СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения (сценарии уроков и классного часа) к Презентации опыта педагогической деятельности за 2011-2016гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Приложение находятся сценарии уроков, разработанных для 4 класса:

1. окружающего мира

2. русского языка

3. классного часа

Просмотр содержимого документа
«Приложения (сценарии уроков и классного часа) к Презентации опыта педагогической деятельности за 2011-2016гг.»





Приложения



Приложение 1

Этапы урока в соответствии с ТДМ







1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я — идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» — «могу» — «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.



Приложение 1

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой — подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Приложение 2

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК «Перспектива»

по теме: «Достижения 1950-1970-х годов»



Сценарий урока

Цели и задачи урока:

  • сформировать представление учащихся о жизни страны в 1950-1970-х годах, познакомить с наиболее значимыми достижениями в различных сферах жизни страны (полет в космос, успехи в спорте),

  • учить анализировать, делать выводы, работать в парах, группах, индивидуально,

  • воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине.

Предметные результаты: ориентироваться во временной хронологии, знать персоналии и события изучаемой эпохи, формировать ценностное отношение к истории своей страны; объяснять, какие интересы объединяют граждан.

Личностные УУД:  уметь различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и испытывать чувство гордости за славу и достижения своего народа.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе.

Методы: объяснительно-иллюстративный (практическая работа и работа по алгоритму); репродуктивный (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проектный (самостоятельное планирование и выполнение проекта по пробному действию), деятельностный.

Методы контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой и в парах.

Технологии: деятельностного метода; мини-проект.

Оборудование: ИД, иллюстрации, DVD к учебнику окружающего мира, аудио-, видеозаписи, тематическая литература.



Приложение 2

  1. Мотивация.

- Давайте вспомним, каким должен быть настрой на урок?

- Положительным, рабочим.

- У всех ли такой настрой?

- …

(Какие способы исправить настроение вы знаете?)

- С чего мы начинаем урок открытия нового знания?

- С повторения того, что необходимо для открытия нового знания.

- В домашней работе вы отвечали на вопрос о том, что стало первоочередной задачей первых пяти лет после ВОВ?

- …

- Каковы были результаты этой восстановительной работы?

- …

- Я напишу на доске временной отрезок, который нам предстоит пройти на сегодняшнем уроке: 1950-1970 годы.

2. Актуализация.

- Посмотрите небольшой видеоролик (Разведение моста в Санкт-Петербурге) и попробуйте ответить на вопрос, как он связан с указанными годами.

- Что показано в отрывке фильма?

- Разведение моста в Санкт-Петербурге.

- Кто-нибудь видел это своими глазами? Какие эмоции вы испытали? Как назывался этот город в начале-середине 20 века? Что было с городом во время войны? Могли ли люди послевоенных лет наслаждаться зрелищем разведения мостов?

- …

- Подумайте, как это может быть связано с эпохой 50-70 гг. 20 века?

- …

- Хотя первый разводной мост в Санкт-Петербурге был создан еще при царе, восстановление, реконструкция и строительство новых мостов пришлось как раз на изучаемый период времени. Попробуйте сформулировать, что именно в эту эпоху мы будем изучать на уроке?

-…

- Развитие шло только в строительстве?

-…

- Как мы сформулируем тему урока? Какую цель поставим перед собой?

- Узнать, как развивалась страна в 1950-1970-е годы.

- Если перечислять все события подряд, получится ли целостная картина жизни в эти годы?

-…




Приложение 2

3. Выявление места и причины затруднения.


- Сегодня я помогу вам найти и систематизировать материал. На ваших партах лежат сундучки, в которые мы сегодня будем собирать достижения тех десятилетий. Загляните в сундучки (флипчат с. 1, Раздаточный лист 1):




- Переверните лист (флипчат с. 2. Раздаточный лист 1):





Приложение 2

Достижение в каждой области сродни богатству, накопленному народом или достижениям, которые вы собираете в свои портфолио.

- Можете ли вы сейчас заполнить эту таблицу полностью?

- Нет.

-Почему?

- Мы не знаем, что писать в некоторые графы.

- Какие сферы общественной жизни уже есть в таблице?

-…

- Можете назвать, каких не хватает?

- …

- Я помогу вам восстановить пробелы. Как назвать сферу, к которой относится реконструкция и строительство мостов?

- Строительство.

- Заполним таблицу по строительству… Только ли мосты строились в эту эпоху? Очевидно, нет. Послушайте материал, представленный на диске, и дополните графу по строительству: вкладка №3 по теме на интерактивном приложении к учебнику.

- (заполнение таблицы).

- Что еще вы записали?

- Строительство квартир, многоэтажных зданий…

- Источник информации по следующему разделу – ваши знания. Назовите событие, которое прогремело на весь мир и прославило нашу страну. День памяти этого события мы отмечали совсем недавно – 12 апреля.

- Это полет в Космос Гагарина.

Приложение 2


- В каком году это произошло? Как мы назовем эту сферу жизни страны?

- Космонавтика.

Какие еще события и достижения в космонавтике тех лет вы знаете?

- Полет в космос первой женщины.

- Молодцы. Я намекну вам на еще одну отсутствующую сферу в ваших таблицах – послушайте песню (флипчат с. 3: песня «Трус не играет в хоккей»):

и посмотрите, я принесла Вам книгу, автор которой – Владислав Третьяк. Кто слышал или знает это имя?

- …

- Давайте прочитаем, что сказано об авторе в книге.

-…

- Как думаете, какой вклад сделал этот человек и в какую сферу?

(Физкультминутка, мотивированная материалом урока)

- В спорте он был выдающимся вратарем. Потом тренером. Развивал хоккей, поднял уровень советского хоккея на небывалый уровень.

- Давайте заполним таблицу.

- (заполнение таблицы).

Приложение 2

- Что вы вписали в графу имя и достижения?

- Какие источники информации мы использовали? А какой еще не использовали?

- Учебник.

- Надеюсь, вы поняли, как надо искать и выбирать информацию. Но пока мы все делали вместе. А когда знания становятся самыми прочными, когда вы действуете…

- Самостоятельно.

4-5. Построение проекта и его реализация.

- Как вы думаете, каким образом вам при самостоятельной работе будет легче найти информацию и заполнить таблицу? Индивидуально, в парах, группами?

- …

- Конечно, поскольку информации очень много, то в группе работать будет легче, можно распределить обязанности и сделать все быстро. Распределитесь на 3 группы. Каждая группа вытянет те сферы, над которыми будет работать… каждая группа должна предложить небольшое сообщение по тем разделам, который ей достались (Раздаточные карточки – лист 2):

1. наука и техника

2. космонавтика и строительство

3. искусство и спорт.

Распределите обязанности и постарайтесь найти максимально полную информацию по вашим сферам в учебнике, заполняйте таблицу.

В помощь вам я предлагаю опорные фразы, которые вы можете использовать в своих сообщениях.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

(Заслушиваются хотя бы по одному докладу от каждой группы).

7-8. Самостоятельная работа и включение в систему знаний.

- Получили ли вы сегодня новые знания? А зачем они вам? Зачем мы вообще стремимся получать новые знания?

- Чтобы становится умнее и делать жизнь лучше.

- Тогда сейчас вам предстоит самостоятельно подумать над тем, в какой среде деятельности вам хотелось бы проявить свой ум, трудиться в будущем, возможно, даже выбрать профессию, связанную с этой сферой. В вашей таблице есть правая колонка (она не заполнялась) выберите ту сферу, которая вам близка и заполните напротив правую колонку. Ответьте на вопрос, какую значимость имеют достижения в этой сфере для развития страны, для людей, улучшения их жизни.

(учащиеся либо озвучивают свои ответы, если времени на это нет, то сдают учителю лист с заполненной таблицей и сообщением).

9. Рефлексия деятельности.

- Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

- Да, мы узнали много о достижениях 1950-1970-х годов.


Приложение 2

- Хотелось бы вам узнать больше об этой эпохе или более подробно о ком-то из деятелей эпохи?

- …

- Как это можно сделать?

- С помощью домашнего задания.

- Предлагаю в качестве домашнего задания подготовить доклад о том, что вас заинтересовало.

Отметьте на лестнице успеха с помощью смайлика, насколько понятен вам был материал, получили ли вы новые знания на уроке. Свое отношение к уроку, активность и хорошее настроение покажите с помощью улыбки смайлика (флипчат с. 4. Раздаточный лист 3).




Приложение 3

Урок русского языка в 4 классе по УМК «Перспектива»

по теме «Разбор глагола как части речи»


Сценарий урока

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: учиться выполнять разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком; закреплять знания о грамматических признаках глагола и его роли в речи.

Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, ее культуре, религии, языку, достижениям народа, защитникам Родины; опыт работы с патриотическим дискурсом.

Метапредметные связи и результаты: тематическое соответствие материала содержанию уроков окружающего мира по программе.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока в диалоге с учителем; определять успешность выполнения своей работы и работы одноклассников; работать по плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять алгоритм); строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: отделять новое от известного; выделять главное, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; формулировать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, уметь сотрудничать в парах, группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: объяснительно-иллюстративный (практическая работа и работа по алгоритму); репродуктивный (выполнение заданий по образцу, анализ по алгоритму), проектный (самостоятельное планирование и выполнение проекта по пробному действию), деятельностный.

Методы контроля: фронтальный, индивидуальный, групповой и в парах.

Технологии: деятельностного метода; мини-проект; наглядная.

Оборудование: ИД, иллюстрации.

1-3.Мотивация и актуализация, выявление и места затруднения.

- Сегодня мне хочется создать не просто рабочий настрой, но даже праздничный, т.к. у нас не простой урок, на нем присутствуют важные гости. Давайте поздороваемся с ними поздравим их с прошедшим праздником Пасхи! А вот эти замечательные фотографии (флипчат с.1)



Приложение 3


помогут вам дать определения словам на стр.29 Чистописания (В.Г.Горецкий, Т.В.Игнатьева Чистописание. Рабочая тетрадь №3: 4 класс. Издательство «Экзамен», 2014г.)

Приложение 3

- Прочитайте, какие слова даны для толкования?

- Цукаты, марципан.

- Кто знает значение этих слов?

- …

- Правильно. Давайте запишем в тетрадь эти определения. (Показ значений слов флипчат с. 1): «Цукаты – засахаренные фрукты и ягоды. Марципан – лакомство из миндаля и сахара».

- Разберем слово «марципан» как часть речи в рабочей тетради. Если забыли, то где можно найти алгоритм разбора?

- На форзаце учебника (разбор слова устно или запись в тетради).

- Теперь вам будет понятен смысл текста, предложенного для чистописания. Спишите текст. Найдите в тексте глаголы. Что у них общего?

- Все глаголы употреблены в прошедшем времени.

- Чем формы глаголов прошедшего времени отличаются от форм других времен?

- У них можно определить род в единственном числе.

- Определите род глаголов.

- оказались – мн.ч. нет рода

- было – ед.ч. ср.р.

- были – мн.ч. нет рода

- благоухала – ед.ч. ж.р.

- Можем ли мы по этим формам определить спряжение глаголов?

- Нет. Спряжение глаголов мы может определить по формам настоящего и будущего времени или по неопределенной форме.

- Давайте определим спряжение. Для этого вспомним алгоритм определения спряжения (флипчат с. 2).

Приложение 3

- Все глаголы I спряжения.

- Как вы рассуждали?

- …

- Что мы повторили?

- Разбор существительного как части речи, грамматические признаки глагола.

3-5. Целеполагание, построение и реализация проекта.

- Как вы помните, мы повторяем только то, что нам необходимо для открытия нового знания. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

- Разбор глагола как части речи.

-Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

- Научиться разбирать глагол как часть речи.

- Какое самое главное правило в учебе? Как вы будете добывать новые знания?

- Самостоятельно.

- Что тогда будет делать учитель?

- Помогать.

- Сейчас не только я помогу вам, но также вы будете помогать друг другу. Объединитесь в группы. Вы должны составить алгоритм разбора глагола как части речи. И восполнить недостающие звенья этого алгоритма. (Работа в группах по составлению алгоритма).

- Посмотрим, что у вас получилось… (группы вывешивают результаты работы).

- Как мы узнаем, что составленные алгоритмы правильны?

- Мы должны сравнить с образцом (эталоном).

- Где найти эталон?

- В учебнике или его может предложить учитель.

- Я хочу предложить вам эталон (флипчат с. 3):

Приложение 3

Однако прошу найти эталон в учебнике и сравнить с тем, что составили мы сами. Есть ли отличия?

- Да, в нашем эталоне есть 4-й пункт о роли глагола в предложении.

Физкультминутка.

6. Первичное закрепление в речи.

- У нас есть эталон. Что теперь мы будем делать?

- Применять его.

- На доске вы видите предложение (флипчат с. 4)


Найдите глаголы и разберите их как части речи. Работайте в парах, выберите каждый по одному глаголу для разбора.

- Проговорите друг другу, как вы разбираете глагол, помогите друг другу, если требуется, сделайте взаимопроверку. Сверьте свои результаты с образцом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Какой теперь шаг?

- Самостоятельная работа.

- Возьмите индивидуальный раздаточный материал. Составьте из слов предложение и разберите глагол как часть речи. Ответьте на вопрос в задании.



Приложение 3

Сверьте в эталоном (флипчат с. 3)

- Оцените свою самостоятельную работу. Кто поставил «+»? Какие выводы вы можете сделать? У кого «?»? Что было вам не до конца понятным? Кто поставил минус? Что вам необходимо сделать?

-…

8-9. Включение в систему знаний, рефлексия.

- Как вы думаете, зачем нужно знание о разборе глагола как части речи?

- Оно помогает систематизировать и закрепить все, что мы узнали о глаголе.

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке?

- Научиться разбирать глагол как часть речи.

- Достигли ли вы этой цели.

- Да, мы получили алгоритм разбора глагола. Мы умеем разбирать глаголы как часть речи. Но некоторым еще стоит потренироваться в…

- Помогут ли нам разборы глагола сохранить в памяти все, что мы знаем и изучили об этой части речи?

- …

- Оцените урок с помощью лестницы успеха.



Приложение 4



Сценарий занятия (классного часа)

по теме: «Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями»


Воспитательные цели занятия: познакомить обучающихся с людьми, ограниченными в возможностях; дать представление о видах таких ограничений; формировать толерантное отношение к людям, не похожим на обычных людей через формирование толерантного отношения к инвалидам; научить детей видеть в людях с ограниченными возможностями незаурядных личностей, достойных уважения и восхищения.

  1. Мотивация.

Не так давно в нашем городе (Ярославле) прошел очень необычный праздничный фестиваль, посвященный Дню инвалида:



На фестивале было много артистов, в том числе, певица Юлия Самойлова, ставшая известной после передачи «Фактор А». На фестивале были и наши учителя, они получили очень сильные впечатления. Хотите одним глазком взглянуть на то, как пела Юлия Самойлова?



Приложение 4

(звучит песня Юлии Самойловой «Стена» - запись с программы «Фактор А»: http://www.youtube.com/watch?v=AjDTR011y7w ) Флипчат с. 2

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

- Что необычного вы увидели в этом человеке? О чем ее песня? Можно ли сказать, что существует «стена» между нами и людьми с ограниченными возможностями? А как разрушить эту стену? Юлия пела о том, насколько сложно для нее самой было разрушить стену между собой и миром, и в ее песне прозвучали слова, что она не смогла бы справиться с этим без помощи близких…

- Знаем ли мы, как преодолевать эту стену? Хотите попытаться?

3. Выявление места и причины затруднения.

- Кто-нибудь учил вас обращаться в людьми с ограниченными возможностями? Чего мы не знаем? Как вы думаете, какова тема урока? Какую цель вы перед собой ставите?









Приложение 4

3-4. Выявление места и причины затруднения,

построение проекта выхода из затруднения, построение и реализация проекта

Хотите посмотреть мультфильм? Давайте попробуем…

(демонстрируется мультфильм «Цветик-семицветик» без звука с момента, когда девочка раздумывает над последним желанием: http://www.youtube.com/watch?v=wre6NHryGCI )

Устраивает вас такой просмотр? Почему? Так чувствуют себя в нашем мире слабослышащие люди, для некоторых из них мир вообще нем. О чем этот мультик? Какое самое важное желание загадывает девочка?

А теперь давайте представим, что вы не можете двигать своими руками. Но вам нужно написать сове имя на листочке. Попробуйте сделать это без помощи рук. Просто ли было выполнить задание? Вы довольны результатом?

Физкультминутка.

Сейчас мы выполним физкультминутку с закрытыми глазами. Удобно? Так чувствуют себя слабовидящие люди. Есть такое выражение: «Побывать в чужой шкуре» - что оно означает? В чьей «шкуре» вы только что побывали? Следующие задания я предлагаю вам выполнить в группах (необходимо вставить нужные слова).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Каждая группа озвучивает свой ответ и сверяет с образцом:





Приложение 4





Этап 7 пропущен.

8-9. Включение в систему знаний, рефлексия и повторение.

Надеюсь, эти упражнения помогли вам понять, как нужно относится к людям с ограниченными возможностями.

- … (ответы детей).

Какое чувство вы испытываете к таким людям?

- (наиболее частый ответ: жалость)





Приложение 4

Может, они заслуживают какого-то другого отношения к себе помимо жалости? Посмотрите следующий ролик и скажите, какие еще чувства/эмоции вы испытали…

(просмотр видеоролика о танцорах-инвалидах: http://www.youtube.com/watch?v=LnLVRQCjh8c )

Вы так можете? Почему? У вас же две руки и две ноги? Какими качествами, на ваш взгляд, обладают эти люди? Какие эмоции вы испытали просматривая ролик? Как можно относится к этим людям? Что мы испытываем, видя это, кроме жалости?

- Какова была тема и цель урока?

- …

- Достигли ли мы цели?

-…

- Вспомним, с чего начался наш урок. Что за фестиваль проходил в нашем городе? Как он назывался? Что значит «благотворительный фестиваль»? Для чего проводят благотворительные фестивали? Можем ли мы помочь людям, ограниченным в чем-то, купив билет на такой фестиваль?

-…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!