СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования личностных УУД на уроках географии в 5 классе.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования личностных УУД на уроках географии в 5 классе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой

Города Липецка







Статья

Приёмы формирования личностных УУД на уроках географии в 5 классе.










подготовила

учитель географии

Ширинская Людмила Анатольевна













г. Липецк



2017



Приёмы формирования личностных УУД на уроках географии в 5 классе.


В составе основных видов универсальных, учебных, действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

личностный,

регулятивный,

познавательный и

коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• Личностное, профессиональное, жизненное самопознание и самоопределение
• Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности;
• Ценностно- нравственная ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностное, профессиональное, жизненное самопознание и самоопределение

  • Формирование основ гражданской идентичности личности - формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; - формирование основ гражданской идентичности личности, - осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

  • Формирование картины мира как порождения трудовой предметнопреобразующей деятельности человека - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

  • Развитие Я-концепции и самооценки личности - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и ЛУУД - это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению,

  • -готовность преодолевать школьные затруднения,

  • -интерес к изучаемым предметам,

  • -стремление к соблюдению моральноэтических норм, к пониманию других людей,

  • -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства.

Смыслообразование

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - формирования мотивов достижения и социального признания; - мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Ценностно- нравственная ориентация

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)

  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

  • формирование моральной самооценки;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;

  • формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Формирование личностных УУД на уроках географии в 5 классе

Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Формирование любви и чувства гордости к своей Родине. Формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Урок по теме: Открытие Антарктиды Домогацких Е. М. «Введение в географию» Издательство «Русское Слово».

  • Оцени качества, которые проявили первооткрыватели Антарктиды Ф. Ф. Беллинзгаузен и М. П. Лазарев?

  • С какими трудностями сталкиваются современные исследователи Антарктиды?

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности.


Урок по теме: Хождение за три моря Домогацких Е. М. «Введение в географию» Издательство «Русское Слово».

  • Главный результат путешествия А. Никитина?

  • Каковы результаты географических открытий и путешествий нашего соотечественника А. Никитина, на развитие географических знаний?

  • Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?

  • Какие качества характера проявил А. Никитин для достижения цели?


Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Урок по теме: Почва Домогацких Е. М. «Введение в географию» Издательство «Русское Слово».

  • Если почва – особое природное тело, то верно ли утверждать, что почвы могут болеть, расти и умирать?

Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. В 5-м классе изучение географии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение географических знаний в жизни конкретной семьи, применение географических знаний в походе в лес, поездке на дачу или на отдых. У учащихся формируется понимание необходимости прочных знаний по географии. В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы

«Роль географии в современной жизни»,

«География в моей будущей профессии».

Ссылка на источники:

  1. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. Г. А. Русских // Концепт. – Приложение № 2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.

  2. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!