СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (на примере обществознания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование понятийного аппарата – одна из ключевых задач учителя, особенно если это касается предметов «история» и «обществознание». Эта задача усложняется, если работа ведется с учеником с ОВЗ, например, с ДЦП. Однако можно использовать методику формирования понятийного аппарата через развитие мелкой моторики с использованием пуговиц..

 

Опубликована: The Newman In Foreign Policy, №38(82), август-сентябрь 2017 г. С.19-21.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования понятийного аппарата детей с ОВЗ (на примере обществознания)»

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ С ОВЗ
(ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ)


Ковальчук С.М.,
Средняя общеобразовательная школа 165 им. В.А. Бердышева Советского района г. Новосибирска


Аннотация.

Формирование понятийного аппарата – одна из ключевых задач учителя, особенно если это касается предметов «история» и «обществознание». Эта задача усложняется, если работа ведется с учеником с ОВЗ, например, с ДЦП. Однако можно использовать методику формирования понятийного аппарата через развитие мелкой моторики с использованием пуговиц.


Ключевые слова:

ОВЗ, ДЦП, обществознание, мелкая моторика, пуговицы, понятие


В этой статья я хочу поделиться опытом работы со школьником, учеником 6 класса с диагнозом ДЦП при формировании понятийного аппарата учебных дисциплин во взаимодействии с развитием мелкой моторики. Поскольку я преподаю историю и обществознание, то речь пойдет о формировании понятий этих предметов. К большому счастью функции мозга ребёнка не поражены, т.е. имеет «среднюю степень выраженности» паралича (по классификации К.А. Семёновой), ребенок является отличником в учёбе, а поражение коснулось левой руки и функции ног1. По ясным соображениям, имени ребёнка раскрывать не буду. В связи с этим уроки носили кроме образовательных задач еще и терапевтические. Отсюда и новация предлагаемого мной метода – это связь терапевтического и образовательного.

Перед написанием данной статьи я познакомился с некоторым опытом, обращенного к работе над мелкой моторикой, а именно: это труды отечественных методистов А.В. Кашко, Л.В. Мамедовой и М.В. Мингазовой, а также самый распространенный зарубежный автор в данной сфере - Зиглинды Мартин.

Интересно, но в предлагаемых Л.В. Мамедовой методиках («Змейка», Лабиринт», «Вырезывание круга», «Скатай шарик», «Штриховка») подобного использованного мной приёма нет2. А.В. Кашко, наоборот, упоминает пуговицы, но она это делает лишь в контексте выполнения упражнения по формированию навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний, пряжек, т.е. эта работа даже не рассматривает взаимосвязь с учебными предметами3. Кстати, Зиглинда Мартин совершенно точно указывает на то, что мотивация в работе с такими детьми – важный фактор в обучении моторным навыкам, но её труд в основном направлен на работу с младенцами и он далек от привязки к учебным предметам4.

Мой выбор средств обучения определился при подготовке к уроку «Обществознания» при изучении темы «Потребности человека», изучая содержание определения термина «понятие»5. Я оттолкнулся от того, что авторы определяют «понятие» как мысль, выделяющую совокупность предметов по их общим признакам. Мой взгляд в это самое время пал на пуговицу. Решение пришло само собой – пуговицы! Одним из моих детских занятий было перекладывание пуговиц в разные кучки в зависимости от их цвета, формы, материала, размера. Чем мельче пуговица, тем больше требуется ловкости её переместить. Я попросил маму школьника дать мне накануне урока пуговицы. Но перед тем, как приступить к работе с этим методическо-терапевтическим материалом, мы выполнили следующее продуктивное задание: «Вспомни, например, из курса биологии, какие общие признаки присущи живым организмам?»6. К этому заданию я просил назвать, а потом и записать, всё, что растет на огороде, затем определить, что из названного является овощами, ягодами, фруктами. В следующем задании мы выяснили, что может попарно объединить меня и ученика, ученика и его маму, его маму и меня. Решение было названо сразу: учитель-ученик – это школа, ученик-мама – это семья, мама-учитель – это родители (или взрослые). Так мы отработали, как что-то или кого-то можно объединять в группы по общим признакам.

А уже на следующем этапе были задействованы пуговицы. Для выполнения данного занятия я убрал со стола абсолютно всё и рассыпал на столе все пуговицы. Перед нами лежала не просто кучка пуговиц, а я их равномерно распределил по поверхности, насколько это было возможно. Далее мной были озвучены основные правила выполнения данного задания: проводим условную линию через центр стола. Все пуговицы, которые находятся по правую руку можно передвигать только правой рукой, и пуговицы по левую руку – только левой. Правила были приняты беспрекословно, а это очень важно, иначе смысл всего упражнения теряется. Вторым пунктом я обозначил, что основная задача – это переместить пуговицы по столу так, чтобы они были объединены по одному признаку (цвету, форме и т.д.). Ученик определил, что будет группировать по цвету (ученик сам должен сделать выбор, то есть взять на себя ответственность за свои поступки!).

Удивительно, но ученик по столу передвигал пуговицы здоровой рукой, а те, которые по находились по левую, он брал пораженными пальцами. Я попросил мне объяснить, почему он выбрал именно такой способ перемещения – ему оказалось так удобно! Для меня пока это необъяснимый факт, ведь я ожидал, что будет наоборот. И самое главное – нельзя торопить!

Итак, ребёнок понял, что включает в себя «понятие». Безусловно, терапевтический эффект может быть достигнут только при длительном выполнении данного упражнения, как указала З.Мартин: «Чем больше практики вы сможете предоставить ребенку, тем большему он научится». В дальнейшем я буду продолжать работать с этим ребенком.

Иначе можно представить урок по истории, используя такой методический материал, как шахматы и шашки. Эти уроки будут описаны мной в следующей работе.


Библиография

  1. Кашко А.В. Методические  рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП. - Санкт – Петербургское ГБСУСО «Дом – интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике. Рассмотрен  на  заседании МО воспитателей: 15.02.2014 г. Утверждён на заседании экспертного совета, протокол № 6 от 18.05.2014 г. Опубликовано 29.06.2016 - 12:45. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/06/29/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiyu-melkoy

  2. Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским целебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 76-78; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7818 (дата обращения: 26.06.2017).

  3. Мартин Зиглинда. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. - ООО "Рама Паблишинг", Екатеринбург, 2015.

Эл. доступ: https://profilib.com/chtenie/106555/ziglinda-martin-obuchenie-motornym-navykam-detey-s-dtsp-posobie-dlya-roditeley-i.php

  1. Обществознание. 6 класс : учеб. лля общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.: ил. – (Академический школьный учебник).



1 Мамедова Л.В., Мингазова М.В. Психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики у детей с детским целебральным параличом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-1. – С. 76-78; URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7818 (дата обращения: 26.06.2017).

2 Там же

3 Кашко А.В. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП. - Санкт – Петербургское ГБСУСО «Дом – интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике. Рассмотрен на заседании МО воспитателей: 15.02.2014 г. Утверждён на заседании экспертного совета, протокол № 6 от 18.05.2014 г. Опубликовано 29.06.2016 - 12:45. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/06/29/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiyu-melkoy

4 Мартин Зиглинда. Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. - ООО "Рама Паблишинг", Екатеринбург, 2015.Эл. доступ: https://profilib.com/chtenie/106555/ziglinda-martin-obuchenie-motornym-navykam-detey-s-dtsp-posobie-dlya-roditeley-i.php



5 Обществознание. 6 класс : учеб. лля общеобразоват. учреждений / [Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 111 с.: ил. – (Академический школьный учебник). - С. 36.

6 Там же


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!