Приемы и методы а ктивизаци и познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Тема самообразования Карнаух Ю.В.,
учителя химии МБОУ «Сещинская СОШ
им. К. Я. Поварова»
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Подсчитано, что за время учебы в школе каждый учащийся посещает примерно 10 тыс. уроков. И часто бывает так, что они, как близнецы похожи друг на друга. Примерно 60% времени урока отводится на объяснение учителя, еще 30% идет на устный опрос. Что при этом делает основная масса учащихся? Ученику просто некогда поразмышлять, поломать голову над проблемой. Интерес к изучаемой теме появляется тогда, когда учащиеся вовлекается в общение, будоражащее мысль. Однако форма традиционного урока мало приспособлена для наложения такого контакта. Какой уж тут интерес к учебе, выдержать бы однообразие. Вот почему учителя работают над поиском новых подходов в учебной работе с подростками.
Воспитание у учащихся интереса к химии достигается тем, как организована их активная познавательная деятельность на уроках и внеклассных занятиях. Необходимо широко использовать опыт передовых учителей химии, рекомендации методистов, психологов, дидактов, заниматься самообразованием, творчески подходить к совершенствованию преподавания химии в школе. Рекомендации психологов: необходимо создать учащимся обстановку доброжелательности, соответствующую трем принципам «Я тебя вижу», «я тебя слышу», «я тебе помогаю».
Ряд приемов, используемых при составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету:
1. Мотивация знаний и видов деятельности учащихся. Необходимо объяснять значение данной темы для человека, а также для овладения в будущем какой-либо специальностью, в том числе химической.
2. Прием так называемых перспективных линий. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении их возможности достичь планируемые результаты обучения. Необходимо стремится к созданию на уроках ситуаций успеха. «Ведь уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (М. Горький)
3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе
4. Необходимо широко использовать активные формы обучения — лекции, семинары, консультации,викторины, игры.
Принцип активности ребенка заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам
Понятие активность представляет всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, «способность к самостоятельной силе реагирования» (Ф.Энгельс).
Отношение школьников к учению обычно характеризуется активностью учения, освоения содержания и т.п., которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- осознание выполняемых действий;
- устойчивость внимания к предмету активности;
- стремление повысить свой личный уровень и др.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· заниматься обучением отстающих;
· объяснять более слабым учащимся непонятные места;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Активизация познавательной деятельности требует от педагога:
- умелого руководства познавательной деятельностью, понимания целесообразность применяемых форм, методов и средств обучения.
- решения проблемы активизации познавательной деятельности требует:
- разработки приемов и способов, способствующих активизации познавательной деятельности,
- вооружения преподавателей этими методами и приемами, т.е. активизации деятельности самого преподавателя,
- создания условий для активной учебной работы, научного поиска учащихся, вооружения их способами и приемами активного мышления.