СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приключение в стране Морфология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приключение в стране Морфология»

Организационная информация

Тема урока

Приключение в стране Морфологии

Предмет

Русский язык

Класс

4 класс.

УМК

«Школа России»

Автор урока (Ф.И.О., должность)

Мамаева Екатерина Анатольевна, учитель начальных классов

Методическая информация

Тип урока

Урок комплексного применения знаний


Цель урока

Обобщение знаний о частях речи и их роли.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить, систематизировать, промежуточный контроль знаний по разделу «Морфология»;

  • обобщить знания о частях речи и их роли в речевой ситуации;

Развивающие:

    • способствовать развитию логики и языковой интуиции посредством игрового элемента;

    • способствовать развитию интереса к предмету;

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к русскому языку.


Методы обучения

Словесные, наглядные, практические.

Формы организации работы детей

Коллективная, индивидуальная, устная и письменная, актуализация знаний, работа с опорными таблицами, решение проблемных вопросов.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, физическая культура.

Оборудование:

Дидактический материал, мультимедиа






Планируемые результаты



Личностные:

Формирование мотивации изучения русского языка и стремление к самосовершенствованию

Предметные:

Умение применять полученные знания на практике

Метапредметные:

Развитие умение слушать и слышать собеседника, взаимодействие с окружающими



УУД

Личностные: формирование ответственного отношения к учению и к школе, готовности к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на русском языке, управление своей деятельностью

Познавательные: систематизация знаний по изученной теме, построение речевых высказываний по теме, соблюдая структуру построения предложений

Коммуникативные: работать в группе в соответствии с нормами общения, взаимопонимания, правилами поведения и этикета



Технологическая карта урока на тему: «Приключение в стране Морфология»



Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный этап

(1 мин)

Подготовка обучающихся к работе.

Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.


Показывают готовность к уроку, приветствуют учителя и присутствующих

Личностные:

формирование положительного отношения к учению.

Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.)

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Дорогие ребята! Сегодня утром мне пришло необычное письмо от жителей страны с красивым и звучным названием Морфология. В этом письме есть приглашение для вас. Жители предлагают посетить их страну, полюбоваться её достопримечательностями. Давайте же отправимся в путь!


Слушают учителя

Личностные:

смыслообразование.

Регулятивные:

саморегуляция.

Познавательные:

анализ.


Пробное учебное действие. Актуализация знаний

(2 мин.)

Организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

В стране Морфология много городов, они называются так же, как и части речи.

- Перечислите части речи, которые вы знаете. Вот сколько городов в этой чудесной стране!

– Как определить часть речи?

– На какие группы делятся части речи?

Предлагаю принять приглашение жителей и отправиться в путешествие! К сожалению, мы не сможем посетить все города этой страны, а только самые-самые большие. В них нас ждут загадочные приключения.

- Что берут все путешественники с собой в путешествие?

Нам в путешествии понадобятся маршрутные листы, в которых мы будем делать заметки о путешествии. Листы лежат у вас на партах.

Давайте сверху листа напишем сегодняшнюю дату. Сегодня двадцать шестое февраля. Сейчас мы сформулируем и запишем тему нашего сегодняшнего урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску и сформулируйте тему.


Отвечают на вопросы учителя:

- части речи;

- по вопросу и значению;

-самостоятельные и служебные;

- имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, наречие, местоимение, предлог, союз, частица, междометие.



Формулируют тему урока: «Приключение в стране Морфология»

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации


Постановка цели и задач урока

(1мин)

Формулирование учащимися  цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации.

«Приключение в стране Морфология». Запишите тему в свой маршрутный лист. Как вы думаете, какие приключения нас ждут сегодня? Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Давайте вместе поставим задачи к нашему уроку.

Итак, мы с вами отправляемся в страну Морфология. Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в эту страну? (машина, поезд, самолет, корабль, велосипед).

- Что обозначают эти слова?

- На какой вопрос они отвечают?

- К какой части речи относятся? Вы догадались, в каком городе будет наша первая остановка?


Записывают тему урока на маршрутном листе, ставят цель: Обобщение знаний о частях речи.

Ставят задачи:

Регулятивные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества,

умение выражать свои мысли.

Применение знаний и умений

( 15мин)

Повторение и закрепление изученного с целью введения в последующем новых видов деятельности.

Мы останавливаемся в городе Имя существительное.

- Кто мне скажет, что такое имя существительное?

Давайте познакомимся с его обитателями. (картинка) Это женщина, это мальчик, вот река, улица. Что-то странное, ребята. А, поняла…

С жителями этого города приключилась такая беда – они все потеряли собственные имена. Так нельзя. Поможем жителям отыскать собственные имена и названия?

- Что же относится к именам собственным? Очень хорошо.

- А теперь скажите, вы любите играть в мяч? Сейчас я буду бросать вам мяч и называть нарицательное имя существительное, тот, кто поймал мяч, к нарицательному имени существительному добавляет имя собственное.

Сейчас мы разделимся на 2 группы по 4 человека. Выполняем задание 1 на маршрутных листах. Из словосочетаний имя существительное нарицательное + собственное вам нужно составить и записать предложения.

- Давайте вспомним, как мы пишем собственные имена? (с заглавной буквы). А теперь проверим. Как хорошо, что к каждому вернулось его собственное имя и название, и в городе воцарился порядок, ведь человек не может без имени, а географический объект без названия. Вы отлично справились с заданием, и благодарные жители города дарят вам золотую звезду. Приклейте ее рядом с названием города.

Готовы путешествовать дальше? Для того, чтобы вы верно угадали название города, в котором мы далее остановимся, я предлагаю вам описать поезд. В маршрутном листе в задание 3 есть текст, в котором пропущены признаки нашего транспортного средства. Давайте вместе их допишем. Например, я выбираю корабль и говорю: Это большой водный транспорт. Корпус корабля чаще всего металлический, белого цвета.

Я даю вам минутку, чтобы вы описали транспорт, который сейчас сами выберете.

Вы догадались, в каком городе наша следующая остановка? Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? На какие вопросы она отвечает?

С жителями города Имя прилагательное тоже приключилась беда. В этом городе перепутались все признаки предметов. Поможем жителями их разобрать? Сейчас мы поработаем в парах. На экране я буду показывать по 4 картинки, обозначающие признаки предмета. Один из них лишний, ваша задача догадаться, какой признак лишний, и записать его в свой маршрутный лист в задание 2.

Давайте проверим, что вы записали. Какие молодцы!

Теперь все встало на свои места: у каждого предмета опять свои признаки. И в этом городе воцарился порядок. Жители города вручают вам золотую звезду. Приклейте ее напротив названия города.
Отправляемся дальше?

Выполняют задание учителя.

Кошка _______,

Девочка________,

Мальчик________,

Река_______, Город_________,

Страна_______,

Озеро_____,

Улица________.














Составляют и записывают предложение: На летних каникулах мы посетили город Москва.














Поезд – железное транспортное средство с несколькими вагонами, которое передвигается по рельсам. Поезд может перевозить различный товар, например доски, уголь, топливо, такие поезда называют товарными. Поезда, которые перевозят почту называют почтовыми. Пассажирский поезд перевозит людей-пассажиров.

Познавательные:

- выполнение действий согласно алгоритму;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Физкультминутка

(2 мин)

Обеспечение активного отдыха организма в процессе учебной деятельности.

Предлагаю вам провести физкультминутку и заодно угадать название следующего города. Сейчас мне нужно 2 желающих. Я буду оказывать вам листочек, на котором написано действие.

Ваша задача изобразить это действие, все остальные должны назвать действие и повторить его.

Двое учеников у доски по очереди показывают действия, остальные их называют и повторяют.

Прыгать, бегать, маршировать (ходить), спать, сидеть, танцевать, писать, плакать.

Регулятивные:

- умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Личностные:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Применение знаний и умений

(5 мин)

Повторение и закрепление изученного с целью введения в последующем новых видов деятельности.

Ребята, перечислите действия, которые совершают транспортные средства. Вы догадались, как называется следующий город? Конечно, Глагол!

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

В этом городе постоянная суета ничто, и никто не стоит на месте. Все постоянно в движении. Но сегодня с жителями города происходит что-то странное, как-то неправильно они себя ведут. Посмотрите, мальчик Вася только что проснулся, и уже едет в автобусе. Вот он умывается, садится за парту и завтракает. Разве так бывает?

Кто хочет выйти к доске и помочь Васе восстановить порядок действий.

Остальные ребята выполняют задание 3 на маршрутном листе.

Как называются предложения с несколькими сказуемыми, которые называют действия одного подлежащего? Какие знаки препинания необходимо поставить?

Молодцы, ребята. Мы помогли одному из жителей города восстановить порядок действий и теперь он пришел в школу где непременно научится чему-нибудь новому.

Молодцы, кто сделал все правильно, приклейте золотую звезду напротив названия города.


Машина едет, корабль плывет, самолет летит, поезд пыхтит,(мчится).











Рано утром Вася проснулся, умылся, позавтракал и поехал в школу.

Познавательные:

- выполнение действий согласно алгоритму;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело

Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Подведение итогов Рефлексия (3мин)

Установка соответствия между поставленной целью и результатами урока. Самоанализ обучающихся.

Мы с вами посетили три города страны Морфология, познакомились с их жителями, и нам пора возвращаться домой.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Мы будем возвращаться домой на этом поезде. На каждом вагончике написано название задания, которое мы выполняли на уроке, а на ваших партах лежат картинки с изображением детей, ваша задача приклеить обе картинки: первую картинку с улыбающимся лицом мы приклеиваем на тот вагончик, задание, которого нам наиболее понравилось, а вторую картинку, с грустным лицом мы приклеиваем на тот вагончик, задание которого вам не понравилось.

- Вам понравился урок?

Молодцы, ребята! Мне тоже очень понравился наш урок. Давайте посчитаем, кто сколько заработал жетонов.

Те, кто заработал все 3 звезды, за урок получают отметку – «5»,

- две звезды – отметка «4»,

- одна звезда – отметка «3».

Урок окончен.

Анализируют свою деятельность на уроке. Подводят итог.

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Коммуникативные:

использование критериев для обоснования своего суждения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!