СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение Арт-технологии в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. Самым распространённым фактом является то, что мотивация к учебной деятельности и закладывается с самого начала пути ребёнка. Она формируется в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам.

Просмотр содержимого документа
«Применение Арт-технологии в начальной школе»

Применение Арт – технологий на уроках в начальной школе.


«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».


Паустовский К. Г.


Цель:

ознакомление педагогов с приёмами арт-технологий; трансляция и передача учителем своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий и технологических приёмов.


Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с арт-технологиями и их применением в практике.

Создать положительный эмоциональный климат.

Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.


Принцип мастер - класса «Я знаю, как это делать. Я научу вас.»


Тема моего выступления «Арт технологии на уроках в начальной школе»

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющую собой очередной этап становления новой школы. Именно поэтому происходят изменения в подходе к теории и практике учебно – воспитательного процесса.

Концепция нового образования требует системно – деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всем многообразии технологий каждый учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. Самым распространённым фактом является то, что мотивация к учебной деятельности и закладывается с самого начала пути ребёнка. Она формируется в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.


Пока чётко обозначились три варианта арт-уроков: 1.построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и учитель, и ученики;

2. включение элементов искусства как средств деятельности учителя;

3. использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей. Законы выбранного жанра и определяют структуру арт-урока.

В своей практике преподавания основным направлением считаю формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных в интеллектуальном развитии.

В организации учебного процесса стараюсь создать условия для формирования личности учащегося, вовлекать каждого обучающегося в активную познавательную деятельность, организую учебные ситуации, в которых учащийся может пробовать свои силы в решении интеллектуальных или учебных проблем.

Именно поэтому я обратилась к арт-педагогике. Уроки по технологии артпедагогики или с ее элементами соединяют интеллектуальную деятельность с чувствами и поведением учащихся.

Важным элементом познавательной деятельности является уровень процессов мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения. Поэтому провожу следующие уроки с элементами арт. педагогических технологий:

театрализованный урок (урок имитационного моделирования, урок-суд, урок - заочное путешествие, урок- игровая «телестудия», урок - литературная гостиная)

На уроках имитационного моделирования учащиеся превращаются в литературных персонажей, за действия которых они несут ответственность и за которых они принимают решения.

Урок — суд. Всё как в настоящем суде — адвокаты, судьи, обвинители, свидетели. Адвокатам, как в настоящем суде, надо выиграть процесс, найти любые зацепки, факты, ситуации, смыслы слов, которые помогли бы понять и простить.

Уроки — заочные путешествия должны периодически использоваться как повторение изученного или как прогнозные уроки опережающего обучения. Например, на уроке «В гостях у И.А.Крылова» ребята окунулись в атмосферу таланта великого баснописца и с удовольствием инсценировали его басни.

Урок — игровая «телестудия», в которой встречаются и ведут разговор о книге ученики — журналисты, обогащает речевую деятельность ребят, обучает прогнозированию своих действий, мысленному эксперименту.

«Уроки предметного рисования». Без использования этого приема невозможно изучение курса литературы. Читая произведения, учащиеся обязательно должны представлять себе пейзажи, ситуации, портреты героев, действия, описанные автором. Это технология мысленного рисования. Кроме мысленного, словесного, использую и реальное рисование: прошу ребят выполнить иллюстрации к изучаемому произведению или теме (это могут быть как рисунки, так и схемы, графики, опорные конспекты. Следующий вариант урока – урок исследование.

На уроке — исследовании ученики, превратившись старика, старуху, и золотую рыбку читают диалоги героев, подчёркивая такие черты, старика как скромность, честность, вежливость. А старуха предстаёт жадной, своенравной и своевольной. Особое внимание привлекает изменение состояния моря и чему это соответствует.

«Содружество искусств». Этот прием наиболее актуален при работе с текстом художественного произведения. Обучать лингвистическому, языковому, литературоведческому анализу текста целесообразнее всего, рассматривая произведения литературного творчества в сравнении с произведениями других родов искусств (живописи, графики, кинематографа, музыки и др.)

Если подобрать еще и подходящую по эмоциональному настрою музыку, то восприятие произведения (особенно, конечно, поэтического) учащимся происходит на нескольких уровнях: - понятийном (смысловом), визуальном и слуховом.

Что же даёт применение арт-технологии в моей работе?

Во-первых, такие уроки соединяют учебно-интеллектуальную деятельность с развитием эмоционально – чувственной сферы и поведенческой культуры обучающихся. (Мягкие образно-игровые формы диалога развивают сенсорную культуру личности.)

Во-вторых, арт педагогика научит рефлексии, специально этому не обучая. (Появляется материал для субъективных опытов рефлексии своих состояний, мыслей, чувств, переживаний.)

В–третьих, она предоставляет детям возможность удовлетворить жажду действий.

В–четвертых, арт-урок раскрепощает внутренние силы, облегчает общение, речевую деятельность, способы самовыражения.

В-пятых, обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, мысленному эксперименту.

В-шестых, арт-уроки позволили мне снизить удельный вес фронтальной работы на уроке и сделать преобладающими диалоговые, эвристические формы. Как следствие - у меня появилась возможность увеличить внимание к внутреннему плану познавательной деятельности каждого учащегося, росту его духовных начал. Ведь такие уроки помогают преподавателю «давать передышку» в погоне за теорией и хорошими отметками. Здесь, кстати, иногда первыми бывают те, кто не слишком успешен на традиционных уроках.

Остается добавить, что игра (игра воображения, ролевая игра, дидактическая игра и др.), заложенная в основе артпедагогики, значительно актуализирует резервные возможности обучающегося. Смена ролей, функций, красок, мест и времени действий способствует раскрытию личностных качеств учащегося, повышает эмоциональный тонус учебного процесса. У всех участников артурока повышается уровень эмпатии, понимания различных средств выражения мысли и чувств.

Что каждый ребёнок, по своей природе талантлив и неповторим, и лучший способ проявить свои способности – это арт- урок.

Мне как педагогу и человеку эта методика дает возможности для развития пластичности и креативности профессионального мышления, безболезненного избавления от негативных дидактических и коммуникативных профессиональных штампов, стереотипов и расширения методической, технологической, коммуникативной палитры, чего искренне желаю и вам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!