СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы рефлексии на уроках.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показаны различные приёмы рефлексии на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы рефлексии на уроках.»

. «Три лица». Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

. «Три лица».

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

«Цветные карточки». У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

« Кто веселее?». Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

« Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Лучики солнца. Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

« Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

« Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

. «Светофор». Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

.«Яблоко и стрелы» .

.«Яблоко и стрелы» .

Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

. Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил. Залив правил Море знаний

. Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

Залив

правил

Море знаний

.« Лист самооценки». Узнал что-то новое Научился Расстроился Получил радость Я Удивился Ничего не понял

Лист самооценки».

Узнал что-то новое

Научился

Расстроился

Получил радость

Я

Удивился

Ничего не понял

Чемодан, мясорубка, корзина Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем Мясорубка – информацию переработаю . Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан, мясорубка, корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем

Мясорубка – информацию переработаю .

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Состояние моей души  Плохо Крайне скверно

Состояние моей души

Плохо

Крайне скверно

SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

«Три М» - назвать три момента, которые получились хорошо и одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке. 

«Три М» - назвать три момента, которые получились хорошо и одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке. 

« Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

« Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

«    Мои ответы». На протяжении урока отмечать условно свои ответы:  «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный; «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный; «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» - не ответил.

«

Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

Шкала настроения. У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

.«Подбор стихотворения». Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас. С души как бремя скатится, Сомненье далеко – и верится, и плачется, И так легко, легко. М.Лермонтов Земля дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда, А на душе легко и свято, Легко, как в детские года. И.Тургенев И с отвращением читаю жизнь свою, Я трепещу и проклинаю. И горько жалуюсь. И горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А.Пушкин Проходят дни, проходят сроки, Свободы тщетно жаждем мы, Мы беспощадно одиноки На дне своей души-тюрьмы. В.Брюсов Смешать печаль, которой нет острей, С восторгами, которых не бывало. К.Бальмонт

.«Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

Приём “Райтинг”  Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера. Пример 1.  Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.  Источник: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

Приём “Райтинг”

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1.

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

Источник: Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

Приём «Мысли во времени» Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту. Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые

Приём «Мысли во времени»

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?

Источник: Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: Сентябрь, 2008.

Приём

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал. [17] Российский общественный портал ".

Приём

Приём "Цветные поля".

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.

Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение

Синквейн Манометр.  Жидкостный, металлический.  Измеряет, уточняет, работает.  Служит для измерения давления.  Прибор.

Синквейн

Манометр. Жидкостный, металлический. Измеряет, уточняет, работает. Служит для измерения давления. Прибор.

Синквейн Закон сохранения и превращения энергии.  Нужный, полезный.  Превращается, сохраняется, не изменяется.  Энергия превращается из одного вида в другой.  Один из основных законов природы.

Синквейн

Закон сохранения и превращения энергии. Нужный, полезный. Превращается, сохраняется, не изменяется. Энергия превращается из одного вида в другой. Один из основных законов природы.

Синквейн Алюминий Пластичный, серебристый, Хорошо проводит электрический ток, тепло Лёгкий, малоактивный Металл. Температура.  Измеряемая, зависимая.  Повышается, понижается – изменяется.  Степень нагретости тела.  Величина.

Синквейн

Алюминий

Пластичный, серебристый,

Хорошо проводит электрический ток, тепло

Лёгкий, малоактивный

Металл.

Температура. Измеряемая, зависимая. Повышается, понижается – изменяется. Степень нагретости тела. Величина.

Синквейн Квадратное уравнение. Неполное, приведенное. Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни. Знак дискриминанта – количество корней. Легко Теорема Пифагора. Для прямоугольных треугольников. По двум сторонам нахожу третью. Могу использовать в жизни. Великая .

Синквейн

Квадратное уравнение.

Неполное, приведенное.

Преобразовать уравнение, вычислить дискриминант, найти корни.

Знак дискриминанта – количество корней.

Легко

Теорема Пифагора.

Для прямоугольных треугольников.

По двум сторонам нахожу третью.

Могу использовать в жизни.

Великая .

Синквейн Революция  Беспощадная, кровавая  Крушит, уничтожает всех  Не дай нам Бог  Смерть

Синквейн

Революция

Беспощадная, кровавая Крушит, уничтожает всех Не дай нам Бог Смерть

Синквейн Почва  Глинистая или песчаная  Чернеет, краснеет, вымывается  В ней главное – перегной

Синквейн

Почва

Глинистая или песчаная Чернеет, краснеет, вымывается В ней главное – перегной

Синквейн Двигатель внутреннего сгорания Распространенный, тепловой.  Впускает, сжимает, работает, выпускает.  Превращает внутреннюю энергию в механическую.  Машина.

Синквейн

Двигатель внутреннего сгорания

Распространенный, тепловой. Впускает, сжимает, работает, выпускает. Превращает внутреннюю энергию в механическую. Машина.

Диаманта Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных)   строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных)   строчка 7: тема   (существительное)

Диаманта

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

  • строчка 1: тема (существительное)
  • строчка 2: определение (2 прилагательных)  
  • строчка 3: действие (3 причастия)
  • строчка 4: ассоциации (4 существительных)
  • строчка 5: действие (3 причастия)
  • строчка 6: определение( 2 прилагательных)  
  • строчка 7: тема   (существительное)
Камнем бросьте в меня!  Ветку цветущей вишни  Я сейчас обломил . (Тикараи Кикаку, ученик Басе) Хокку

Камнем бросьте в меня! Ветку цветущей вишни Я сейчас обломил .

(Тикараи Кикаку, ученик Басе)

Хокку

Хокку Не из обычных людей  Тот, которого манит  Дерево без цветов. (Оницура)

Хокку

Не из обычных людей Тот, которого манит Дерево без цветов. (Оницура)

Хокку Снова весна.   Приходит новая глупость  Старой на смену.

Хокку

Снова весна. Приходит новая глупость Старой на смену.

Лилия алая  Листья роняет,  Словно любовница платья…   Хокку

Лилия алая Листья роняет, Словно любовница платья…

Хокку

Ива склонилась и спит.  И кажется мне, соловей на ветке  Это ее душа. (Басё)   Хокку

Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке Это ее душа.

(Басё)

Хокку

Хокку Любовь как вино  Лечит душу порою  Выпью глоточек.

Хокку

Любовь как вино Лечит душу порою Выпью глоточек.

Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: « Я видел » кого-то или что-то Строчка 2:   Какое? Строчка 3:   Как?  Я видела   деревню  С одним домом  Тоскливо …   Строчка 1: « Я был » кем-то или чем-то  Я БЫЛ ЛИСТОМ  Строчка 2: Место и действие (где и что делал)  РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ  Строчка 3: Определение (как?)  НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО

Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:

  • Строчка 1: « Я видел » кого-то или что-то
  • Строчка 2:   Какое?
  • Строчка 3:   Как?

Я видела   деревню С одним домом Тоскливо

Строчка 1: « Я был » кем-то или чем-то Я БЫЛ ЛИСТОМ Строчка 2: Место и действие (где и что делал) РАСТУЩИМ В ЛЕСУ, ДАВАЯ ПИЩУ Строчка 3: Определение (как?) НЕ ЖЕЛАЯ ТОГО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей