Примеры использования различных видов работы с текстом на уроках русского языка.
Пример 1.
Редактирование текста.
– Послушайте текст и скажите, какое предложение не соответствует теме и потому лишнее.
Ранней осенью я приехал в Сочи. Меня очень привлекало море, и я часами просиживал на берегу, у пристани. Шум моря никогда не прекращался. То гневно, то ласковым шёпотом ударяются о камни синие волны и , приблизясь к вам, расплёскиваются у ног. В море много рыбы. Прекрасное море! Превосходное море!
– Докажите, что названное вами предложение лишнее. Какие слова использует автор, чтобы сказать, что он любит море? Как описан шум моря? Чем вас привлекает море?
Пример 2 .
Игра « Кто больше назовёт узких тем к широкой».
Учитель называет широкую тему ( например: «Отдых летом», «Стройка», «Осень», «Развлечение в парке».)
Пример 3 .
Упражнение в выделении опорных слов в устной речи.
– Послушайте текст и скажите, при чтении каких слов я делаю паузы, замедляю голос, повышаю тон.
Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле жёлтые листья. Кажется, попадаешь в сказочный мир. Чувствуешь себя спокойно, легко. Воздух свеж и чист. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с дерева листок, и он медленно летит и падает на землю. Как красив лес осенью!
– Итак, в устной речи и при чтении мы можем выделять главное в высказывании, его основную мысль с помощью усиления голоса, повышения тона, замедления темпа речи, пауз.
Пример 4 .
Построение рассуждения на основе данного текста.
– Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос, поставленный в заголовке.
Почему плачет синичка?
Во дворе рос широкий тополь. Оля с Машей сделали на тополе качели и начали качаться. А возле них синичка летает и поёт, поёт. Маша подумала, что синичке весело и она радуется. Вдруг Оля увидела в дупле тополя гнёздышко с маленькими птенчиками. Тогда девочка поняла, что синичка не радуется, а плачет. Почему же плачет синичка?
– Назовите в составленном тексте доказательства.
Пример 5 .
Озаглавливание текста и составление плана.
Перед чтением текста учитель проводит беседу о том, что у животных органы чувств – обоняние, слух, зрение – развиты сильнее, чем у человека. Эти органы помогают животным предчувствовать те изменения, которые должны произойти в природе.
– Прослушайте текст, определите его тему и основную мысль.
В Ашхабаде
Ночью вся семья проснулась от лая собаки. Она с визгом старалась стащить одеяло с мальчика. Отец сердито закричал на собаку. Но она схватила мальчика за край рубашки и выволокла его за порог. Отец мальчика бросился к ружью.
В это время погас свет, рухнул потолок. Началось землетрясение.
Утром спасательный отряд заметил мальчика. Собака сердито ворчала на чужих.
Родителей мальчика откопали и отправили в больницу.
Сейчас семья поселилась в новом доме. Собака живёт в комнате сына.
– Текст озаглавлен в соответствии с темой или основной мыслью?
Как озаглавить текст в соответствии с основной мыслью? ( «Собака предчувствует землетрясение», «Собака спасает ребёнка»).
–Почему собака старалась вытащить именно мальчика? ( Он был маленький, беспомощный. Собака была больше всех к нему привязана.) Почему отец бросился к ружью?(Он думал, что собака взбесилась.)
– Сколько абзацев в тексте?
– Составьте план из четырёх пунктов.
1.Собака спасает ребёнка.
2.Беда.
3. Родители живы.
4. В новом доме.