Тема: «Применение ФГОС на уроке математики в начальной школе ».
Основные цели:
1) тренировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере таблицы умножения и деления на 5; тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
2) развивать мыслительные операции, речь, умение наблюдать, делать выводы.
3) воспитывать интерес к изучению предмета.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, а вам нравится математика?
У
читель открывает на доске высказывание:
Прочитайте высказывание, записанное на доске. Как вы понимаете эти слова? (…)
Я уверена, что вы любите уроки математики, потому что все вместе вы делаете уроки интересными, и всегда узнаёте на них что-то новое, необычное.
Этот урок не будет исключением. Интересно вам узнать, что ждёт вас на уроке? Тогда за работу!
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле. (Лягушка)
Лягушки — семейство бесхвостых земноводных, современник и человека, и динозавра.
Из этой книги я узнала много интересных фактов из жизни лягушек. Мне очень захотелось поделиться с вами тем, что меня заинтересовало. И я решила связать эти факты с уроком математики.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 2,3 и 4, тренинг вычислительного навыка.
3 * 4 = 12
2 * 9 = 18
24 : 4 = 6
7 * 2 = 14
21 : 3 = 7
4 * 4 = 16
32 : 8 = 4
2 * 5 = 10
27 : 9 = 3
20 : 4 = 5
А сейчас посмотрите на ряд чисел, который у вас получился. На какие группы можно разбить эти числа? (Чётные и нечётные, однозначные и двузначные, …)
Запишите в тетрадь эти ответы в порядке возрастания.
Один из учащихся выполняет задание у доски:
3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 14, 16, 18
Что вы замечаете? (Однозначные числа увеличиваются на 1, идут по порядку, двузначные числа увеличиваются на 2.)
Во сколько раз надо увеличить самое маленькое число этого ряда, чтобы получить самое большое число этого ряда? (В 6 раз.)
Найдите в ряду числа, одно из которых в 2 раза больше другого. (6 и 12, 7 и 14.)
На сколько первое двузначное число больше последнего однозначного? (На 5.)
Дайте характеристику числа 5. (Натуральное, однозначное, нечётное, содержит 5 единиц, предыдущее 4, последующее 6.)
Выполните следующее задание, и вы узнаете, сколько пальцев на лапках лягушки.
14 : 7 + 3 =
24 : 8 + 7 =
Решив следующий пример, вы узнаете продолжительность жизни травяной лягушки. (15 лет)
27 : 3 + 6 =
Давайте вспомним, какой ряд чисел у нас получился. (5, 10, 15)
На сколько последующее число больше предыдущего? (на 5).
Что вы можете сказать по поводу получившегося ряда? (Это счёт пятёрками, числа увеличиваются на 5.)
Прибавляйте к 15 по 5, пока не получится 50.
Вычитайте из 45 по 5, пока не получится 20.
Это и будет наша каллиграфическая строка.
Пальчиковая зарядка «Лягушата»
Лягушата плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке.
2) Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.
Один из учащихся составляет равенства у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях или на индивидуальных планшетках.
Как можно выполнить умножение данное умножение, если таблицу на 5 мы ещё не составляли? (Заменить умножение сложением или воспользоваться квадратной таблицей умножения.)
Каким свойством умножения воспользовались при составлении второго равенства? (Переместительным свойством: при перестановке множителей значение произведения не меняется.)
Какую зависимость надо знать, чтобы записать третье и четвертое равенства? (Зависимость между произведением и множителями.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений на умножение и деление на 5.)
Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться квадратной таблицей умножения, заменить умножение сложением)
В чем затруднение? (Требуется много времени.)
Почему же возникло затруднение? (Мы не построили таблицу умножения и деления на 5.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить таблицу умножения и деления на 5.)
А как же выучить таблицу? (Эту цель мы поставим перед собой дома.)
Какая же тема сегодняшнего урока? (Таблица умножения и деления на 5.)
Учитель записывает или открывает тему на доске.
Физминутка «Лягушата»
5. Реализация построенного проекта.
Выводы:
В произведении в разряде единиц 0 или 5.
Если 5 умножаем на чётное число, то получаем круглое число.
Если 5 умножаем на нечётное число, то последняя цифра произведения 5.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Теперь вы сможете решать примеры, уравнения и задачи.
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу умножения и деления на 5.)
Давайте так же, как записывали, по строчкам, прочитаем ее хором и постараемся запомнить.
№ 2 (2 ст.), стр. 23
Учитель заранее выносит первый столбик на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 8:
Где вам может пригодиться знание таблицы умножения и деления на 5? (…)
При выполнении, каких заданий? (В решении примеров, уравнений, задач.)
Я предлагаю вам начать с уравнений.
№ 5, стр. 73
№ 3, стр. 72
Учащиеся самостоятельно читают все задачи.
Сравним задачи. Что в них общего? (Везде говорится о двух кусках ткани, длина первого куска равна а метров, надо найти длину второго куска.)
Что сказано в первой и второй задачах о длине второго куска? (…)
Составьте выражения к задачам.
Учащиеся самостоятельно составляют выражения к задачам, один учащийся работает у доски.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 5.)
Удалось ли достичь цели?
Кто почувствовал радость от работы на уроке? Докажите, что вам удалось самим «открыть» новое знание?
Кто не почувствовал радость открытия? Почему?
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание:
выучить таблицу умножения и деления на 5, № 2 (3 ст.), № 6, № 9 стр. 72;
4