СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение-памятка по Бенефису

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура БЕНЕФИСа

 

Вначале указываются общие признаки предмета – внешний вид, форма, цвет. Описание должно быть сжатым, конкретным. Парные предметы (чашка с крышечкой) описываются вместе как один предмет. После описания общих признаков предмета даётся краткое описание его отдельных частей, сюжетных изображений, надписей, орнаментов, украшений. При описании конструкции предмета следует указать места и способы крепления частей и деталей, их особенности. Для письменных источников указывается, подлинник это или копия (какая и какого времени).

Просмотр содержимого документа
«Приложение-памятка по Бенефису»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г.о. Железнодорожный Московской области

Составил: Галицкий С.А. – учитель истории и социальных дисциплин первой категории.


ОПИСАНИЕ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА

Всё начинается с наименования предмета. Причём, вначале указываем предметное слово, а затем прилагаемое. Например: «Сосуд глиняный», «ложка деревянная», «форма школьная», «галстук пионерский». Если это модель, то следует это отметить. Например: «Модель молотилки паровой», «модель танка Т-34». Неверным будет указывать «танк Т-34».

Для личных предметов  указывается их принадлежность (ф.и.о, если имеются, то краткие сведения о владельце). Например: «Билет комсомольский», принадлежал  Иванову И.И., выпускнику школы 1942 года…».

Далее даются сведения об авторе (изготовителе, издателе, художнике) предмета. Если авторство определить невозможно, то пишем «Автор/изготовитель неизвестен».

По возможности следует определить географическую принадлежность предмета и время его изготовления или пользования. Географическую принадлежность обозначают последовательно от общего к частному, в привязке к административно-территориальным делением и географическими наименованиями принятыми в период происхождения или бытования предмета. Например: «Россия. Кубанская область. Баталпашинский отдел. Селение Казьминское». Или: «Северный Кавказ. Средняя Кубань».

Сложности вызывает датировка предметов. Основанием датировки предметов материальной культуры служит время изготовления/выпуска/издания или принадлежность отдельным лицам и семьям, период бытования (то есть, использования).  Если точно предмет датировать не удаётся, то можно указать дату дарения, находки предмета или события, с которым он связан. Например: «Событие – август 1942 г. Оккупация села», «Бытование – начало ХХ века», «Изготовление – 1932 год».


Структура БЕНЕФИСа


Вначале указываются общие признаки предмета – внешний вид, форма, цвет. Описание должно быть сжатым, конкретным. Парные предметы (чашка с крышечкой) описываются вместе как один предмет. После описания общих признаков предмета даётся краткое описание его отдельных частей, сюжетных изображений, надписей, орнаментов, украшений. При описании конструкции предмета следует указать места и способы крепления частей и деталей, их особенности. Для письменных источников указывается, подлинник это или копия (какая и какого времени).

Если на предмете имеются надписи, то они приводятся в описании  с сохранением орфографии. Например: «Банкъ». Даётся характеристика материала из которого предмет изготовлен и указываетсятехника изготовления.  Например: «Кость. Резьба», «Бумага. Печать», «Шёлк. Вышивка».

При описании указываются размеры предмета в сантиметрах (мелкие вещи в миллиметрах). Фотография, книга, грамота – указывается высота и ширина. Круглые предметы – измеряем диаметр. Объёмные предметы – указывается третье измерение. Для сосудов, ваз, тарелок, чашек проставляют два размера – высота и наибольший диаметр. У тканей измеряется ширина куска, а затем – длина. У предметов одежды даются размеры: для рубашки, верхней одежды – длина, объём ворота, ширина подола; для юбки – пояс, длина и ширина подола, для фуражек – диаметр, высота и тд. Произведения живописи измеряются путём обмера высоты и ширины подрамника.

Необходимо также описать сохранность предмета. Фиксируются все имеющиеся дефекты: трещины, сколы, порывы, вздутия, отсутствие каких-либо частей. Нужно точно указать место повреждения:«ручка отбита», «текст на странице 5 утрачен».

«Легенда предмета». Здесь следует указать все известные сведения о предмете – при каких обстоятельствах он был найден, кому принадлежал, по – возможности, нужно указать связь предмета с определенными событиями и лицами, сведения о человеке, который передал этот предмет в музей, время изготовления, условия бытования и использования. Легенда – очень важная деталь, ведь потеря сведений о предмете равносильна потере самого предмета.

Например: Сосуд глиняный (курильница). Обнаружен на левом берегу р.Кубань в 200м к северо-востоку от села Балахоновского местным жителем Петровым И.И. (1956г.р.) в мае 2002 года в месте обрушения почвы. Курильница – ритуальный сосуд  для воскуривания благовоний, который помещался в вместе с усопшим в могилу.  Приблизительное время бытования -  эпоха бронзы (2 тыс. до н.э). Данный тип сосуда характерен для племён катакомбной археологической культуры.

 

Описание фотографий

 Фото: общее название (портрет, парный портрет, групповой портрет, сюжетный снимок). Конкретное название снимка. Для портрета необходимо упомянуть, какое изображение (в рост, поясное, погрудное; прямо, в профиль), особенности одежды. Для групповых портретов желательно перечислить всех известных лиц (Ф.И.О., годы жизни): снизу вверх, слева направо. Для сюжетных снимковследует указать первый и второй план. Дата. В случае невозможности указать год, указывается десятилетие, лучше с пояснением «начало», «середина», «конец».  Обязательно указание количества.

 Сохранность: пятна, деформации, надрывы, проколы, царапины, изломы, следы клея, краски, чернил и др.

 

План описания музейного предмета:

1.       Название предмета

2.       Материал, из которого сделан предмет

3.       Техника изготовления (ковка, литье, шлифовка, лепка, чеканка, печать и тд)

4.       Краткое описание предмета

Внешний вид: (Форма, размеры, цвет)

Подлинник или копия

Сохранность

5.       Легенда предмета:

При каких обстоятельствах был найден предмет /передан в музей

Кто нашёл или передал в музей

Для чего служил этот предмет

Кому принадлежал/ с каким событием был связан предмет

Где находился, как использовался

В какое время был создан (датировка)

5. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ (воспоминания, произведения), МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ (песни, музыка) и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!