Просмотр содержимого документа
«Приёмы подготовки к написанию сочинения-рассуждения в задании 15.3 в ОГЭ по русскому языку»
Приемы подготовки к написанию сочинения –рассуждения
ОГЭ по русскому языку
Задание 15.3
Автор-составитель:
Саранчина А.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4» г. Черногорска
Почему задание 15.3?
Этот вариант задания более близок структуре сочинения в ЕГЭ по русскому языку и структуре итогового сочинения по литературе:
- Все типы текстов – рассуждения
- Все задания предполагают формулировку тезисов.
- Все задания нацелены на выявление проблемы.
- Рассуждение предполагает аргументацию своих мыслей.
Формулировка задания 26, ЕГЭ
- Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.
- Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Требования к написанию итогового сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям :
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.
Формулировка задания 15.3
- Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?
- Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение . Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Проблема !
Ученики часто не могут дать определение даже, казалось бы, простым понятиям:
В связи с этим не могут построить дальнейшее рассуждение.
Любовь
Счастье
- это?
Дружба
Логическое определение понятия
- В учебнике «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М. Разумовской есть параграф (№17) «Определение научного понятия», где в доступной форме излагается достаточно сложный (для 6-классников) материал.
- Авторы учебника предлагают запомнить следующую схему построения логического определения:
Логическое определение понятия
Схема ( пример)
- Доброта – это что?
- – качество (свойство, черта ) человека;
- Какое?
- – которое проявляется… в отношении к другим людям (проявляющееся в…. отношении к людям)
Схема (пример)
- Дружба – это что?
- Дружба – это отношения между людьми – какие?
- Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, взаимовыручке …
Основная ошибка учащихся
- Дружба – это когда …
- Доброта – это когда …
- Обязательно запомнить – это что ?
Анализ текстов и заданий 15.3
Основные понятия, которые предлагаются в задании 15.3, связаны с чувствами, эмоциями, качествами, свойствами, чертами характера человека, то есть с абстрактными понятиями. Формулировка определений данных понятий, возможно, не дается ученикам еще и в связи с их небольшим жизненным опытом.
Проанализировано 100 вариантов открытых заданий банка ФИПИ
Основные понятия, которые встречаются достаточно часто в задании 15.3
Дружба
Человечность
Любовь (материнская любовь)
Выбор (нравственный выбор)
Сострадание
Счастье
Внутренний мир человека
Защитник
Доброта
Взаимовыручка
Неуверенность в себе
Настоящее искусство
Сила духа
Жизненные ценности
Абстрактное понятие (словосочетание
Качество, свойство
Отношения между людьми
Работа с понятиями
Понятие
Эмоция, чувство
Алгоритм работы над сочинением