СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии"»

Приемы и методы а ктивизаци и   познавательной деятельности  учащихся на уроках химии Тема самообразования Карнаух Ю.В., учителя химии МБОУ «Сещинская СОШ им. К. Я. Поварова»

Приемы и методы а ктивизаци и познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Тема самообразования Карнаух Ю.В.,

учителя химии МБОУ «Сещинская СОШ

им. К. Я. Поварова»

 Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

 Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тыс. уроков. И часто бывает так, что они, как близнецы похожи друг на друга. Примерно 60% времени урока отводится на объяснение учителя, еще 30% идет на устный опрос. Что при этом делает основная масса учащихся? Ученику просто некогда поразмышлять, поломать голову над проблемой. Интерес к изучаемой теме появляется тогда, когда учащиеся вовлекается в общение, будоражащее мысль. Однако форма традиционного урока мало приспособлена для наложения такого контакта. Какой уж тут интерес к учебе, выдержать бы однообразие. Вот почему учителя работают над поиском новых подходов в учебной работе с подростками.

Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тыс. уроков. И часто бывает так, что они, как близнецы похожи друг на друга. Примерно 60% времени урока отводится на объяснение учителя, еще 30% идет на устный опрос. Что при этом делает основная масса учащихся? Ученику просто некогда поразмышлять, поломать голову над проблемой. Интерес к изучаемой теме появляется тогда, когда учащиеся вовлекается в общение, будоражащее мысль. Однако форма традиционного урока мало приспособлена для наложения такого контакта. Какой уж тут интерес к учебе, выдержать бы однообразие. Вот почему учителя работают над поиском новых подходов в учебной работе с подростками.

Воспитание у учащихся интереса к химии достигается тем, как организована их активная познавательная деятельность на уроках и внеклассных занятиях. Необходимо широко использовать опыт передовых учителей химии, рекомендации методистов, психологов, дидактов, заниматься самообразованием, творчески подходить к совершенствованию преподавания химии в школе. Рекомендации психологов: необходимо создать учащимся обстановку доброжелательности, соответствующую трем принципам «Я тебя вижу», «я тебя слышу», «я тебе помогаю».

Воспитание у учащихся интереса к химии достигается тем, как организована их активная познавательная деятельность на уроках и внеклассных занятиях. Необходимо широко использовать опыт передовых учителей химии, рекомендации методистов, психологов, дидактов, заниматься самообразованием, творчески подходить к совершенствованию преподавания химии в школе. Рекомендации психологов: необходимо создать учащимся обстановку доброжелательности, соответствующую трем принципам «Я тебя вижу», «я тебя слышу», «я тебе помогаю».

 Ряд приемов, используемых при составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету: 1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся. Необходимо объяснять значение данной темы для человека, а также для овладения в будущем какой-либо специальностью, в том числе химической. 2. Прием так называемых перспективных линий. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении их возможности достичь планируемые результаты обучения. Необходимо стремится к созданию на уроках ситуаций успеха. «Ведь уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (М. Горький)

Ряд приемов, используемых при составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету:

1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся. Необходимо объяснять значение данной темы для человека, а также для овладения в будущем какой-либо специальностью, в том числе химической.

2. Прием так называемых перспективных линий. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении их возможности достичь планируемые результаты обучения. Необходимо стремится к созданию на уроках ситуаций успеха. «Ведь уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (М. Горький)

3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе 4. Необходимо широко использовать активные формы обучения — лекции, семинары, консультации,викторины, игры. Принцип активности ребенка заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам

3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе

4. Необходимо широко использовать активные формы обучения — лекции, семинары, консультации,викторины, игры.

Принцип активности ребенка заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам

Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф.Энгельс). Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф.Энгельс).

Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:    готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; осознание выполняемых действий; устойчивость внимания к предмету активности; стремление повысить свой личный уровень и др.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;
  • стремление к самостоятельной деятельности;
  • осознание выполняемых действий;
  • устойчивость внимания к предмету активности;
  • стремление повысить свой личный уровень и др.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: · отстаивать свое мнение; · принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; · ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; · рецензировать ответы товарищей; · оценивать ответы и письменные работы товарищей; · заниматься обучением отстающих; · объяснять более слабым учащимся непонятные места; · самостоятельно выбирать посильное задание; · находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); · создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; · решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога: умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения. решения проблемы активизации познавательной деятельности требует:  разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности, вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя, создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.

Активизация познавательной деятельности требует от педагога:

  • умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.
  • решения проблемы активизации познавательной деятельности требует:
  • разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,
  • вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,
  • создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!