СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения в задании 15.3 в ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются требования к написанию сочинения в задании 15.3, предлагаются некоторые методические приемы для подготовки к такому виду заданий.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения в задании 15.3 в ОГЭ по русскому языку»

Приемы подготовки к написанию сочинения –рассуждения ОГЭ по русскому языку Задание 15.3 Автор-составитель: Саранчина А.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г. Черногорска

Приемы подготовки к написанию сочинения –рассуждения

ОГЭ по русскому языку

Задание 15.3

Автор-составитель:

Саранчина А.В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г. Черногорска

Почему задание 15.3?  Этот вариант задания более близок структуре сочинения в ЕГЭ по русскому языку и структуре итогового сочинения по литературе: Все типы текстов – рассуждения Все задания предполагают формулировку тезисов. Все задания нацелены на выявление проблемы. Рассуждение предполагает аргументацию своих мыслей.

Почему задание 15.3?

Этот вариант задания более близок структуре сочинения в ЕГЭ по русскому языку и структуре итогового сочинения по литературе:

  • Все типы текстов – рассуждения
  • Все задания предполагают формулировку тезисов.
  • Все задания нацелены на выявление проблемы.
  • Рассуждение предполагает аргументацию своих мыслей.
Формулировка задания 26, ЕГЭ Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Формулировка задания 26, ЕГЭ

  • Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.
  • Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Требования к написанию итогового сочинения  Сочинение оценивается по пяти критериям : соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция;  качество речи; грамотность. 

Требования к написанию итогового сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям :

  • соответствие теме;
  • аргументация, привлечение литературного материала;
  • композиция;
  • качество речи;
  • грамотность. 
Формулировка задания 15.3   Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение . Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Формулировка задания 15.3

  •   Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
  • Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение . Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Проблема !  Ученики часто не могут дать определение даже, казалось бы, простым понятиям: В связи с этим не могут построить дальнейшее рассуждение. Любовь Счастье - это? Дружба

Проблема !

Ученики часто не могут дать определение даже, казалось бы, простым понятиям:

В связи с этим не могут построить дальнейшее рассуждение.

Любовь

Счастье

- это?

Дружба

Логическое определение понятия В учебнике «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской есть параграф (№17) «Определение научного понятия», где в доступной форме излагается достаточно сложный (для 6-классников) материал. Авторы учебника предлагают запомнить следующую схему построения логического определения:

Логическое определение понятия

  • В учебнике «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской есть параграф (№17) «Определение научного понятия», где в доступной форме излагается достаточно сложный (для 6-классников) материал.
  • Авторы учебника предлагают запомнить следующую схему построения логического определения:
Логическое определение понятия

Логическое определение понятия

Схема ( пример) Доброта – это что? – качество (свойство, черта ) человека; Какое? – которое проявляется… в отношении к другим людям (проявляющееся в…. отношении к людям)

Схема ( пример)

  • Доброта – это что?
  • – качество (свойство, черта ) человека;
  • Какое?
  • – которое проявляется… в отношении к другим людям (проявляющееся в…. отношении к людям)
Схема (пример) Дружба – это что? Дружба – это отношения между людьми – какие? Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, взаимовыручке …

Схема (пример)

  • Дружба – это что?
  • Дружба – это отношения между людьми – какие?
  • Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, взаимовыручке …

Основная ошибка учащихся Дружба – это когда … Доброта – это когда … Обязательно запомнить – это что ?

Основная ошибка учащихся

  • Дружба – это когда …
  • Доброта – это когда …
  • Обязательно запомнить это что ?
Анализ текстов и заданий 15.3  Основные понятия, которые предлагаются в задании 15.3, связаны с чувствами, эмоциями, качествами, свойствами, чертами характера человека, то есть с абстрактными понятиями. Формулировка определений данных понятий, возможно, не дается ученикам еще и в связи с их небольшим жизненным опытом.

Анализ текстов и заданий 15.3

Основные понятия, которые предлагаются в задании 15.3, связаны с чувствами, эмоциями, качествами, свойствами, чертами характера человека, то есть с абстрактными понятиями. Формулировка определений данных понятий, возможно, не дается ученикам еще и в связи с их небольшим жизненным опытом.

Проанализировано 100 вариантов открытых заданий банка ФИПИ Основные понятия, которые встречаются достаточно часто в задании 15.3 Дружба Человечность Любовь (материнская любовь) Выбор (нравственный выбор) Сострадание Счастье Внутренний мир человека Защитник Доброта Взаимовыручка Неуверенность в себе Настоящее искусство Сила духа Жизненные ценности

Проанализировано 100 вариантов открытых заданий банка ФИПИ

Основные понятия, которые встречаются достаточно часто в задании 15.3

Дружба

Человечность

Любовь (материнская любовь)

Выбор (нравственный выбор)

Сострадание

Счастье

Внутренний мир человека

Защитник

Доброта

Взаимовыручка

Неуверенность в себе

Настоящее искусство

Сила духа

Жизненные ценности

Абстрактное понятие (словосочетание Качество, свойство Отношения между людьми Работа с понятиями Понятие Эмоция, чувство

Абстрактное понятие (словосочетание

Качество, свойство

Отношения между людьми

Работа с понятиями

Понятие

Эмоция, чувство

Алгоритм  работы над сочинением

Алгоритм работы над сочинением


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!