СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе»

РЕФЛЕКСИЯ  Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

РЕФЛЕКСИЯ Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Рефле́ксия (от позднелат.  reflexio  — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Рефле́ксия (от позднелат.  reflexio  — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Цветовое изображение настроени я . - У учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;  « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;

Цветовое изображение настроени я .

- У учащихся две КАРТОЧКИ : синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;

  • « Сказочная поляна » (цветы раздаются в начале урока) ;
Рефлексия деятельности  на уроке  «Лестница успеха» Умею….. Понимаю….. Знаю…..

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха»

Умею…..

Понимаю…..

Знаю…..

Рефлексия деятельности Лесенка успеха

Рефлексия деятельности

Лесенка успеха

«Плюс- минус- интересно» Плюс Минус Интересно

«Плюс- минус- интересно»

Плюс

Минус

Интересно

Сегодня на уроке я:    -научился… -было интересно… -было трудно… -мои ощущения… -этот урок дал мне для жизни… -больше всего понравились задания…

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было интересно…

-было трудно…

-мои ощущения…

-этот урок дал мне для жизни…

-больше всего понравились задания…

Я выполнил эти задания потому, что… - они мне нравятся больше остальных… -я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями -они легче остальных заданий

Я выполнил эти задания потому, что…

  • - они мне нравятся больше остальных…
  • -я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • -они легче остальных заданий
«Пантомима»

«Пантомима»

Рефлексия содержания учебного материала 1.   сегодня я узнал… 2.   было интересно… 3.   было трудно… 4.   я выполнял задания… 5.   я понял, что… 6.   теперь я могу… 7.   я почувствовал, что… 8.   я приобрел… 9.   я научился… 10.   у меня получилось … 11.   я смог… 12.   я попробую… 13.   меня удивило… 14.    урок дал мне для жизни… 15.   мне захотелось…

Рефлексия содержания учебного материала

  • 1.   сегодня я узнал…
  • 2.   было интересно…
  • 3.   было трудно…
  • 4.   я выполнял задания…
  • 5.   я понял, что…
  • 6.   теперь я могу…
  • 7.   я почувствовал, что…
  • 8.   я приобрел…
  • 9.   я научился…
  • 10.   у меня получилось …
  • 11.   я смог…
  • 12.   я попробую…
  • 13.   меня удивило…
  • 14.    урок дал мне для жизни…
  • 15.   мне захотелось…
«Анкета» 1.На уроке я работал  2.Своей работой на уроке я  3.Урок для меня показался  4.За урок я  5.Мое настроение  6.Материал урока мне был   7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  полезен / бесполезен  интересен / скучен  легким / трудным   интересно /не интересно

«Анкета»

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным

интересно /не интересно

Рефлексивные сочинения   Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…

Рефлексивные сочинения

Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…
Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…): Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Мы ответили на поставленный вопрос? Что будем делать завтра? Что было самым важным на уроке? Кто хочет кого-нибудь похвалить? «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)

Вопросы итоговой рефлексии

может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?
  • «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах)
 Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;  Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;  Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
  • Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
  • Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;
  • Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
1 слово  Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) 5 строка Что пишется в каждой строке? 1 слово  – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 1 строка 2 слова  Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 2 строка 3 слова  Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 3 строка 4 слова  Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 4 строка

1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

5 строка

Что пишется в каждой строке?

1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

1 строка

2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

2 строка

3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)

3 строка

4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

4 строка

Дети сочиняют синквейны… Начальная школа. Веселая, увлекательна. Дружить, учиться, стараться. Школа нас научила дружить. Супер!    Начальная школа. Хорошая, мудрая. Учит, помогает, воспитывает. Наша начальная школа лучшая. Не забудем.

Дети сочиняют синквейны…

Начальная школа.

Веселая, увлекательна.

Дружить, учиться, стараться.

Школа нас научила дружить.

Супер!

  Начальная школа.

Хорошая, мудрая.

Учит, помогает, воспитывает.

Наша начальная школа лучшая.

Не забудем.

Презентацию выполнила Сапелова Елена Алексеевна учитель начальных классов  МБОУ СОШ №28 г.Сергиев Посад, Московской обл. http://www.shkola-abv.ru

Презентацию выполнила

Сапелова Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №28

г.Сергиев Посад, Московской обл.

http://www.shkola-abv.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!