой”.

Информационный

 

Информационный

 

 

Практический

mmlab.chemistry.014i.oms

 

mmlab.chemistry.019i.oms

 

 

mmlab.chemistry.015p.oms

 

Презентация для Практической работы №1

 Схема оформления работы

6.

Практическая работа №2 Очистка загрязнённой поваренной соли

Виртуальная лабораторная работа “Очистка поваренной соли от примесей”.

Практический

mmlab.chemistry.170p.oms

Презентпция«Правила безопасности при работе с реактивами и приборами»

7.

Физические и химические явления.

Превращения веществ – явления физические и химические.

Первоначальные представления о химических реакциях.

Виртуальная лабораторная работа “Признаки химических реакций”

. Виртуальная лабораторная работа “Явления физические и химические”.

Информационный

 

 

Информационный

 

 

Практический

 

 

 

Практический

mmlab.chemistry.007i.oms

 

 

mmlab.chemistry.035i.oms

 

 

mmlab.chemistry.008p.oms

 

 

 

mmlab.chemistry.036p.oms

1 Презентация

Физические и химические явления

2.Видеофильм

Явления природы

8.

Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

История понятий атомы и молекулы. Атомная гипотеза.

Информационный

mmlab.chemistry.054i.oms

Флеш-анимация

Кристаллические решётки

9.

Простые и сложные вещества. Химический элемент

Виртуальная лабораторная работа “Получение сложного вещества из простых”.

Химический элемент. Формы существования химического элемента.

Практический

 

 

 

Информационный

mmlab.chemistry.016p.oms

 

 

 

mmlab.chemistry.055i.oms

 

 

 

10.

Знаки химических элементов. Относительная атомная масса

Символы химических элементов.

Относительная атомная масса

Информационный

 

Информационный

mmlab.chemistry.057i.oms

 

mmlab.chemistry.067i.oms

 

11.

Закон постоянства состава вещества. Относительная молекулярная масса. Химические формулы

Тесты по теме “Атомы и химические элементы, молекулы”.

Закон постоянства состава веществ.

 

Химические формулы

Относительная молекулярная масса вещества.

Контрольный

 

 

Информационный

 

 

Информационный

Информационный

mmlab.chemistry.058k.oms

 

 

mmlab.chemistry.062i.oms

 

 

mmlab.chemistry.060i.oms

mmlab.chemistry.068i.oms

 

12-13

Решение задач «Расчёты по химической формуле»

Тренажер “Информация, заключенная в химической формуле вещества”.

Практикум решения задач по теме “Вычисления по химическим формулам”.

Решение задач по теме “Вычисления по химическим формулам”.

Практический

 

 

Практический

 

 

 

Контрольный

mmlab.chemistry.063p.oms

 

 

mmlab.chemistry.064p.oms

 

 

 

mmlab.chemistry.066k.oms

 

14-15

Валентность химических элементов. Составление формул по валентности

Понятие о валентности атомов.

Тренажер “Валентность атомов в бинарных соединениях”.

Алгоритм составления формул бинарных химических соединений.

Информационный

 

Практический

 

 

Информационный

mmlab.chemistry.141i.oms

 

mmlab.chemistry.142p.oms

 

 

mmlab.chemistry.147i.oms

 

16

Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения

Уравнения химических реакций.

Информационный

mmlab.chemistry.181i.oms

Флеш – анимация «Сущность химической реакции»

17

Составления уравнений химических реакций. Типы химических реакций

Тесты по теме “Химическая реакция”.

Реакции разложения.

Реакции соединения

Реакции замещения.

Виртуальная лабораторная работа “Реакция разложения малахита”.

Тесты по теме “Реакции разложения”

Виртуальная лабораторная работа “Горение магния на воздухе – реакция соединения”.

Тесты по теме “Реакции соединения”.

Виртуальная лабораторная работа “Растворение цинка в серной кислоте – реакция замещения”.

Тесты по теме “Реакции замещения”.

 

Контрольный

 

Информационный

Информационный

Информационный

Практический

 

 

Контрольный

 

Практический

 

 

 

Контрольный

 

Практический

 

 

 

Контрольный

mmlab.chemistry.180k.oms

 

mmlab.chemistry.183i.oms

mmlab.chemistry.187i.oms

mmlab.chemistry.192i.oms

mmlab.chemistry.185p.oms

 

 

mmlab.chemistry.186k.oms

 

mmlab.chemistry.189p.oms

 

 

 

mmlab.chemistry.190k.oms

 

mmlab.chemistry.195p.oms

 

 

 

mmlab.chemistry.196k.oms

Таблица

Классификация химических реакций

18.

Количество вещества. Моль Молярная масса

Количество вещества. Моль

Тесты по теме “Количество вещества”.

Информационный

 

Контрольный

mmlab.chemistry.070i.oms

 

mmlab.chemistry.075k.oms

Презентация «Что такое моль?»

19.

Решение расчётных задач по формулам с использованием количества вещества

1СОбразовательная коллекция- Самоучитель. Химия для всех. Решение задач.

Электронный учебник

 

 

20.

Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»

Варианты работы

Текстовый документ

Контрольный

Химия 8 класс тема1

Электронный диск 1С Репетитор

Химия 8 класс









Приложение 7.

Традиционный тип урока с использованием ИКТ

Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).

Комбинированный тип урока с участием учителя-тьютора

Этот вариант проведения занятий предполагает, что традиционные уроки сохраняются в объеме 50-70% учебного времени. Оставшиеся 30-50% времени отводятся на внеурочную работу учащихся в компьютерном классе под руководством учителя–тьютора.

Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает организацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.

Самостоятельная работа может быть связана с поиском и изучением дополнительной информации по курсу (например, подготовка к докладу); оформлением результатов выполнения домашнего задания (составление на компьютере схем, таблиц, графиков; подготовка звукозаписи, видеозаписи).

Для формирования навыков самостоятельной обработки учебной и научной информации, ее анализа и обобщения, учителю необходимо организовать поиск и сбор информации учащимися на различных электронных носителях, в сети Интернет: составить список информационных средств по запросу учащегося; указать сайты, на которых размещена информация по соответствующей теме; оказать помощь в поиске, анализе, оценке и обработке информации.

Включение учащихся в проектную деятельность создает условия для широкого применения ИКТ. В последнем случае проекты можно проводить с использованием электронной почты, телеконференций. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы. Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту, проведение социологических опросов и т.д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе можно предложить школьникам использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую анимацией, звуко- и видеозаписями.

Специфика деятельности учителя-тьютора, сопровождающего проектную деятельность учащихся заключается в следующем:

  • помогает учащимся определить цели и задачи, которые предполагается решить в ходе их исследовательской деятельности;

  • определяет предмет информационного поиска для учащихся в соответствии с темой, проблемой проекта;

  • знакомится с фондами электронных и информационных ресурсов, составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе их проектной деятельности;

  • продумывает возможную поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств;

  • в ходе практической поисковой деятельности учащихся оказывает им всевозможную помощь в поиске информации, ее обработке, консультирует, если возникает необходимость, по оформлению результатов проекта и его представления с помощью средств ИКТ.







38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!