1 Раздел. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2).
Вариант 5.2 предназначается для _________________ обучающегося 2 класса с тяжелым нарушением речи.
Вариант 5.2. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Вариант 5.2 с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании в РФ);
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
- Устав МБОУ "Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева".
На основе примерных программ: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей образоват. Организаций/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: Просвещение, 2014. Программа курса «Русский язык». 1-4 классы/авт.-сост. Л.В. Кибирева. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2021. – (ФГОС Начальная инновационная школа).
С учетом УМК: Русский язык. 1-4 класс: учебник для общеобразовательных организаций общеобразовательных учреждений. В 2 ч./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2019.-159с; Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./Л.В. Кибирева, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019 (ФГОС Начальная инновационная школа). Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч./С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. -8-е изд. Стериотип.-М.: Вентана-Граф, 2020.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
– воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Учебная программа и пособие УМК «Школа России» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
2 Раздел. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе предметов курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
При составлении программы учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
Таким образом, данная рабочая программа по русскому языку для 2 класса соответствует ФГОС и сохраняет особенности программы по русскому языку для 2 класса, разработанной В.П. Канакиной.
Во 2 классе вводятся сведения о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге; даётся представление о личных местоимениях. Причём представление о частях речи дается при изучении структуры синтаксических единиц, в процессе наблюдения над средствами выражения главных членов предложения, над связью слов в словосочетании и предложении. Принцип организации изучения морфологии на синтаксической основе позволяет экономить время на изучение грамматики (теории языка) и создаёт основу для формирования практических речевых умений. Детям легче понять, зачем изучаются части речи и как человеком используются знания об их свойствах при построении словосочетаний и предложений.
В связи с концентрическим принципом изучаются структурные особенности словосочетаний и предложений. Сначала внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные слова в словосочетаниях, главные члены предложения, тема, главная мысль текста). Далее взгляд переносится на роль структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста), которые помогают конкретизировать значение слова, распространять, развёртывать мысль.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка.
Основные содержательные линии курса «Русский язык»:
Речевое общение предполагает формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. Указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства. Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр.
Язык как средство общения, в котором представлен языковой материал. Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Русский язык» является урок. В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки, творческие уроки. Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные работы, орфографический диктант, словарная работа, текущие и итоговые контрольные работы (диктанты).
3 Раздел. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану на изучение русского языка во 2 классе отводится:
Количество часов в год – 34. Количество часов в неделю – 1. Количество учебных недель – 34.
Срок реализации программы 2021 – 2022 учебный год.
4 Раздел. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения русского языка у обучающих формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, в выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой обучения, средством развития их мышления, воображения и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5 Раздел. «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
На минимальном уровне | На достаточном уровне |
Личностные |
У обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному; адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. | Обучающиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова; осознания русского языка как основного средства общения народов России; осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке; понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.). |
Предметные |
Фонетика и орфоэпия. Графика. Орфография. Закреплены навыки дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза на все более усложняющемся речевом материале, дети познакомились с некоторыми особенностями русской графики, с трудными случаями буквенной символики. Состав слова (морфемика). Сформированы представления о составе слова, об однокоренных словах, о некоторых морфемах (корне, окончании). Способны образовывать слова относительно сложной морфологической структуры (по образцу). Могут проводить разбор слов по составу в различных его формах (по заданному алгоритму, моделировать слова по составу, узнавать слова по данной модели, подбирать слова к данной модели). Способны реализовывать под руководством учителя по заранее данному алгоритму осуществлять два способа проверки написания слова: путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. Морфология Практически усваивают общее лексическое значение имени существительного (обозначение предмета), его грамматические признаки, способны ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу одушевленные и неодушевленные существительные (без термина), имена существительные нарицательные и собственные (без термина), овладевают терминами «единственное и множественное число», умеют по заданному алгоритму практически распознавать род имен существительных; Практические усваивают общее понятие о словах, обозначающих признак предмета, могут распознавать слова этой категории в речи, могут по заданному алгоритму ставить вопрос к именам прилагательным. Практически усваивают общее лексическое значение глаголов. Могут на практическом материале изменять глаголы по числам, временам, глаголов прошедшего времени по родам. Сформировано практическое представление о предлоге как слове, как служебной части речи. Усваивают на элементарном уровне правописание предлогов (единообразное написание, не совпадающее с произношением гласных и согласных, раздельное написание с другими словами), закрепляют различие между предлогами и приставками. Синтаксис. Пунктуация Умеют вычленять предложение из текста, отличать его от отдельных слов и словосочетаний, соблюдать при произношении и чтении средства интонационного оформления коммуникативного типа предложения, Умеют соблюдать правила записи предложения, употребляя большую букву в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, под руководством учителя с опорой на наглядный материал могут составлять, распространять предложения (по вопросам, по картине, по графической схеме). Могут определять, о ком или о чем говорится в предложении, находить соответствующие слова, ставить вопросы к главным членам предложения, составлять схему семантической структуры простого предложения. Усваивают таких понятий и терминов, как «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое». Усваивают в практическом плане роль интонации в предложении, понятие логическое ударение (без введения термина). Развитие речи В процессе работы над связной речью на уроках русского языка предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой цельности и связности. | Обучающиеся получат возможность усвоить правила обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака, усвоить правильное написание слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу; правописание буквосочетаний чк, чн, . правила написания разделительного Ъ. Устанавливать слоговую структуру слова и правила переноса; устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки; Практически освоить навык словообразования с помощью приставок в-, во-, до-, на-, над-, за-, по-, про-, щ-, об-, с-, со-, у-. Определять коллективно под руководством учителя темы и содержания устных и прочитанных рассказов, сопоставлять их название и содержание. Восстанавливать деформированные предложения и простейшие деформированные тексты (восстановление последовательности предложений) коллективно под руководством учителя |
Метапредметные |
Регулятивные |
Обучающиеся научатся: организовывать своё рабочее место; понимать цель выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; понимать важность планирования работы; осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов); выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические и дисграфические ошибки, допущенные при списывании. | Обучающиеся получат возможность научиться: оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при выполнении заданий; объяснять по заданному алгоритму, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; осуществлять элементарную само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения. |
Познавательные |
Обучающиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника; использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов); | Обучающиеся получат возможность научиться: находить, сравнивать, классифицировать орфограммы в корне слова; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений); |
Коммуникативные |
Обучающиеся научатся: выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; уметь слышать, точно реагировать на реплики; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (подгруппе). | Обучающиеся получат возможность научиться: соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить) с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (под руководством учителя). |
6 Раздел. «Содержание учебного предмета»
2 класс 34 ч (1 ч в неделю)
Наша речь (2ч) - Речевые действия (особенности устной и письменной речи). Развиваем графическую зоркость: учимся списывать слова без пропусков, замен, искажений букв.
Текст (2 ч) - Что такое текст? Части текста. Что такое тема и главная мысль текста? Делим текст на части.
Предложение (4ч) - Предложение. Знаки препинания в конце предложений
Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Что такое распространённые и нераспространённые предложения?
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Как установить связь слов в предложении?
Слова, слова, слова… (4ч) - Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое корень слова? Что такое однокоренные (родственные) слова? Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Звуки и буквы (7ч) - Как различить звуки и буквы? Русский Алфавит, или Азбука. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? Согласный звук [Й ] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (2ч) - Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.
Части речи (11ч) - Что такое части речи? Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Глагол как часть речи: значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголом. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Единственное и множественное число имён прилагательных. Местоимение. Что такое местоимение? Предлоги. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?
Повторение изученного материала за год (2ч) - Правила записи слов (проверяемые орфограммы в корне). Правила записи слов (непроверяемые орфограммы в корне).
7 Раздел. «Тематическое планирование»
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Наша речь | 2 |
2. | Текст | 2 |
3. | Предложение | 4 |
4. | Слова, слова, слова… | 4 |
5. | Звуки и буквы | 7 |
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 2 |
7. | Части речи | 11 |
8. | Повторение изученного материала за год | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| Наша речь | 2 | | |
| Речевые действия (особенности устной и письменной речи) | 1 | 07.09 | 07.09 |
| Развиваем графическую зоркость: учимся списывать слова без пропусков, замен, искажений букв. | 1 | 14.09 | 14.09 |
| Текст | 2 | | |
| Что такое текст? Части текста. | 1 | 21.09 | 21.09 |
| Что такое тема и главная мысль текста? Делим текст на части. | 1 | 28.09 | 28.09 |
| Предложение | 4 | | |
| Предложение. Знаки препинания в конце предложений | 1 | 05.10 | 05.10 |
| Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | 19.10 | 19.10 |
| Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения | 1 | 26.10 | 26.10 |
| Как установить связь слов в предложении? | 1 | 02.11 | 19.11 |
| Слова, слова, слова… | 4 | | |
| Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 16.11 | 19.11 |
| Что такое синонимы? Что такое антонимы? | 1 | 30.11 | 26.11 |
| Что такое корень слова? Что такое однокоренные (родственные) слова? | 1 | 07.12 | 03.12 |
| Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | 14.12 | 10.12 |
| Звуки и буквы | 7 | 21.12 | |
| Как различить звуки и буквы? Русский Алфавит, или Азбука. | 1 | 28.12 | |
| Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? | 1 | | |
| Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | | |
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | | |
| Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? | 1 | | |
| Согласный звук [Й ] и буква И краткое. | 1 | | |
| Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | | |
| Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 2 | | |
| Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. | 1 | | |
| Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 1 | | |
| Части речи | 11 | | |
| Что такое части речи? | 1 | | |
| Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | | |
| Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. | 1 | | |
| Глагол как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
| Единственное и множественное число глаголов. | 1 | | |
| Правописание частицы не с глаголом. | 1 | | |
| Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 | | |
| Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | | |
| Местоимение. Что такое местоимение? | 1 | | |
| Предлоги. Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами? | 1 | | |
| Повторение изученного материала за год | 2 | | |
| Правила записи слов (проверяемые орфограммы в корне) | 1 | | |
| Правила записи слов (непроверяемые орфограммы в корне) | 1 | | |
8 Раздел. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Электронный учебник по русскому языку «Уроки Кирилла и Мефодия».
2. Презентации к урокам, созданные учителем.
3. Наглядные пособия.
4. Русский язык. 2 класс. Комплект таблиц по русскому языку для начальной школы.
5. Самодельные наглядные пособия.
Учебно-методическая литература
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. -10-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2019.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. –М.: Просвещение, 2019.
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования
http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://www.rus.1september.ru
10. Журнал «Начальная школа»
www.openworld/school
11. Сеть творческих учителей
www.it-n.ru