СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования каллиграфического письма у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены методы и приёмы формирования каллиграфического письма младших школьников. Много практических упражнений и рекомендаций для родителей и учителей начальных классов. А также ссылка на видео, как научить красиво писать буквы и их соединения.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования каллиграфического письма у младших школьников»

Приёмы формирования каллиграфического письма у младших школьников

Каллиграфия - это такое письмо, при взгляде на которое человек испытывает настоящее эстетическое удовольствие. Потому что каллиграфия – это искусство, рисование букв и соединений. Для того, чтобы ребёнок быстро и разборчиво писал от руки требуется сформировать у него свободную динамику письма от руки. Многие родители считают, что изучение каллиграфии не приносит большой пользы для ребенка, и это всего лишь дополнительная нагрузка. Они не понимают значения занятий каллиграфией для комплексного развития ребенка, считают, что это не более чем искусство красивого письма, а ученику будет полезен его обычный почерк, с выработкой которого справится школа. Наверное, это немного узкий взгляд на вещи. Специалисты, занимающиеся вопросами обучения и развития детей, отмечают, что обучение красивому письму помогает ребенку и в учебе, и в повседневной жизни. К примеру, занятия каллиграфией способствуют повышению сосредоточенности, усидчивости ребёнка, помогают выработать умение концентрировать внимание, развивают внимательность к деталям, что может в конечном итоге повлиять, к примеру, на формирование умений правильно решать математические задачи и уравнения по химии, чертить геометрические фигуры.

Каллиграфия развивает мелкие мышцы, связки руки и тем самым влияет на мелкую моторику: все мы знаем, что в силу того, что дети в раннем возрасте познают при помощи осязания и игры - занятия на мелкую моторику очень важны для развития малышей. Мелкая моторика при занятиях каллиграфией развивается даже лучше, чем при сборке конструкторов, рисовании, игре с кубиками и пирамидками и в других занятиях. А для этого необходимо первоначально решить следующие проблемы:

  • снять моторные трудности, потому что они как раз и являются одной из причин неаккуратного и неразборчивого почерка;

  • повысить подвижность лучезапястного сустава. Очень часто именно из-за зажимов в этом суставе, нарушенного тонуса мышц пишущей руки ребёнку не удаётся выводить ровные строчки на письме;

  • улучшить психоэмоциональное отношение к письму. Почерк – это отражение нашей нервной системы, поэтому ребёнок пишет так, как себя чувствует.

Занятия каллиграфией не помогают устранить эти трудности. Более того, они могут даже ухудшить психоэмоциональное состояние ребёнка, потому что каллиграфия – это творческое занятие, которое в большей степени стимулирует работу правого полушария.

Для того чтобы правильно объяснить, как пишутся графические элементы (буквы), важно учитывать некоторые правила:

Объяснить, как пишется графический элемент, – в какой точке начинается движение, направление движения, изменение траектории, окончание движения.

В объяснении не должно быть ни одного неполного и незнакомого слова.

Кроме словесного объяснения, необходим показ движения.

Замедленное движение «под диктовку».

Повторение инструкции.

Самостоятельное выполнение действия.

Признаки неправильного захватывания ребенком пишущего инструмента:

- удерживает карандаш в кулаке;

-сильно сдавливает карандаш в руке;

-держит большой палец на карандаше ниже указательного;

-пальцы расположены на карандаше слишком низко или слишком высоко;

-рисуя, вращает листок бумаги, а не карандаш.

-верхняя часть карандаша направлена не к шее, а к плечу.

Правильное положение тетради

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 — 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

Для ребенка левши, правила те же, только в зеркальном отображении.

На тетрадь обязательно одевайте обложки (чтобы тетрадь не скользила по столу во время письма). Лучше всего подойдут классические полиэтиленовые.

Подготовка к письму ведётся на счёт 1, 2, 3, 4, 5

– ноги поставить вместе, прямо, стопы на полу или подставке;

– спиной опереться на спинку стула, кулачком проверить расстояние между краем парты и грудью;

– наклон головы. Локоть правой руки на столе, кончиками пальцев

коснуться виска;

– правильно взять ручку. Расстояние от указательного пальца до

металлической части стержня – один пальчик;

– наклон тетради. Нижний левый край тетради находится на середине груди.

Тетрадь придерживается левой рукой. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Упражнения и игры для мелкой моторики рук

Гимнастика для рук хорошо подготавливает ребёнка к письму, снимает усталость и напряженность рук, которая может возникнуть при письме.

  • «Домик – ежик – замок», «Домик – стул – стол», «Братцы», «Колечки», «Улитка», «Зернышко» и другие.

  • Лепка из глины и пластилина.

  • Рисование, раскрашивание картинок.

  • Изготовление поделок из бумаги, природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

  • Конструирование.

  • Конструкции из спичек.

  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

  • Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.

  • Пальчиковая гимнастика с предметами.

  • Упражнения с мячом.

Списывание с готового образца

  • Упражнение основано на подражании, воспроизводстве образца письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различно для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет ученика.

Воображаемое письмо, или письмо в воздухе

  • Упражнение опирается на двигательные ощущения и на зрительно- воспринимаемый образец. В воображаемом обведении ребенок пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
    Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы, например, а состоит из овала и маленькой прямой наклонной с закруглением вправо. Некоторые буквы пишутся одним неделимым движением, например, буквы в и б.

  • Увидеть, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх больший наклон, но во всех соединительных движениях тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв.

Письмо под счёт или в такт счёту

  • Он способствует выработке плавного ритмичного письма определённого темпа.
    Счёт ведётся так: основной элемент движения – на себя пишем под счёт «раз - два - три», соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути.

Проведение графического диктанта



Раскраска по номерам (символам)

Популярный в настоящее время вид раскрасок. Каждый элемент в рисунке имеет свой номер (или символ). Помогает изучить и запомнить цвета и цифры (если это символы, то названия фигур).

Раскраски по точкам

Прежде чем приступить к раскрашиванию, нужно дорисовать картинку, соединив точки между собой. Такой вид раскрасок хорошо подготавливает руку ребенка к письму.

Соедини точки по цифрам (буквам)

Очень похоже на предыдущий вид раскраски, усложняется тем, что для получения рисунка нужно соединить последовательно точки по цифрам (по алфавиту).

Раскраска антистресс

Такие раскраски применяются в арт терапии. Помогают расслабиться, успокоиться и поднять настроение.

Тематические раскраски

Раскраски на определённую тематику. Например, овощи, фрукты, народное творчество, море и многие другие темы, помогают изучить их и запомнить.

Родителям предлагаю посмотреть моё видео по формированию каллиграфически правильного почерка: https://youtu.be/m1MmICjmGhg?si=5olPKbG7nWKd7epz




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!