СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приход власти к партии большевиков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приход власти к партии большевиков»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Переход власти к партии большевиков.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с переходом власти к партии большевиков и последующими событиями в России.

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;

Воспитательная - способствовать воспитанию творческой активности учащихся;

- воспитать культуру делового общения.

Воспитательная

ЛР1-3- указать про значимость неправильного выбора политической силы для судьбы страны.

ЛР4-7- указать про значимость традиционных и моральных ценностей

ЛР8- указать про значимость сплоченности перед лицом внутренней угрозы

ЛР9-10- указать про значимость внимания к своему здоровью так как тяжело больной человек много не навоюет

ЛР11-12- указать про значимость традиционных и моральных ценностей

ЛР13- упомянуть про значимость логистики и снабжения

ЛР13- упомянуть про значимость отдельных регионов

ЛР15-16-

ЛР17-18 упомянуть про значимость умения применять свои профессиональные навыки в общем деле и умения адаптироваться к окружающей обстановке

ЛР19-20 упомянуть про значимость осознания себя как члена России и умении проявлять свои социальные навыки






Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про октябрьскую революцию 1917 года и последующие события с использованием учебной литературы.

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Давайте вспомним, как проходила первая мировая война, и какова была роль в ней России.


Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап освоение новых знаний

Умение анализировать ситуацию.





Записывают за преподавателем

Высказывают своё мнение


Познакомиться с 1917 годом в истории России.

Октябрьская революция и ее последствия

Октябрьская революция.

Ленин считал, что в России имеются все условия для победы новой революции. 10 октября состоялось заседание ЦК РСДРП (б), на котором он указал, что обстановка, как никогда, благоприятная для вооруженного выступления. 16 октября на расширенном заседании ЦК РСДРП (б), представителей Советов, профсоюзов было одобрено решение ЦК РСДРП (б) о подготовке к вооруженному восстанию. При Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет, выполнявший роль штаба по подготовке к восстанию.
Поздно вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный, где возглавил общую подготовку восстания. К утру 25 октября все главные учреждения города оказались захваченными большевиками. Лишь Зимний дворец, Главный штаб и Мариинский дворец оставались под контролем Временного правительства. Поняв, что с имеющимися силами невозможно удержать власть в столице, Керенский решил привести в Петроград войска с Северного фронта. Он выехал из Зимнего дворца на машине американского посольства. Резиденция правительства оставалась слабо защищенной немногочисленными отрядами юнкеров и женских батальонов.
Утром 25 октября Военно-революционный комитет выпустил написанное Лениным воззвание «К гражданам России!», в котором объявил о низложении Временного правительства и о переходе государственной власти к Военно-революционному комитету. Около 10 часов вечера отряды красногвардейцев проникли в Зимний дворец и арестовали членов Временного правительства.
В отличие от Петрограда в Москве переворот произошел иным путем. Так же, как и в Петрограде, в течение суток 26 октября революционные силы сумели захватить большую часть государственных учреждений, в том числе и Кремль. Однако к утру 28 октября юнкера овладели центром Москвы, заняли Кремль и ряд государственных учреждений. Лишь после нескольких дней кровопролитных боев власть в городе перешла к Совету (3 ноября).
Попытка Керенского организовать наступление на Петроград не увенчалась успехом. В ходе так называемого триумфального шествия советской власти по России в продолжение зимы - весны 1918 г. большевики пришли к власти почти повсеместно. Силы сопротивления были деморализованы внезапным переворотом.
Формирование советского правительства.
 На открывшемся в дни Октябрьской революции в Петрограде II Всероссийском съезде Советов было избрано новое правительство - Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. Вместо министерств создавались народные комиссариаты (наркоматы), занимавшиеся отраслями государственного управления.
Высшим органом власти стал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого вскоре был избран Я. М. Свердлов. Согласно Декрету ВЦИК от 1 декабря 1917 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ)- главный орган управления всей промышленностью. ВСНХ должен был национализировать главные заводы и фабрики России, ввести всеобщую трудовую повинность, наладить бесперебойную работу транспорта и финансов, перевести промышленность страны с военного на мирное производство. При ВСНХ были учреждены отраслевые комитеты и местные (губернские, уездные) Советы народного хозяйства (совнархозы).
Формирование новой государственности.
 Съезды Советов как высшие законодательные органы страны быстро утратили свою роль. Реальная власть находилась в руках Президиума ВЦИК и СНК. Совнарком был не только высшим исполнительным органом власти, но присвоил себе и законодательные функции право издания декретов. По существу, вся власть в Центре, законодательная и исполнительная, находилась в руках партии большевиков.
11 ноября 1917 г. для охраны общественного порядка была организована рабоче-крестьянская милиция. Декретом СНК учреждались народные суды. Революционные трибуналы рассматривали политические дела, являясь инструментом борьбы против оппозиции.
Особое место в новой политической системе занимала созданная в декабре 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским. Комиссия располагала неограниченными полномочиями в подавлении любого сопротивления советской власти - от ареста до вынесения приговора. ВЧК превратилась в средство революционного террора по отношению к противникам большевиков (фактически, и не только). С ростом сопротивления советской власти летом 1918 г. ВЧК стала широко применять аресты и расстрелы. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. бывший царь Николай II и его семья были расстреляны в Екатеринбурге.
В январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота.
Итог в создании новой политической системы подвела первая Конституция рабочего государства, принятая 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. Конституция включала 13 себя «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», подчеркивала «пролетарский» характер Советского государства. В Конституции были определены основные права и обязанности граждан. Избирательных прав лишались священнослужители, офицеры бывшей царской армии, частные торговцы. Нормы представительства в органах власти также строились по классовому признаку: 1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян. Выборы в государственные органы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Несмотря на то, что в Конституции провозглашались политические свободы (слова, печати, собраний), она выражала интересы лишь одной политической партии - партии большевиков.
Внешняя политика.
 3 декабря 1917 г. в Брест-Литовске было подписано перемирие между советской делегацией и представителями Германии. Делегация Советской России предлагала заключить мир без каких-либо территориальных претензий. Германия, напротив, заявила свои притязания на Польшу, часть Прибалтики, Украины и Белоруссии.
Германские условия породили серьезные разногласия в советском правительстве и партийном руководстве. Ленин был сторонником немедленного заключения мира на германских условиях во имя «спасения русской революцию». Иную позицию занимал видный деятель партии Н. И. Бухарин. Он полагал, что Советская Россия должна вступить в революционную войну с Германией «во имя мирового пролетариата» и тем самым спровоцировать революционный кризис в Европе. Была и третья, компромиссная позиция. Троцкий предложил принять декларацию о том, что Россия в одностороннем порядке выходит из войны, но при этом мира не подписывает. С этой формулой Л.Д. Троцкий, возглавлявший российскую делегацию, вступил в переговоры с Германией, но та начала наступление, которое привело к захвату огромных территорий Прибалтики, Белоруссии, Украины.
3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был подписан договор с Германией. Советская Россия теряла огромные территории: Украину, Финляндию и Прибалтику, обязалась отдать Турции часть Закавказья, выплатить Германии значительную репарацию. Ноябрьская революция в Германии в ноябре 1918 г. позволила Советскому государству разорвать Брестский мир и вернуть значительную часть утраченных территорий.
Учредительное собрание.
Радикальный путь революции, отстаиваемый в конце 1917 г. большевиками и левыми эсерами, был принят не всеми политическими силами страны. Правые эсеры и меньшевики связывали будущий социализм с демократией, с созывом Учредительного собрания.
Дата выборов Учредительного собрания - 12 ноября - была подтверждена специальным декретом Совнаркома. Проведение выборов отвечало всем демократическим принципам: они были всеобщими, прямыми, тайными, голосование проводилось по партийным спискам.
Результаты выборов были для большевиков неожиданными. Они получили лишь четверть мест. Политическое фиаско потерпели кадеты и партии, близкие к ним. В условиях революционного подъема, охватившего страну, избиратели выбрали социалистический путь разбития страны. Однако итоги выборов свидетельствовали, что народ выступал за постепенное движение к социалистическому идеалу. Большинство получили правые эсеры. Избиратели поддержали Советы как органы новой революционной власти, но вкладывали в них отличное от большевистского понимание. Они голосовали за Советы как органы  демократии, представлявшие интересы всех социальных сил.
Собрание открылось 5 января 1918 г. Дебаты по основным вопросам революции продолжались 12 часов, наглядно показывая глубину противоречий между большевиками и их противниками. Правые эсеры и меньшевики не имели четкой программы в вопросе о власти - они не предложили альтернативного правительства, которое бы было способно удержать власть. ЦК партии большевиков решил действовать. Начальник караула матрос А.Г.Железняков заявил председателю, что получил приказ: Учредительное собрание закрыть, потому что «караул устал».
Произошел разгон Учредительного собрания. Разрыв союза большевиков и левых эсеров.
 Блок с левыми эсерами укрепил позиции большевиков. Левые эсеры «дали добро» на разгон Учредительного собрания. Между тем члены ВЦИКа от левых эсеров неоднократно критиковали В. И.Ленина, сконцентрировавшего всю власть в руках СНК, требовали усиления контроля со стороны ВЦИКа. Левые эсеры полагали, что для выхода из продовольственного кризиса необходимо развитие рыночных механизмов регулирования экономики: повышение заготовительных цен введение свободной торговли и т.д. Большевистское же руководство, напротив, развернуло настоящую воину против крестьян - был введен режим продовольственной диктатуры.
Но окончательно блок развалился  из-за вопроса о Брестском мире. Уже в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста вышли из состава Совета народных комиссаров. Но они оставались во ВЦИКе, во всех других государственных органах, включая ВЧК.
К июню 1918 г. разногласия между партиями достигли наибольшей степени. На съезде партии левых эсеров М. Спиридонова призвала к восстанию против большевиков. Были сформированы боевые дружины, основной силой восстания стал отряд ВЧК под командованием левого эсера Д. Попова. Следуя партийным указаниям и решениям, Я. Блюмкин и Н. Андреев 6 июля убили германского посла В. Мирбаха. Это стало сигналом для мятежа в Москве. Отряд Попова захватил здание ЧК, был арестован Ф.Дзержинский.
Силами Латышской дивизии большевикам удалось переломить ситуацию в Москве. Уже на рассвете 7 июля силы большевиков перешли в наступление. К полудню 8 июля восстание было подавленно
Период утверждения большевиков у власти в течение 1917-: весны 1918 гг. был ознаменован переменами в большевистской партии, изменением ее места в обществе. Из революционной силы, главным лозунгом которой было свержение существующих порядков, партия превратилась в ядро правительственной и административной машины. Она руководила всеми звеньями политической системы общества: Советами, общественными и государственными организациями. За счет устранения политических оппонентов партия обеспечила себе монополию во власти.










Записывают конспект.


V этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Отвечают на вопросы преподавателя

  1. Как происходила октябрьская революция и захват власти большевиками?

  2. Где большевикам было оказано упорное сопротивление уже осенью 1917 года?

  3. Какие были первые действия большевиков после прихода их ко власти?

VI этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


[2.] §12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!