СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе общеобразовательной деятельности во второй группе раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе общеобразовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Солнышко» общеобразовательной направленностина 2020 – 2021 уч.год

 

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ к рабочей программе общеобразовательной деятельности во второй группе раннего возраста»

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида Ельниковского муниципального района Республики Мордовия



















ПРИЛОЖЕНИЕ


к рабочей программе

общеобразовательной деятельности

во второй группе раннего возраста «Солнышко»

общеобразовательной направленности

на 2020 – 2021 уч.год






















ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)

№/п

Тема


Программное содержание

Источник методической литературы

Дата


Сентябрь

1

НОД №1

Развитие предметных явлений


И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.10



4.09

2

НОД №2

Развитие предметных явлений


И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.10



11.09

3

НОД №3

Развитие предметных явлений


И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.10



18.09

4

НОД №4

Развитие предметных явлений


И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.10



25.09

Октябрь

5

НОД №1

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.11






2.10

6

НОД №2

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета ладошкой, катать, ставить.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.12




9.10

7

НОД №3

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, шарик. Формирование умения производить действия с предметами: «гладить» ладошкой, катать, ставить, сооружать простейшие постройки

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.12




16.10

8

НОД №4

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кирпичик, кубик. Формирование умения сооружать простые постройки.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.13



23.10


НОД №5





30.10

Ноябрь

9

НОД №1

Формировать умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик. Совершенствование предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.14



6.11

10

НОД №2

Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15


11

НОД №3

Развитие умения различать предметы контрастной величины и обозначать их словами: большой, маленький. Совершенствование предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15


12

НОД №4

Развитие умения различать по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики. Формировать умения сооружать простые постройки.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.16


Декабрь

13

НОД №1

Развитие умения различать контрастные по величине шарики и называть их: большой шарик, маленький шарик. Совершенствование предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.17


14

НОД №2

Развивать умение различать контрастные по величине кубики и шарики. Формировать умение группировать предметы по величине.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.18


15

НОД №3

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19


16

НОД №4

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – один.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19


Январь

17

НОД №1

Развивать умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много – много. Формирование употребления в речи существительные в единственном и множественном числе.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.20


18

НОД №2

Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много - один, один – много.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.21


19

НОД №3

Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький; Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много - много.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22


20

НОД №4

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их по количеству: много – мало, мало – много.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22


Февраль

21

НОД №1

Формировать умения различать по форме и называть их: кубик, шарик; Развитие умения различать количество: один - много. Развитие предметных действий

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.23


22

НОД №2

Формировать умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик. Развитие умения различать количество предметов: много – много.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.24


23

НОД №3

Развитие умения формировать группы предметов и различать их по количеству: много – много. Развитие предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25


24

НОД №4

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать словами: много – один, один – много, много – много.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25


Март

25

НОД №1

Развитие умения различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи: большой, маленький, кубик, шарик, много – мало. Формирование умения производить простейшие группировки предметов по форме и величине.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.26


26

НОД №2

Формировать умения различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – мало. Формировать умения сооружать постройки.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.27


27

НОД №3

Формировать умения различать предметы по форме и количеству, обозначать их словами: шарик, кубик, кирпичик, много – много. Формировать умения сооружать несложные постройки.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.28


28

НОД №4

Формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик) и цвету. Развитие умения различать и показывать части своего тела. Формирование умения сооружать несложные постройки.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.29


Апрель

29

НОД №1

Формировать умения различать предметы по величине и цвету. Развитие предметных действий

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.30


30

НОД №2

Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, тут).

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.31




31

НОД №3

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: много-один, один-много, много - мало, много-много. Развитие умения двигаться за взрослым в определенном направлении.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.32


32

НОД №4

Развитие умения различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развитие у детей двигаться за взрослым в определенном направлении.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.33




Май

33

НОД №1

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: много-один, один-много, много - мало, много-много. Развитие предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.34


34

НОД №2

Формировать умения различать предметы по величине и обозначать их словами: большой, маленький; развитие предметных действий.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.35


35

НОД №3

Формировать умения различать предметы по величине, формировать группы однородных предметов и различать их количество.

И.А.Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.35


36

НОД №4

Закрепление пройденного материала.































ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»


/п

Тема НОД


Программное содержание

Источник методической литературы

Дата



Сентябрь


1

Путешествие по территории участка


Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.31


2

Путешествие по комнате.

Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.33


3

Русская народная хороводная игра «Кто у нас хороший, кто у нас при­гожий?».


Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.33


4

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко».

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.34


Октябрь

5

Чтение немецкой народной песенки «Три веселых братца».


Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.



В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.37


6

Дидактическая игра «Поручения» Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх-вниз, научить отчетливо произносить их

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.37









7

Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а».


Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; уточнить отчетливо произносить звук а, небольшие фразы.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.38


8

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки».


Учить детей дослушивать до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчетливо, произносить звук и.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.40


9

Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше» Дидактическая игра «Ослики»


Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчётливом произношении гласных звуков и звукосочетания и, а и звукосочетания иа.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.41


10

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь»


Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.42


11

Игры и упражнения на закрепление правильного произнесения звука [у]. Чтение песенки «Разговоры»

Закреплять правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.42


12

Рассматривание сюжетных картин.


Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.43


Ноябрь

13

Чтение русской народной потешки «Наши уточки с утра...». Дидактическая игра «Кто пришел, кто ушел?»

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.46


14

Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?».


С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением – загадкой, совершенствовать речевой слух.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.47


15

Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошел котик на Торжок…»


Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любимые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошел котик на торжок…»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.48


16

Дидактические упражнения и игры с разноцветными кирпичиками и кубиками


Упражнять детей в различении и названии цветов (красный, синий, жёлтый), выполнении заданий воспитателя, рассчитанных на понимании речи и её активизацию.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.49


17

Чтение сказки «Козлятки и волк» (обработка К. Ушинского).


Познакомить детей со сказкой «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.49


18

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.50


19

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).


Помочь детям понять содержание картины, в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.51


20

Дидактическое упражнение «Выше - ниже, дальше - ближе».


Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.53



Декабрь


21

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел?» «Кто пришел?».


Формировать умение четко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания, совершенствовать память и внимание

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.56


22

Инсценирование сказки В.Сутеева "Кто сказал мяу?"


познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.57


23

Инсценировка отрывка из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Доставить удовольствие малышам от восприятия знакомой сказки; привлекать детей к воспроизведению сказки между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.58


24

Дидактические упражнения на произношение звука ф. Дидактическая игра "Далеко-близко".


Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта и использовать в речи соответствующие слова.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.58


25

Рассматривание иллюстраций

В. Сутеева к сказке «Кто сказал мяу?» Повторение песенки «Пошел котик на торжок…»

Приучать детей рассматривать рисунки в книжках, рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошел котик на торжок…»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.59


26

Дидактическая игра «Побери перышко»


Учить детей различать и называть красный, желтый и зеленые цвета, повторять фразы вслед за воспитателем

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.60


27

Рассматривание сюжетных картин


Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.61


28

Дидактические упражнения и игры на произношение зкува к. Чтение стихотворения К. Чуковского «Котауси и Мауси»


Учить детей правильно и четко произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата; активизировать словарь. Познакомить детей с художественным произведением.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.64



Январь


29

Чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Познакомить детей со сказкой "Три медведя", приучая их внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.65


30

Дидактическая игр «Это зима?» Игра «Кто позвал?».


Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.65


31

Рассказывание без наглядного сопровождения


Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.66


32

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь.


Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.67


33

Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.

Слушание и коллективное проговаривание русской народной потешки «Огуречик, огуречик...»


Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.68


34

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи.


Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образовании слов по аналогии.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.68


35

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.69


36

Повторение материала


Повторить материал, который вызвал затруднения у детей

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.70



Февраль


37

Рассказывание русской народной сказки «Теремок». Слушание и проговаривание русской народной потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду...»


Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова) и песенкой – присказкой

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.70


38

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили» Упражнения на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата


Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчетливом произнесении звука х.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.71


39

Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворение С. Капутикян «Маша обедает»


Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова аленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно. Познакомить со стихотворением С. Капутикян. Учить договаривать звуоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.72


40

Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»


Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.73


41

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок». Дидактическое упражнение «Что я сделала?»


Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) в зависимости между содержаниями литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно, называть действия, противоположные по значению.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.73


42

Инсценирование сказки «Теремок»


Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (при общении к театрализованной игре).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.74


43

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд


Совершенствовать умение слушать рассказы без наглядного сопровождения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.74


44

Рассматривание сюжетной картины


Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.75



Март


45

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Дидактическая игра «Чья картинка»


Дать детям возможность убедится в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.77


46

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»


Продолжать учить детей понимать сюжет картинок, отвечать на вопросы, высказываться по поводу изображенного.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.77


47

Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница».


Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного, веселого стихотворного текста

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.79


48

Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница». Дидактическое упражнение «Что я делаю?»


Продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках; активизировать в речи глаголы, противоположные по значению.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.80


49

Чтение рассказа К. Ушинского «Гуси» (без наглядного сопровожде­ния).


Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.80


51

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»


Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.81


52

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка». Дидактические упражнения «Не уходи от нас, киска!»


Объяснять детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.82


53

Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать»


Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.83



Апрель


54

Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» (обработка М. Булатова).

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.84


55

Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.


Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.84


56

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня...».


Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить рассказывать о том, как они будут играть с ней

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.85


57

Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Мишки Ушастика»


Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое про симпатичного медвежонка.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.85


58

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»


Помочь увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.86


59

Сюжетная игра «Куклу Катю искупаем»


Помочь запомнить и учить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.87


60

Чтение сказки Д. Биссета «Га-га-га»


Вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир; упражнять в произнесении звукоподражаний.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.88


61

Повторение материала.


С помощью разных приемов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.88



Май


62

Чтение стихотворения А. и П. Барто "Девочка-ревушка".


Познакомить детей с произведением А. и П. Барто "Девочка-ревушка", помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.89


63

Рассматривание сюжетной картины «Дети кормят курицу и цыплят».

Игра в цыплят.


Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.90


64

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок».


Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок, учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их внешних признаков.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.91


65

Дидактическое упражнение «Так или не так?». Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».


Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить свое впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением "Кораблик".

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.91


66

Дидактическое упражнение «Так или не так?» Чтение песенки «Снегирек»


Продолжать учить детей осмысливать различные жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный легкий выдох.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.92


67

Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок».


Познакомить детей с произведение В. Бианки "Лис и Мышонок", учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.93


68

Здравствуй, весна!


Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.94


69

Повторение материала

Работа по закреплению программного материала.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» Вторая группа раннего возраста с.94













ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (рисование)


/п

Тема НОД

Программное содержание

Источник используемый литературы

Дата

Сентябрь


1

«Мой чудесный детский сад»


Уметь слушать речь взрослого, проявляться положительные эмоции в процессе игры, различать здание детского сада и помещение группы, ориентироваться в помещении групповой комнаты; рассматривать картинки, воспринимать красоту окружающих предметов, выполнять движения вслед за педагогом.



1.09

2

«Волшебные палочки»


Формировать у детей знания, что карандаши оставляют след на бумаге, следить за движением карандаша, рассматривать рисунки, проявлять интерес к рисованию, воспитывать любознательность



8.09

3

«Лучики для солнышка»


Совершенствовать знания детей назначения карандаша, различать желтый цвет, уметь проводить карандашом прямые линии разной длины, воспитывать любовь к выполненной работе



15.09

4

«Осени живая красота»


Уметь слушать взрослого и сверстника, отвечать на вопросы воспитателя, помогать воспитателю в составлении букета из осенних листьев, учить узнавать предметы желтого цвета.



22.09

Октябрь


5

«Волшебный мир красок»


Проявлять любознательность, интерес к рисованию красками, следить за движением кисти, знать, что к краскам надо относиться бережно, называть знакомые краски



6.10

6

«Дождик»

Уметь держать карандаш, проводить короткие прямые линии. Знать о природных явлениях (о дожде), об одежде и обуви (куртка, ботинки, сапоги).



13.10

7

«Волшебная кисточка»


Учить проводить линию на бумаге кисточкой, понимать значение красок и кисточки; воспитывать интерес к изображенному на рисунке предмету.



20.10

8

«Волшебные пальчики»


Учить детей различать цвет краски, выполнять вслед за воспитателем простейшие движения, рисовать пальцами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на литературно-художественные произведения.



27.10

Ноябрь


9

«Лесенка»


Учить детей различать длинные и короткие линии, проводить карандашом длинные и короткие прямые линии, проявлять положительные эмоции в процессе рисования



3.11

10

«Вырастим цветочек»


Учить детей проводить прямые линии, не выходя за границы ограничительных линий (головки цветка и линии земли), знать зеленый цвет, проявлять интерес к рисованию, учить дорисовывать стебельки цветка.




11

«Кошкины глазки»


Уметь слушать воспитателя, отвечать на вопросы, знать зеленый цвет, определять зеленый цвет среди других, закреплять умение рисовать пальцами, рассматривать картинки, называть изображенный на рисунке предмет.




12

«Ковер из осенних листьев»

Учить детей слушать взрослого и сверстников, проявлять интерес в чтении стихов, знать о сезонных изменениях в природе, отвечать на вопросы взрослого; находить желтый цвет, правильно держать карандаш в правой руке.




Декабрь


13

«Снежная улица»


Учить детей ритмичными мазками располагать снежинки в определенных местах листа, развивать у детей способность создавать сюжетно-игровой замысел.




14

«Салют»


Продолжать учить детей работать с красками нанося их пальцами на бумагу делая отпечаток, определять цвет красок, рассматривать картинки, называя изображения на рисунке, ориентироваться в правилах игры.




15

«С чем приходит к нам зима?»


Знать белый цвет, идентифицировать его, выполнять движения вслед за воспитателем, рисовать пальцем, иметь представление о зимней одежде.




16

«Волны»

Продолжать учить различать синий цвет, упражнять в рисовании волнистых линий, развивать образное мышление, закреплять умение рисовать карандашом, приучать к совместным действиям под музыку.




Январь


17

«Яблоки»


Учить детей различать и называть желтый цвет, упражнять в рисовании округлых форм, совершенствовать умение рисовать пальцами, работать аккуратно.




18

«Украсим тарелочку»


Закреплять умение работать с красками, учить наносить яркие мазки, пятнышки на бумаге, развивать восприятие цвета, закреплять знание цвета.




19

«Платье в горошек»

Уметь распознавать красный цвет, проявлять положительные эмоции в процессе занятия, иметь представление о разных частях тела человека, видах одежды и обуви.




20

«Рисование шарфика»

Учить правильным приемам закрашивания красками, не выходя за контур, закреплять умение идентифицировать цвета, называть их, развивать желание рисовать.




Февраль


21

«Дорожки для машин»


Продолжать учить правильно держать кисточку; упражнять в умении промывать кисть, учить рисовать дорожки, закреплять понятия «узкий», «широкий».




22

«Спрячем зайку»


Проявлять положительные эмоции в процессе игры на занятии, знать белый цвет, уметь делать отпечатки пальцем.




23

«Рукавичка»


Уметь рисовать кисточкой линии, делать пальчиком отпечатки, знать цвета




24

«Съедобный грибок положи в уголок»


Развивать умение слушать и отвечать на вопросы; включаться в игру; рассматривать картинки. Знать основные цвета; уметь рисовать прямые линии, правильно держать кисть, знать о правилах ухода за кистью. Развивать эмоциональную отзывчивость на чужую беду. Развивать восприятие. Воспитывать интерес к рисованию красками, аккуратность, самостоятельность.





Март


25

«Цветок для мамочки»


Закреплять знание цветов, различать их. Продолжать учить рисовать карандашом прямые линии, знать строение цветка, уметь делать отпечатки пальцами, иметь желание поздравить маму с праздником.




26

«Мы рисуем на песке»


Уметь рисовать прямые и волнистые линии на песке(крупе)



27

«Плачущие сосульки»


Закреплять знание синего цвета, происходящие в природе весной изменения, правильно держать карандаш, уметь рисовать короткие штрихи, правильно держать позу при рисовании.




28

«Мыльные пузыри»

Продолжать учить рисовать карандашом округлые формы, принимая правильную позу при рисовании.




Апрель


29

«Разноцветные мячи»


Закреплять знание цветов, уметь рисовать кисточкой круг, закрашивать, не выходя за контур рисунка.




30

«Шарики воздушные, ветерку послушные»


Формировать у детей умение слушать литературные произведения; отвечать на вопросы педагога; вызвать желание включиться в коллективную игру; учить  узнавать и называть основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый), рисовать округлые формы; развивать видение художественного образа и замысла, через цветовую гамму – разноцветные шары.




31

«Весенний дождик»


Уметь слушать и отвечать на вопросы воспитателя, знать основные цвета, уметь рисовать прямые линии, правильно держать кисть, знать о правилах ухода за кистью, быть эмоционально отзывчивым на чужую беду




32

«Травка зеленеет»


Продолжать учить правильно, держать кисточку, рисовать короткие прямые отрывистые линии, рассматривать рисунок, понимать ее содержание





Май

33

«Колобок»


Учить детей передавать образ колобка, правильно держать кисточку, закреплять умение пользоваться красками. Развивать речь и мышление. Воспитывать умение эмоционально откликаться на сказку.




34

«Бабочки-красавицы»


Правильно называть цвета, распознавать образ бабочки, иметь представление о бабочках.



35

«Заборчик для утят»


Развивать умение слушать литературные и музыкальные произведения, танцевать, повторяя движения вслед за воспитателем; проявлять положительные эмоции в процессе занятия; различать предметы по размеру, знать цвета; уметь рисовать прямые длинные и короткие линии кисточкой; правильно держать кисть в руках, набирать краску на кисть.




36

«Лето звонкое пришло»

Уметь рисовать волнистые линии, правильно держать кисточку, знать правила ухода за ней























ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ознакомление с природой)

№/п

Тема НОД

Программное содержание

Источник используемой литературы

Дата

Сентябрь

1 - 2

«Морковка от зайчика»


Расширять представления детей об овощах (о моркови). Формировать доброжелательное отношение к окружающим

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.20


Октябрь

3-4

Наблюдение «Листопад, листопад, листья желтые летят...»


Дать элементарные представления об изменениях в природе осенью, формировать умение определять погоду по внешним признакам, одеваться по сезону, учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.21


Ноябрь

5-6

«Рыбка плавает в воде.»


Дать элементарные представления об аквариумных рыбках, формировать интерес к обитателям аквариума.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.23


Декабрь

7-8

«У кормушки»


Дать элементарные представления о кормушках для птиц, формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.24



Январь

9-10

Снеговичок и елочка»


Расширять представления детей о деревьях. Показать свойства снега.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.26


Февраль


11-12

«Котенок пушок»


Дать представления о домашних животных и их детенышах, формировать доброе отношение к животным.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с27


Март


13-14

«Петушок и его семейка»


Расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.


О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.29



Апрель

15-16

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»


Дать детям представление о весенних изменениях в природе, формировать интерес к явлениям природы, учить передавать образ солнца в рисунке.

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.31




Май

17-18

«Там и тут, там и тут одуванчики цветут….»


Формировать у детей представления об одуванчике, учить выделять характерные особенности одуванчика, называть его части, развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы

О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» вторая группа раннего возраста с.33














ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (лепка)


/п

Тема НОД

Программное содержание

Источник используемый литературы

Дата

Сентябрь


1

«Знакомство с пластилином»


Познакомить детей с пластилином, с его свойствами (он мягкий), развивать интерес к процессу лепки. Учить находить сходства с предметами, учить аккуратно пользоваться пластилином.




2

«Крошки для птичек»

Создавать у детей интерес к процессу лепки, развивать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска. Учить выполнять движения вслед за воспитателем.




3

«Зёрнышки для мышат»


Упражнять детей в отрывании маленького кусочка от большого, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем




4

Знакомство с мордовской народной игрушкой «птичка-свистулька»

Познакомить с одним из видов декоративно-прикладного искусства, учить замечать красоту мордовского фольклора




Октябрь


5

«Заборчик для телёнка»


Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» на дощечке прямыми движениями ладоней; побуждать детей с помощью воспитателя называть изображённый на картине предмет; воспитывать отзывчивость и доброту.



1.10

6

«Мяч для Тани»

Развивать умение скатывать шар из пластилина круговыми движениями ладоней. Воспитывать положительное отношение к процессу лепки.



8.10

7

«Тарелки для каши»


Побуждать детей называть изображённый на картине предмет. Продолжать учить детей лепить предмет округлой формы, совершенствовать навык расплющивания его.



15.10

8

«Лечим чашку»

движениями рук.

Продолжать учить детей раскатывать «колбаску». Побуждать детей быть эмоционально отзывчивым на чужую беду.

Развивать интерес к процессу лепки.


22.10







29.10

Ноябрь


9

«Лукошко»

Знать назначение глины и приемы работы с ней, уметь скатывать шар, расплющивать его, делать углубление в центре




10

«Машина едет легковая»

Уметь различать предметы округлой формы, уметь лепить шар, расплющивать его




11

«Червячок для щуки»

Учить лепить валики, различать предметы по величине, знать сезонные изменения в природе




12

«Угощение для домашних животных Мордовии»

Учить лепить из пластилина угощение для домашних животных Мордовии (зернышки для курочек, морковку для козы)




Декабрь


13

«Крошки для золотой рыбки»


Знать цвета, приемы лепки, уметь отделять маленькие кусочки глины от большого куска




14

«Фрукты для куклы»


Знать цвета , уметь работать с пластилином, лепить шар



15

«Ягоды рябины»

Узнавать красный цвет, различать форму шара, уметь скатывать шар из пластилина




16

«Новогодние шары»

Уметь скатывать шар, знать цвета, уметь водить хоровод



Январь


17

«Пряники для мамы»

Уметь делать лепешку из пластилина, различать предметы круглой формы




18

«Доска для бычка»


Знать приемы работы с пластилином, уметь раскатывать валик, сохранять равновесие при ходьбе по полоске




19

«Снеговичок»


Лепка фигурок, состоящих из двух частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций. Деление пластилина на неравные части.




20

«А я по лесу гулял и грибы собирал»


Знать части гриба, уметь лепить шарик, сплющивать его, делать углубления пальцами, раскатывать валик, соединять получившееся детали






Февраль


21

«Миска для Мишутки»


Учить приёмам лепки из целого кусочка пластилина полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой. Воспитывать доброе отношение к животным.




22

«Морковка для зайчонка»

Побуждать детей раскатывать комок пластилина, удлинять, заострять кончик столбика, сплющивая пальцами. Проявлять заботу о зайке




23

«Блюдце для кошки»


Учить приёмам лепки из целого кусочка пластилина полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой. Воспитывать доброе отношение к домашним животным.




24

«Зернышки для цыплят»

Знать домашних птиц, различать взрослых птиц и их детенышей, уметь работать с пластилином, уметь отщипывать маленькие кусочки




Март


25

«Блины - блиночки»

Различать предметы круглой формы, знать желтый цвет, приемы работы с пластилином




26

«Домик для мышат»

Побуждать детей доступными им средствами выразительно создавать сказочные домики для своих мышат. Развивать фантазию.




27

«Солнечные лучики»


Побуждать детей создать образ солнца, продолжать учить лепить лучики (колбаску) путём прямого движения ладоней. Воспитывать интерес к процессу лепки.




28

«Угостим петушка зернышками»


Учить лепить из пластилина зернышки для петушка, учить отщипывать от большого куска пластилина и скатывать в маленький овал.




Апрель


29

«Сосиски для щенка»

Побуждать детей лепить угощение для собачки путём прямого движения ладоней рук. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. Развивать интерес к процессу лепки.




30

«Весна-красна пришла!»


Побуждать детей лепить «травку» путём раскатывания «колбасок». Развивать сюжетно-ролевой замысел. Воспитывать интерес к процессу лепки.




31

«Баранки для котят»

Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание их в кольцо, обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» баранок на связку-верёвочку.




32

«Приглашаем в гости Мишку, Лисичку, Зайку»


Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Воспитывать доброе отношение к животным.





Май

33

«Клубок для Даши»


Побуждать детей к лепке шарообразных форм, путём раскатывания комочка пластилина круговыми движениями. Побуждать называть цвет. Воспитывать любовь к окружающим.






34

Подарим кукле фартучек


Вызвать желание украсить фартучек мазками и линиями




35

«Вот какой у нас мостик!»


Моделирование мостика из 3-4 «брёвнышек»: раскатывание колбасок и соединение в соответствии с образом. Создание коллективной композиции из ручейка и мостиков.




36

«Вот такой у нас салют!»


Создание коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Сочетание приёмов лепки: раскатывание жгутиков и шарика, их соединение и включение в общую композицию воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни.






















ОО «Ознакомление с окружающим миром»


/п

Тема НОД

Программное содержание

Источник используемый литературы

Дата


Сентябрь

1.

Игрушки. Мишка.

Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения. Рассматривание большого и маленького мишки.



2.

Дружная семья. Инсценировка русской народной песни «Вышла курочка гулять».

Знакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения», воспитывать интерес к игре- инсценировке.




Октябрь

3.

Петушок с семьёй. Сказка на фланелеграфе ( по мотивам сказки К. Чуковского «Цеплёнок»).


Учить детей слушать скаку в инсценированном варианте, знакомить с домашними птицами.



4.

Чайная посуда. Кукла у нас в гостях.

Расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной посуды




Ноябрь

5.

Лошадь с жеребенком. Знакомство с игрушечной лошадкой.

Познакомить с лошадью и жеребенком, называть части игрушечной лошадки. Произносить звукоподражания. Развивать внимание, речь.



6.

Игра с матрешками.

Вызвать интерес к новой игрушке. Учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать. Закреплять название основных цветов: желтый, красный. Развивать внимание.












Декабрь

7.

Зима. Тепло оденем куклу.

Уточнить представления о зиме, ее признаках. Уметь отмечать погодные условия, различать сезонную одежду (зимнюю). Способствовать запоминанию последовательности одевания на прогулку. Развивать внимание, речь.



8.

Скоро новогодний праздник. Рассматривание елки.

Уточнить и обогатить представления о предстоящем событии – новогоднем празднике. Учить рассматривать предметы (ёлку, ёлочные украшения) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания. Развивать внимание, речь, мелкую и общую моторику, восприятие. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник».




Январь

9.

Одежда и обувь.

Учить классифицировать одежду и обувь, различать эти предметы по сезону. Развивать внимание, память, речь. Обогащать словарный запас.



10.

Игрушки и посуда.

Уточнить представления о том, для чего нужна посуда. Учить классифицировать посуду. Развивать внимание, память, воображение, речь.




Февраль

11.

Ознакомление с качествами и свойствами предметов. Игра «Пароход»

Учить различать и называть качества предметов: твёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий; свойства тонет, плывёт. Учить чётко и правильно произносит звук «У».



12.

Покормим птичек. Игра «Что делают птички»

Дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память, воспитывать любовь к живым существами желание помогать им.









Март

13.

Игра «Куда что положить?»


Совершенствовать способности обобщать, учить группировать предметы по назначению, отвечать на вопросы. Развивать мышление, речь, внимание, восприятие. Обогащать словарный запас.



14.

Из чего сделаны игрушки.

Учить определять название игрушек и материал, из которого они сделаны. Развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас.




Апрель

15.

Признаки весны.

Учить различать и называть признаки весны. Развивать общую моторику, слуховое внимание. Расширять словарный запас. Подбирать предметы по назначению, называть цвет. Способствовать развитию речи как средства общения.



16.

Кому что нужно? (повар, врач, шофер).

Упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесении орудий труда с профессией. Активизировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер). Развивать слуховое восприятие. Группировать предметы по способу использования, подбирать предметы по тождеству.




Май

17.

Где живут домашние птицы?


Систематизировать знания о домашних птицах. Расширять словарный запас, слуховое внимание, кругозор. Способствовать развитию речи как средства общения.



18.

Любимые игрушки ребят.

Развивать слуховое внимание. Выявить предпочтения детей в игровой деятельности. Учить сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству. Развивать умение группировать по способу использования. Способствовать развитию речи как средства общения.









Наблюдения на прогулках с детьми 2 – 4 лет.


Осень.

Объекты живой природы. Явления неживой природы.

Цель и задачи наблюдений

Содержание наблюдений

Связь с различными видами детской деятельности

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Животные

Птицы

(голуби, вороны, воробьи)

Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей).

Учить узнавать пернатых по внешнему виду.

Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т.д.).

Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются, дышат, двигаться – они живые.

У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы - черные, все остальное – серое. Вороны каркают: кар – кар – кар.

Голубь – птица, величиной с ворону. Может близко подлетать к человеку.

Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик – чирик. Воробьи прыгают.

Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Подвижная игра «Птички и автомобиль».

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Подвижная игра «Воробушки и кот».

Слушание песни «Птички» (вступление), муз. Г.Фрида.

Пение песни «Птичка», муз. М.Раухвергера, сл. А.Барто.

Рассматривание картины «Таня и голуби»


ЖИВАЯ ПРИРОДА

Животные

Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки)

Формировать желание наблюдать за насекомыми.

Дать представления о насекомых.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются

Показать отличительные особенности насекомых.

Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам.

Бабочки и жуки могут летать.

Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.

Когда становятся холодно, насекомые прячутся.

Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью).

Растения

Деревья

(ель, клен,( береза, рябина)

Дать представления о деревьях.

Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки)).

Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.

Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.

Учить различать листья по цвету (желтый, зеленый, красный).

Знакомить с осенним явлением природы – листопадом.

Учить бережно относиться к растениям.

Учить различать деревья по листьям.

Познакомить с плодами рябины.

Деревья высокие. Чтобы увидеть их верх - ушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает.

На стволе много веток и листьев.

Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. У всех деревьев разные листья. Осенью с деревьев опадают листья – это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами. С каждым днем листьев все меньше. Много листьев лежит на земле.

В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Елка останется зеленой. На ее веточках вместо листочков – маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.

У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы.

Игра «Мы осенние листочки».

Игра «Найди такой же лист»

Игра «Найди и принеси красный (желтый, зеленый) лист»

Изготовление гирлянд из осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций в детских книгах.

Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету (по убывающей или возрастающей величине)».

Слушание песни «Листопад», муз. Т.Потапенко

Пение песни «Осенняя песенка», муз. А.Александрова, сл. Н.Френкель.

Чтение рассказа М.Пришвина «Листопад».

Травянистые растения

Дать представления о травянистых растениях.

Учить любоваться осенними цветами.

Учить различать высокие и низкие цветущие растения.


Травка низкая по сравнению с деревьями; она растет на земле, ее можно потрогать.

Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растет. Если вырвать травку с корешком – она завянет.

Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.

На клумбе цветут астры: синие, красные, белые и др.

Игра «Побежали на травку – убежали с травки»

Рисование травки.

Фрукты (яблоки, груши).

Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах.

Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты.

Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши.

Яблоки и груши растут на деревьях.

Яблоки и груши созревают в конце лета и осенью. Яблоки и груши бывают красные, желтые, зеленые.

Фрукты бывают твердые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми.

Лепка фруктов.

Игра «Узнай на вкус».

Игра с муляжами фруктов.

Употребление фруктов в пищу.

Наблюдение за сбором фруктов.

Сбор фруктов.

Овощи

(репа, морковь, огурец, помидор)

Дать представления об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе.

Формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу.

Учить различать овощи по виду, вкусу, форме.

Взрослые убирают урожай на огороде.

Морковь и репа растут в земле.

Морковь – твердая, оранжевого цвета, длинненькая.

Репа твердая, желтого цвета, круглая.

Огурец твердый, зеленого цвета, продолговатый.

Помидор мягкий, красного цвета, круглый.

Все овощи растут на огороде.

Наблюдение за сбором урожая с огорода.

Сбор овощей.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Найди и назови»

Чтение русской народной сказки «Репка».

Инсценировка сказки «Репка».


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Формировать понятия о том, что нужно для жизни на Земле нужно солнце.

Солнышко греет – на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце.

Игра «Солнышко и дождик»

Разучивание потешки про солнышко.

Ветер

Показать природное явление – ветер.

Учить определять ветреную погоду.

Дует легкий ветерок. Дует холодный, порывистый ветер.

Люди одеваются теплее.

Погода ветреная – деревья качаются.

Дует ветер – вертушки крутятся на ветру.

Бег с ленточками.

Чтение стихотворения А.Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

Дождь

Показать, что осенний дождь может быть разным.

Показать простейшие связи между явлениями в природе.

Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя все кругом мокрое.

Идет дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из – под колес.

Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду.

Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду.

Капельки дождя блестят на солнце.

Во время дождя люди идут под зонтами.

Капли дождя стучат по крышам домов.

Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д.Кобалевского.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Рисование «Идет дождь»


Небо

Показать особенности осеннего неба.

Небо в начале осени – голубое.

Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из – за туч.

Темные тучи на небе – будет дождь или снег.

Игра «Солнышко и дождик»

Рисование «Тучка»

Рисование «Идет дождик»

Вода

Дать элементарные представления о свойствах воды.

Воду можно переливать из одного ведра в другое.

Чистая вода – прозрачная.

Грязная вода – непрозрачная.

Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед.

Экспериментирование с водой.

Чтение потешки «Водичка, водичка…»

Песок

Дать элементарные представления о свойствах песка.

Сухой песок рассыпается.

Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки.

На влажном песке можно рисовать палочкой.

После игры с песком нужно мыть руки.

Лепка куличиков из песка.

Экспериментирование с песком.

Лепка из глины «Лепешки большие и маленькие»

Лепка из пластилина «Бублики».


ЗИМА


ЖИВАЯ ПРИРОДА

Животные

Птицы (голуби, вороны, воробьи, синички, снегири)

Расширить представления оптицах: голубях, воронах, воробьях, синицах. Дать представление о снегирях. Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.

Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят прыгают, летают, клюют корм. Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами.

Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Все птицы летают во время полёта, машут крыльями. Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Похолодало, птицы нахохлились.

Зимой птицам сложно найти корм. Летом делают кормушки для птиц и насыпают в них корм. Птицы прилетают на кормушку, если человек подкармливает их зёрнышками и крошками.

Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На дереве сидят много красивых, красногрудых снегирей. Снегири особенно любят клевать ягоды рябины.

П/и «Птички и автомобиль». Рисование и лепка корма для птичек. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Сизари». Д/и «Найди пару». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Игра «Голуби и воробьи».

Растения.

Деревья

(ель ,клён, берёза, рябина)

Расширить представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки.

Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.

Зимой клён и берёза стоят без листьев. На ёлке вместо листьев зелёные иголочки. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Снег Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Если дует ветер снег слетает с деревьев. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежи белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды рябины. Зимой, когда нет листьев на деревьях, берёзу можно отличить от других деревьев по белому стволу.

Рисование «Ёлочка», Рисование «Деревья в нашем участке», Рисование ветки рябины. Заучивание стихотворения Е. Ильиной «Наша «ёлка», п/и «Раз, два, три к дереву беги»

Травянистые растения.

Показать особенности травянистых растений в зимний период.

Травы нет. Лишь иногда из- под снега выглядывает немного воды. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом.


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце.

Показать, что солнце светит во все времена года.

Светит солнце, значит день солнечный. Снег очень красиво блестит на солнце. Солнце не светит- пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши.


Небо.

Показать особенности зимнего неба.

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится тёмным.

Рисование «Зимние Пейзажи».

Ветер.

Показать особенности ветреной погоды зимой.

Дет холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет. Наблюдение за движением вертушек во время ветра.

Имитация звуков ветра.

Снег.

Дать представления о свойствах снега.

Снег лежит на деревьях, на скамейках, на земле и т.д.. Намело много снега- образовались сугробы. Снег белый, холодный, лёгкий, пушистый, сверкает на солнце. Из снега можно лепить снежки и снеговиков. Снежинку можно поймать на рукавичку и рассмотреть. Если крепко сжать снег в ладошке – он растает, превратится в воду. Падает мокрый снег, на улице слякоть.

Чтение произведений Л. Воронковой «Снег идёт». Экспериментирование со снегом.

Вода.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замёрзла получится лёд. Если лёд занести в комнату, он растает и получится вода. Лёд прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лёд.

Украшение ёлки цветными льдинками. Экспериментирование с водой.


ВЕСНА


ЖИВАЯ ПРИРОДА


Животные

Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы).

Расширять представления о поведении птиц зимой.

Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец).

Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т.д.

Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада.

Формировать доброе отношение к миру природы.

Весной всюду слышны голоса птиц. Воробьи весело чирикают, вороны громко кричат, другие птицы начинают петь свои песни.

Птицы греются на солнце.

Птицы купаются в лужах.

Птицы прыгают по земле и клюют червяков.

Птицы вьют гнезда.

В домиках – скворечниках живут скворцы. В скворечниках выводятся маленькие птенчики.

Вороны вьют гнезда высоко на дереве. В гнезде из яиц выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.

Чтение стихотворения М.Клоковой «Зима пришла».

Аппликация «Скворечник»

Насекомые

(мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи)

Закреплять желание наблюдать за насекомыми.

Расширять представления о насекомых.

Продолжать учить различать насекомых.


Бабочки и божьи коровки летают, муравьи ползают по земле.

Мухи летают.

Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо»

Червяки

Показать отличительные особенности червяка.

Продолжать учить беречь природу.

Внешний вид червяка: длинный, похож на веревочку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в земле, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений.

Лепка червяков для цыплят.


РАСТЕНИЯ

Деревья

(ель, клен, береза, черемуха, яблоня)

Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья.

На ветках деревьев появились почки.

Из почек распускаются маленькие зеленые листочки.

На березе появились сережки.

Очень красиво цветут яблоня и черемуха. Цветы ароматно пахнут.

Весной высаживают саженцы – молодые деревца.

Над цветами растений кружат насекомые.

Рисование деревьев.

Кустарники

(сирень, смородина)

Закреплять представления о кустарниках.

Показать изменения, происходящие с кустарниками в весенний период.

Формировать бережное отношение к природе.

На ветках кустарников появились почки.

Красиво цветет сирень.

Цветы сирени ароматно пахнут.

Весной высаживают саженцы кустарников.

Кустарники весной обрезают, чтобы они выглядели красиво.


Овощи

(репа, морковь, огурец, помидор)

Показать посадку овощей.

Привлекать к посадке лука и гороха.

Семена гороха – горошина.

Семена лука – луковица.

Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука.


Употребление овощей в пищу.

Травянистые растения


Формировать желание любоваться появившейся зеленой травкой.

Показать первые весенние цветы.

На участке появилась зеленая травка. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются.

Одуванчик – травянистое растение. У одуванчика есть стебель, лист и цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета.

На месте цветка появляются пушинки – семена одуванчика. На семена одуванчика можно подуть, и они разлетятся в разные стороны.

Появились первоцветы (мать – и – мачеха).

Появились всходы на клумбах.

Разучивание стихотворения Е.Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик»

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.

Светит солнце, на крышах появились сосульки.

Сосульки красиво блестят на солнце.

Солнце светит ярче, стало теплее. Солнце светит - тает снег, бегут ручьи.

Солнышко то появляется из – за тучки, то прячется.

Солнце пригрело землю – появились растения и насекомые.

Все рады весеннему солнышку.

Игра «Выложи солнышко из палочек»

«Закличка солнца», сл. Нар, обр. И.Лазарева и М.Лазарева.

Игра с солнечными зайчиками.

Небо.

Показать особенности весеннего неба.

Весной небо часто бывает голубым, безоблачным.

Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму.

Темные тучи на небе – к дождю.

После дождя на небе появляется радуга.

Рассказывание потешки «Радуга – дуга».

Ветер

Продолжать знакомить с природным явлением – ветром.

Ветер гонит облака по небу. Дует ветер – деревья качаются, вертушки крутятся.

Игра с вертушками и ленточками.

Дождь.

Показать, что весенний дождь может быть разным.

Идет теплый дождь.

Идет холодный дождь.

Первая гроза и гром.

Пошел дождь, люди раскрыли зонты.

Появились лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Лужи пузырятся.

Капли дождя бывают крупные и мелкие.

После дождя все мокрое: крыши домов, деревья, асфальт и земля.

Игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Идет дождик»

Снег

Показать свойства снега весной.

Весной снег начинает таять.

На крышах появляются сосульки. На земле белый снег становится серым. Постепенно весь снег на земле растает.

Рисование «Сосульки длинные и короткие»

Вода

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения на огороде. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная.

Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Экспериментирование с водой.

Песок

Продолжать знакомить со свойствами песка.

Сухой песок рассыпается. Из влажного песка можно лепить куличики.

Когда идет дождь – песок мокрый.

После мокрого песка руки нужно мыть. После сухого песка можно легко отряхнуть.

Экспериментирование с песком.


ЛЕТО


Живая природа

Животные

Птицы

(голуби, вороны, воробьи, скворцы, утки)

Расширять представления о поведении птиц летом.

Продолжать формировать умение отличать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец, утка).

Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т.д.

Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада.

Особенности внешнего вида разных птиц.

Птицы купаются в лужах, в песке.

Птицы кормят своих детенышей (носят корм в клюве).

Утки плавают в водоемах.

Утка плавает с утятами.

Скворцы прыгают по земле и клюют червяков.

Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» и др.

Насекомые (мухи, бабочки, божьи коровки, муравьи, кузнечики)

Закреплять желание наблюдать за насекомыми.

Расширять представления о насекомых.

Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ.

Бабочки порхают, жуки летают. У жуков – усачей длинные усы. У жуков твердые крылья.

Божья коровка (семиточечная) – красная, с черными пятнашками. Кузнечики трещат в траве.

Закличка «Божья коровка, улети на небо».

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.


РАСТЕНИЯ

Деревья

(ель, клен, береза, черемуха, дуб, яблоня, груша)

Закреплять представления о деревьях.

Показать изменения, происходящие с деревьями в летний период.

Формировать бережное отношение к природе.

В конце лета на деревьях созревают плоды – яблоки, груши, черемуха.

Листья на деревьях разной формы.

Чтение художественных произведений о природе.

Сбор плодов. Употребление плодов в пищу.

Кустарники

(малина, смородина)

Расширять представления о кустарниках.

Показать, что на кустарниках созревают ягоды.

Летом на кустарниках поспевают ягоды – малина, смородина.

Ягоду собирают и кушают.

Сбор ягод.

Употребление ягод в пищу.

Овощи

( репа, морковь, огурец, помидор)

Показать, как растут овощи летом.

Показать овощные культуры, которые начинают созревать летом.

Овощи растут на огороде.

За ними нужно ухаживать. Овощи в начале лета были маленькие, а за лето выросли.

В конце лета многие овощи можно кушать – они созрели.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Употребление свежих овощей в пищу.

Травянистые растения

Развивать желание любоваться цветущими травянистыми растениями.

Формировать понятия о травянистых растениях – сорняках.

Учить различать некоторые садовые и полевые цветы по форме, окрасу и запаху.

В огороде пропалывают траву (сорняки), вырывая ее с корнем.

На клумбе много красивых растений, они цветут.

У всех растений – одуванчика, ромашки, колокольчика – цветы разной формы и цвета.

Растения нельзя поливать в солнечную погоду – их можно обжечь. Поливать растения нужно вечером, когда спрячется солнышко.

Аппликация «Цветы в подарок маме, бабушке»


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Солнце

Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения.

Солнце сильно греет, дети гуляют в трусиках и панамах.

Если лето теплое – люди загорают, их кожа темнеет.

В солнечную погоду нельзя долго находиться на солнце – можно обгореть. Лучше гулять в тени деревьев и кустарников.

Игра «Выложи солнышко из палочек».

Рисование солнышка.

Небо

Показать, что летом небо бывает разное.

Небо бывает голубым и безоблачным, серым. Иногда по небу плывут облака. Небо затянуто тучами – значит, будет дождь.

На небе сверкает молния, грохочет гром.

После дождя появляется радуга.

Заучивание потешки «Радуга – дуга»

Ветер

Показать особенности ветреной погоды летом.

Дует теплый ветерок. Дует ветер – качаются ветки и деревья.

Дует ветер – шумит листва.

Дует сильный ветер – ветки ломаются и падают на землю.

Дует сильный ветер – с земли понимается песок.

Дует ветер – в реке и на море образуются большие волны.

Игра с вертушками и ленточками.

Рисование деревьев.

Дождь

Показать, что летний дождь может быть разным.

Идет теплый дождь.

После дождя на небе появляется радуга.

После дождя все деревья, листья, дома – мокрые.

Идет дождь – появились лужи. По теплым лужам можно бегать босиком (на природе)

Закличка «Дождик, дождик, пуще..»

Вода

Показать свойства воды.

Вода нагревается на солнце и становится теплой.

Водой поливают растения на огороде. Птицы пьют воду из лужи.

Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Когда на улице жарко, люди и животные хотят пить. Все пьют воду. Пить можно только чистую воду.

Игры с водой.

Песок

Показать свойства песка.

Утром взрослые поливают песок, чтобы он был влажный и чтобы воздух на участке был свежий.

Сухой песок рассыпается.

Из влажного песка можно лепить куличики.

Если наступить на влажный песок – останется след.

На влажном песке можно рисовать.

Игры с песком – лепка пирожков и печенья с помощью формочек.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!