СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение гидролиза в промышленности

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение гидролиза в промышленности»

Тема урока: Применение гидролиза в промышленности.

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у обучающихся понятие о гидролизе солей, как реакции ионного обмена, рассмотреть механизм ее с точки зрения ТЭД, обобщить и углубить знания об обратимых химических реакциях.

  2. Развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, трудолюбие, логическое мышление, развивать общеучебные умения и навыки.

  3. Воспитывающая: формировать материалистическое представление об окружающем мире, воспитывать осознанное представление о химии как производительной силе общества, воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение работать с учебным материалом, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.

  2. Сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

  3.  Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Тип урока: Урок открытия и усвоения новых знаний

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, создание положительной эмоциональной атмосферы. Преподаватель объявляет тему и задачи урока, обосновывает значимость гидролиза солей в практической деятельности человека.

II. Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос обучающихся у доски по вопросам домашнего задания:

1.составление уравнений диссоциации:Н2ЅО4;  Ва(ОН)2; К2СО3;  КН2РО4; CuOHCl

2.составление уравнений реакций ионного обмена с  образованием осадка, газообразного вещества, воды.                  

3.Выполнение теста «Реакции ионного обмена» для остальных обучающихся

III. Актуализация знаний обучающихся

Разминка.

  • Назовите формулы сильных оснований.

  • Назовите формулы слабых оснований.

  • Назовите формулы сильных кислот.

  • Назовите формулы слабых кислот.

  • По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?

  • Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

  • Какова среда раствора в данном случае?

  • Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

  • Какова среда раствора?

  • Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.

  • Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде

IV. Изучение нового материала

Очень важное значение в промышленности основного органического и нефтехимического синтеза имеет такой процесс, как гидролиз. Применяя его в отношении жиров, целлюлозы и углеводов давно получают мыло, глицерин, этиловый спирт и другие ценные продукты. В области органического синтеза рассматриваемые операции используются главным образом для производства спиртов С25, фенолов, простых эфиров, окисей, многих ненасыщенных соединений, карбоновых кислот и их производных (сложных эфиров, ангидридов, нитрилов, амидов), а также ацетальдегида и других соединений. Перечисленные вещества имеют очень важное применение в качестве промежуточных продуктов органического синтеза, мономеров и фенолов, эфиров акриловой и метакриловой кислот, меламинов, хлоролефинов, акрилонитрилов, пластификаторов и смазочных материалов. Также используют для растворителей (спирты, простые и сложные эфиры, хлоролефины), пестицидов, поверхностно-активных веществ и т.д.

Очень часто рассматриваемые реакции являются промежуточным этапом в многостадийных синтезах других продуктов целевого назначения. Кроме того, процесс гидролиза имеет очень важное значение. Это связано с тем, что они являются промежуточными стадиями при синтезе многих других веществ. Производство перечисленных выше продуктов имеет большие масштабы как у нас в стране, так и за рубежом.

Данным синтезом называют процессы замещения или двойного обмена, протекающие под действием воды или щелочей. Их можно классифицировать на реакции, идущие с расщеплением связей С-С1, С-О, С-N и др. При этом для хлорпроизводных кроме собственно процесса с замещением хлора может происходить щелочное дегидрохлорирование с образованием ненасыщенных соединений или окисей. Гидролиз по С-О связи наиболее характерен для сложных эфиров, но в органическом синтезе более важна обратная ему реакция этерификации. К ней способны многие неорганические кислоты, а также их производные.

Некоторые реакции гидратации равновесны; обратный процесс отщепления воды называют дегидратацией, которая может быть не только внутри-, но и межмолекулярной. Выделение воды происходит при многих органических процессах (этерификации, нитрования и др.). Поэтому данный термин применяют лишь к тем видам синтезирования, которые не имеют других, более определяющих систем классификации. Таким образом, видно, что близость с другими процесса гидролиза, объясняется наличием обратимых превращений и генетических связей.

Вода (или водяной пар в парофазных реакциях) в отсутствие катализаторов является очень слабым агентом, причем многие из рассмотренных выше реакций с ней вообще не идут или протекают настолько медленно, что становятся непригодными для практических целей. Это обусловлено тем, что данная жидкость представляет собой слабое основание и нуклеофильный реагент. Замена ее более активным гидроксильным ионом ведет к значительному ускорению процесса, который становится необратимым. Щелочной гидролиз особенно эффективен в случае хлорпроизводных; он применяется также при процессе производных карбоновых кислот (нитрилов, амидов, сложных эфиров).

Однако для ряда рассматриваемых реакций (гидратации ненасыщенных соединений, синтеза простых и сложных эфиров, всех процессов дегидратации и др.) щелочи неприменимы. В качестве щелочных агентов в промышленности применяют водные или водноспиртовые растворы NaOH, вещества более дешевой гидроокиси кальция, соды или других щелочных солей. Они оказывают более медленное и мягкое гидролизующее действие, которое может иногда отличаться от действия сильных щелочей. Для гидролиза органических соединений, а также для реакций гидратации, дегидратации и этерификации типично каталитическое влияние кислот.

Из рассмотренных ранее процессов только превращения хлорпроизводных не чувствительны к этим катализаторам. Влияние кислот обусловлено активированием органической молекулы за счет присоединения протона, в результате чего она становится способной к взаимодействию даже с такими слабыми реагентами, как вода и спирты. Их каталитическое действие зависит от силы, поэтому выгодно применять более сильные вещества, но в то же время они должны быть достаточно дешевыми. Часто для гидролиза используют серную кислоту, роль которой иногда не ограничивается действием протона, но заключается также и в образовании различных промежуточных соединений, например сернокислых эфиров.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!