СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложены приёмы использования различных видов работ с текстом на уроках русского языка в 4 классе. Задания  соответствуют программе и требованиям ФГОС НОО.Отработка понятий по теме  «Текст»: тема и основная мысль текста, узкая и широкая тема высказывания; дети учатся анализировать и редактировать текст.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе»

Примеры использования различных видов работы с текстом на уроках русского языка.

Пример 1.

Редактирование текста.

– Послушайте текст и скажите, какое предложение не соответствует теме и потому лишнее.

Ранней осенью я приехал в Сочи. Меня очень привлекало море, и я часами просиживал на берегу, у пристани. Шум моря никогда не прекращался. То гневно, то ласковым шёпотом ударяются о камни синие волны и , приблизясь к вам, расплёскиваются у ног. В море много рыбы. Прекрасное море! Превосходное море!

– Докажите, что названное вами предложение лишнее. Какие слова использует автор, чтобы сказать, что он любит море? Как описан шум моря? Чем вас привлекает море?

Пример 2 .

Игра « Кто больше назовёт узких тем к широкой».

Учитель называет широкую тему ( например: «Отдых летом», «Стройка», «Осень», «Развлечение в парке».)

Пример 3 .

Упражнение в выделении опорных слов в устной речи.

– Послушайте текст и скажите, при чтении каких слов я делаю паузы, замедляю голос, повышаю тон.

Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле жёлтые листья. Кажется, попадаешь в сказочный мир. Чувствуешь себя спокойно, легко. Воздух свеж и чист. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с дерева листок, и он медленно летит и падает на землю. Как красив лес осенью!

– Итак, в устной речи и при чтении мы можем выделять главное в высказывании, его основную мысль с помощью усиления голоса, повышения тона, замедления темпа речи, пауз.



Пример 4 .

Построение рассуждения на основе данного текста.

– Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос, поставленный в заголовке.

Почему плачет синичка?

Во дворе рос широкий тополь. Оля с Машей сделали на тополе качели и начали качаться. А возле них синичка летает и поёт, поёт. Маша подумала, что синичке весело и она радуется. Вдруг Оля увидела в дупле тополя гнёздышко с маленькими птенчиками. Тогда девочка поняла, что синичка не радуется, а плачет. Почему же плачет синичка?

– Назовите в составленном тексте доказательства.

Пример 5 .

Озаглавливание текста и составление плана.

Перед чтением текста учитель проводит беседу о том, что у животных органы чувств – обоняние, слух, зрение – развиты сильнее, чем у человека. Эти органы помогают животным предчувствовать те изменения, которые должны произойти в природе.

– Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль.

В Ашхабаде

Ночью вся семья проснулась от лая собаки. Она с визгом старалась стащить одеяло с мальчика. Отец сердито закричал на собаку. Но она схватила мальчика за край рубашки и выволокла его за порог. Отец мальчика бросился к ружью.

В это время погас свет, рухнул потолок. Началось землетрясение.

Утром спасательный отряд заметил мальчика. Собака сердито ворчала на чужих.

Родителей мальчика откопали и отправили в больницу.

Сейчас семья поселилась в новом доме. Собака живёт в комнате сына.

– Текст озаглавлен в соответствии с темой или основной мыслью?

Как озаглавить текст в соответствии с основной мыслью? ( «Собака предчувствует землетрясение», «Собака спасает ребёнка»).

–Почему собака старалась вытащить именно мальчика? ( Он был маленький, беспомощный. Собака была больше всех к нему привязана.) Почему отец бросился к ружью?(Он думал, что собака взбесилась.)

– Сколько абзацев в тексте?

– Составьте план из четырёх пунктов.

1.Собака спасает ребёнка.

2.Беда.

3. Родители живы.

4. В новом доме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!