Т ема: «Сложение и вычитание вида + 4, - 4.»
Цели: знакомить с приемами сложения и вычитания числа 4;
закреплять знание состава числа 4, умение решать задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
развивать мышление, внимание, речь учащихся;
воспитывать умение работать в коллективе и умение
дорожить дружбой.
П ланируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание вида + 4, - 4; использовать знаково – символические средства при решении задач; работать в паре; оценивать себя и корректировать свои действия.
Оборудование: учебник «Математика» 1 класс М. И. Моро,
С. И. Волкова, «светофоры», карточки с выражениями, картинки с изображением снеговика, Мороза, Герды, Снежной королевы и Кая, ели, круги-игрушки .
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните свежесть морозного утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришла одна девочка. (Появляется рисунок Герды). У неё в руке письмо: «Здравствуйте, ребята! Я - Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная королева». Выпал снег, наступила зима, а я всё ищу своего друга Кая. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше».
- Ребята, поможем Герде? Давайте мы сегодня совершим путешествие к Снежной королеве. Но этот путь трудный и долгий, с большими преградами и трудностями, но я надеюсь, что вы с ними справитесь.
2. Актуализация знаний.
1) Вот уже первая преграда. Кто это на пути?
Загадка: «На дворе зима, белый снег лежит,
Наш весёлый человек на снегу стоит». (Снеговик)
(Появляется картина с изображением снеговика).
- Снеговик хочет узнать, из чего он состоит.
-Сосчитайте, сколько тут кругов? (7)
-Сколько четырёхугольников? (4)
-Какие фигуры мы не назвали? (Треугольники и кривая)
-Снеговик нас пропустил, и мы продолжаем наш путь.
2) «Засели домики»
-Снеговик пожелал вам удачи. Но перед вами опять преграда.
Загадка: «Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве,
все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке».(Снежинки)
-Если мы выполним задания снежинок, то они помогут нам в пути. А они хотят, чтобы вы «Заселили домики».
6
7
3
4
5
2
6
6
4
0
2 человека работают у доски.
С остальными учениками ведется фронтальная работа.
-А мы с вами пока решаем задания снежинок. Я буду показывать выражения а вы показывайте ответ на веере цифр.
9-3, 5+3, 2+3, 7-2,8-3, 6+2,4+3.
Следующее задание снежинок-веселые задачи:
9 совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
Сколько птиц стало?(10)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились? 4-2=2
Пять ворон на крышу сели,
Три еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (8)
-Проверим работу у доски с помощью светофоров.
3. Целеполагание.
-Мы можем идти дальше. Но на нашем пути опять кто-то стоит. Кто это?
Загадка: «У избы побывал – всё окно разрисовал.
У реки погостил – во всю реку мост мостил!» (Мороз)
-Не хочет дедушка Мороз нас просто так пропустить.
Проектор выключается. Экран убирается.
Чтобы определить тему нашего урока, выполним задание. Внимание на доску.
Найдите «лишнее» выражение.
9-4 (т.к. во всех примерах первое число 6, а здесь 9)
6-3 (т.к. во всех остальных примерах прибавляют и вычитают 4, а здесь 3)
6+4 (т.к. во всех примерах выполняется действие вычитание, а здесь - сложение)
6-4 (т.к. этот пример записан на карточке другого цвета)
Убирается второй пример. Какая тема будет у нашего урока? Чему будем учиться?
Тема нашего урока «Прибавление и вычитание числа 4» . Переворачивается напечатанные листы с темой урока. Дети повторяют хором.
4. Открытие нового знания.
- Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде, и послала вихри и метели. Давайте, быстрее выполним следующее задание, и метель утихнет.
- Откройте учебники на с.8.Прочитайте задание под красным треугольником.
- Сколько кругов вы видите? (4)
- По каким признакам мы можем разделить их на 2 группы? (По цвету и по размеру).
- Сколько синих кругов? (1)
- Сколько красных кругов? (3)
- Сколько больших фигур? (2)
- Сколько маленьких фигур?(2)
- Как мы можем прибавить число 4? Вычесть его?
5. Первичное закрепление.
- Посмотрите на примеры под рисунком и объясните, как можно к числу прибавить и вычесть по частям число 4.
Первые два столбика - коллективное объяснение, третий столбик – объяснение в парах.
6. Самостоятельная работа по образцу.
- Откройте тетради, подпишите число, но сначала сделаем гимнастику для пальцев.
Гимнастика для рук
Виват-окей, ладошки, покрутили кистями рук
Минутка чистописания (в тетрадях прописана учителем цифра 4, дети дописывают до конца строки, обводят самую красивую цифру 4).
Работа с учебником.
№1- 2 примера выполняются у доски, третий столбик дети выполняют самостоятельно по образцу.
-Вот и метель утихла. Осталось несколько снежинок, которые предлагают вам отдохнуть
Физкультминутка
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и
И покажем дома маме.
7. Включение нового знания в систему знаний.
- Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку.
«В огне не горит и в воде не тонет». (Лёд)
-Чтобы эти ледяные горы расступились, мы должны решить задачи.
№2
-Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? (О яйцах).
- Куда мама клала в яйца? (В тесто и в салат)
- Сколько яиц мама положила в салат?(3)
- А в тесто? (На 1 меньше). Что значит на 1 меньше? ( Это значит столько же, но без 1.)
- Прочитайте вопрос задачи.
Решение у доски с использованием схемы.
3-1=2 (яйц.)
Ответ: 2 яйца мама положила в тесто.
Наконец, мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.
7. Пропедевтика темы «Перестановка слагаемых».
На обороте доски записаны выражения:
3+4= 2+4=
4+3= 4+2=
- Что заметили?
- Как вы думаете, какими будут значения выражений в каждом столбике: одинаковыми или разными? (Ответы детей.)
- Давайте проверим. Какой вывод можно сделать? (Если поменять слагаемые местами, их сумме не изменится.)
8. Рефлексия.
-Итак, мы освободили Кая. Растаяло его ледяное сердце. Они опять вместе с Гердой.
-Чему мы учились на уроке? (Прибавлять и вычитать число 4).
- Назовите состав числа 4.(3 и 1, 1 и 3, 2 и 2)
-Можно ли назвать Герду настоящим другом? Я вам тоже желаю иметь такого друга и дорожить дружбой. Конечно, без вас Герда бы не справилась. Вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды.
- Какое задание было для вас самым трудным? Самым простым?
- Оцените свою работу с помощью светофора.
Письмо
«Здравствуйте, ребята! Я - Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная королева. Выпал снег, наступила зима, а я всё ищу своего друга Кая. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше».