Формирование мотивации изучения русского языка и стремление к самосовершенствованию
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап (1 мин) | Подготовка обучающихся к работе. | Приветственное слово учителя - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Показывают готовность к уроку, приветствуют учителя и присутствующих | Личностные: формирование положительного отношения к учению. |
Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности. | Дорогие ребята! Сегодня утром мне пришло необычное письмо от жителей страны с красивым и звучным названием Морфология. В этом письме есть приглашение для вас. Жители предлагают посетить их страну, полюбоваться её достопримечательностями. Давайте же отправимся в путь! | Слушают учителя | Личностные: смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ. |
Пробное учебное действие. Актуализация знаний (2 мин.) | Организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | В стране Морфология много городов, они называются так же, как и части речи. - Перечислите части речи, которые вы знаете. Вот сколько городов в этой чудесной стране! – Как определить часть речи? – На какие группы делятся части речи? Предлагаю принять приглашение жителей и отправиться в путешествие! К сожалению, мы не сможем посетить все города этой страны, а только самые-самые большие. В них нас ждут загадочные приключения. - Что берут все путешественники с собой в путешествие? Нам в путешествии понадобятся маршрутные листы, в которых мы будем делать заметки о путешествии. Листы лежат у вас на партах. Давайте сверху листа напишем сегодняшнюю дату. Сегодня двадцать шестое февраля. Сейчас мы сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску и сформулируйте тему. | Отвечают на вопросы учителя: - части речи; - по вопросу и значению; -самостоятельные и служебные; - имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, наречие, местоимение, предлог, союз, частица, междометие. Формулируют тему урока: «Приключение в стране Морфология» | Познавательные: – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, – осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: – выполнение пробного учебного действия Коммуникативные: – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Постановка цели и задач урока (1мин) | Формулирование учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. | «Приключение в стране Морфология». Запишите тему в свой маршрутный лист. Как вы думаете, какие приключения нас ждут сегодня? Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Давайте вместе поставим задачи к нашему уроку. Итак, мы с вами отправляемся в страну Морфология. Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в эту страну? (машина, поезд, самолет, корабль, велосипед). - Что обозначают эти слова? - На какой вопрос они отвечают? - К какой части речи относятся? Вы догадались, в каком городе будет наша первая остановка? | Записывают тему урока на маршрутном листе, ставят цель: Обобщение знаний о частях речи. Ставят задачи: | Регулятивные: – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. |
Применение знаний и умений ( 15мин) | Повторение и закрепление изученного с целью введения в последующем новых видов деятельности. | Мы останавливаемся в городе Имя существительное. - Кто мне скажет, что такое имя существительное? Давайте познакомимся с его обитателями. (картинка) Это женщина, это мальчик, вот река, улица. Что-то странное, ребята. А, поняла… С жителями этого города приключилась такая беда – они все потеряли собственные имена. Так нельзя. Поможем жителям отыскать собственные имена и названия? - Что же относится к именам собственным? Очень хорошо. - А теперь скажите, вы любите играть в мяч? Сейчас я буду бросать вам мяч и называть нарицательное имя существительное, тот, кто поймал мяч, к нарицательному имени существительному добавляет имя собственное. Сейчас мы разделимся на 2 группы по 4 человека. Выполняем задание 1 на маршрутных листах. Из словосочетаний имя существительное нарицательное + собственное вам нужно составить и записать предложения. - Давайте вспомним, как мы пишем собственные имена? (с заглавной буквы). А теперь проверим. Как хорошо, что к каждому вернулось его собственное имя и название, и в городе воцарился порядок, ведь человек не может без имени, а географический объект без названия. Вы отлично справились с заданием, и благодарные жители города дарят вам золотую звезду. Приклейте ее рядом с названием города. Готовы путешествовать дальше? Для того, чтобы вы верно угадали название города, в котором мы далее остановимся, я предлагаю вам описать поезд. В маршрутном листе в задание 3 есть текст, в котором пропущены признаки нашего транспортного средства. Давайте вместе их допишем. Например, я выбираю корабль и говорю: Это большой водный транспорт. Корпус корабля чаще всего металлический, белого цвета. Я даю вам минутку, чтобы вы описали транспорт, который сейчас сами выберете. Вы догадались, в каком городе наша следующая остановка? Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? На какие вопросы она отвечает? С жителями города Имя прилагательное тоже приключилась беда. В этом городе перепутались все признаки предметов. Поможем жителями их разобрать? Сейчас мы поработаем в парах. На экране я буду показывать по 4 картинки, обозначающие признаки предмета. Один из них лишний, ваша задача догадаться, какой признак лишний, и записать его в свой маршрутный лист в задание 2. Давайте проверим, что вы записали. Какие молодцы! Теперь все встало на свои места: у каждого предмета опять свои признаки. И в этом городе воцарился порядок. Жители города вручают вам золотую звезду. Приклейте ее напротив названия города. Отправляемся дальше? | Выполняют задание учителя. Кошка _______, Девочка________, Мальчик________, Река_______, Город_________, Страна_______, Озеро_____, Улица________. Составляют и записывают предложение: На летних каникулах мы посетили город Москва. Поезд – железное транспортное средство с несколькими вагонами, которое передвигается по рельсам. Поезд может перевозить различный товар, например доски, уголь, топливо, такие поезда называют товарными. Поезда, которые перевозят почту называют почтовыми. Пассажирский поезд перевозит людей-пассажиров. | Познавательные: - выполнение действий согласно алгоритму; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: -осознание ответственности за общее дело Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Физкультминутка (2 мин) | Обеспечение активного отдыха организма в процессе учебной деятельности. | Предлагаю вам провести физкультминутку и заодно угадать название следующего города. Сейчас мне нужно 2 желающих. Я буду оказывать вам листочек, на котором написано действие. Ваша задача изобразить это действие, все остальные должны назвать действие и повторить его. | Двое учеников у доски по очереди показывают действия, остальные их называют и повторяют. Прыгать, бегать, маршировать (ходить), спать, сидеть, танцевать, писать, плакать. | Регулятивные: - умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Личностные: Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
Применение знаний и умений (5 мин) | Повторение и закрепление изученного с целью введения в последующем новых видов деятельности. | Ребята, перечислите действия, которые совершают транспортные средства. Вы догадались, как называется следующий город? Конечно, Глагол! - Что обозначает глагол? - На какие вопросы он отвечает? В этом городе постоянная суета ничто, и никто не стоит на месте. Все постоянно в движении. Но сегодня с жителями города происходит что-то странное, как-то неправильно они себя ведут. Посмотрите, мальчик Вася только что проснулся, и уже едет в автобусе. Вот он умывается, садится за парту и завтракает. Разве так бывает? Кто хочет выйти к доске и помочь Васе восстановить порядок действий. Остальные ребята выполняют задание 3 на маршрутном листе. Как называются предложения с несколькими сказуемыми, которые называют действия одного подлежащего? Какие знаки препинания необходимо поставить? Молодцы, ребята. Мы помогли одному из жителей города восстановить порядок действий и теперь он пришел в школу где непременно научится чему-нибудь новому. Молодцы, кто сделал все правильно, приклейте золотую звезду напротив названия города. | Машина едет, корабль плывет, самолет летит, поезд пыхтит,(мчится). Рано утром Вася проснулся, умылся, позавтракал и поехал в школу. | Познавательные: - выполнение действий согласно алгоритму; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: -осознание ответственности за общее дело Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Подведение итогов Рефлексия (3мин) | Установка соответствия между поставленной целью и результатами урока. Самоанализ обучающихся. | Мы с вами посетили три города страны Морфология, познакомились с их жителями, и нам пора возвращаться домой. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Мы будем возвращаться домой на этом поезде. На каждом вагончике написано название задания, которое мы выполняли на уроке, а на ваших партах лежат картинки с изображением детей, ваша задача приклеить обе картинки: первую картинку с улыбающимся лицом мы приклеиваем на тот вагончик, задание, которого нам наиболее понравилось, а вторую картинку, с грустным лицом мы приклеиваем на тот вагончик, задание которого вам не понравилось. - Вам понравился урок? Молодцы, ребята! Мне тоже очень понравился наш урок. Давайте посчитаем, кто сколько заработал жетонов. Те, кто заработал все 3 звезды, за урок получают отметку – «5», - две звезды – отметка «4», - одна звезда – отметка «3». Урок окончен. | Анализируют свою деятельность на уроке. Подводят итог. | Познавательные: -рефлексия способов и условий действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: - самооценка на основе критерия успешности - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: – использование критериев для обоснования своего суждения |