СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Применение игровых технологий на уроках математики". Показана важность и эффективность применения игр на уроках математики. Приведены примеры некоторых игр.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на уроках математики»

Применение игровых технологий на уроках математики



Учитель: Фостова Кристина Евгеньевна



«Игра –это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире

.Игра –это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»

(В.А.Сухомлинский.)



Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» - в переводе с греческого, означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни.

Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.

На первый план выходят такие задачи обучения, как:

·  охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

·  развитие их индивидуальности;

·  формирование желания и умения учиться;

·  организация личностно ориентированного взаимодействия в системе «педагог-ученик-родитель».

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению математики.

Цель моей работы, как учителя математики – показать, как средствами игры помочь развить у учеников познавательный интерес, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

Цель применения игровых технологий – развитие устойчивого познавательного интереса учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

  I.  Образовательные:

1.  Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

2.  Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

  II.  Развивающие:

1.  Развивать у учащихся творческое мышление.

2.  Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

  III.  Воспитательные:

1.  Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2.  Вырабатывать самосознание.

3.  Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся значения слова «играть»: игра определяется как «действие по глаголу «играть» - «развлекаться, забавляться…, проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».

Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Вывод: большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

  • развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); 

  • коммуникативную: освоение диалектики общения; 

  • по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»; 

  • терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 

  • коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; 

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей; 

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том .что:

-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;

-в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности

-игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;

-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала

-разнообразные игровые действия ,при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.

Математическая игра: цели, задачи, функции и требования.

Цели применения математических игр:

  • развитие мышления;

  • углубление теоретических знаний;

  • самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • воспитание сотрудничества и коллективизма;

  • приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие волевых качеств;

  • контроль знаний;

  • мотивация учебной деятельности



Задачи математических игр:

1. образовательные:

  • способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

  • способствовать расширению кругозора учащихся и др.

2. развивающие:

  • развивать у учащихся творческое мышление;

  • способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

  • способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

3.воспитательные:

  • способствовать воспитанию развивающейся и реализующейся личности;

  • воспитать нравственные взгляды и убеждения;

  • способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Функции математических игр:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Требования к игровым урокам

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. .

Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Таким образом не только сильные учащиеся проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.

Виды математических игр:

  • игры-упражнения;

  • игры-путешествия;

  • сюжетная ролевая игра:

  • игра-соревнование.

Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки , загадки.

Игры-путешествия служат, в основном , целям углубления , осмысления и закрепления учебного материала.

Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации., а учащиеся играют определённые роли.

Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.

Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал , но весьма сложные вопросы учебной программы.

Классификация математических игр по назначению.

По назначению различают: обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.

Участвуя в обучающей игре, школьники приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний: ученики вынуждены приобрести новые знания перед игрой; очень заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным на игре, ученик может изучить его подробнее уже самостоятельно.

Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как: внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.

Для участия в контролирующей игре учащимся достаточно имеющихся у них знаний. Цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их.

Занимательные игры отличаются от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры - это привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету.

И последний вид в этой классификации, это развивающие игры. Они в основном предназначены для сильных учеников, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления при решении соответствующих заданий.

Все эти виды переплетаются между собой, и одна игра может быть одновременно и контролирующей, и обучающей, лишь в соотношении между целями можно говорить о принадлежности математической игры к тому или иному виду.

Выводы

Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Считаю, что учитель должен восхищаться красотой и мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить, что встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд, мировоззрение, убеждения, творческие способности.

Игровые технологии используются на уроках в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Уроки, проводимые мною с применением игровой технологии, приведены ниже.



Игровые ситуации на уроках математики

Привожу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках математики.

Пример 1.

Тема «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0).

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Эта игра очень нравится учащимся.

Пример 2.

Тема «Действия с целыми числами» (6 класс)

Игра «Математическое лото»

Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.



Игра «Магические квадраты»

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.



Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.



Игра «Забег по кругу»



На доске записана цепочка примеров, которые нужно выполнить строго по указанию стрелки. При правильном выполнении заданий получают первое число цепочки.

Эти игры помогают усвоить все действия с целыми числами, вычислительные навыки, сообразительность, внимательность.

Пример 3.

Тема «Десятичные дроби»

Игра «Цветочек»

В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.



1) 1,5 ∙ 0,2

2) 3,75 ∙ 0,2

3) 3,4 : 0,2

4) 0,08 + 0,2

5) 4,02 + 0,2

6) 5,3 – 0,2

После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.

Пример 4.

Тема «Признаки делимости чисел»

Игра «Лучший счетчик»

Класс делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро. В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность.

Для снятия и предупреждения нарастающего утомления на уроке я провожу физкультминутки в игровой форме, которые помогают не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно вспомнить определенный учебный материал.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Также на уроках математики для формирования и развития познавательного интереса я задаю творческие задания:

1. Конкурс художников по теме: «Координатная плоскость».

2. Сделать подборку пословиц и поговорок в содержание которых входит число

3. Придумать свою задачу на данную тему, оформить и решить ее.



И закончить хочется таким четверостишием:

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!