СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В развитии формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Надеюсь, что представленный мной материал вызывет интерес и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

    1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

    2. Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений

Несплошные тексты (с визуальными изображениями).

    1. Просмотр заголовка текста.

    2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Наиболее распространенные приемы:

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  1. Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

  2. Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте ( например, Элеоноры Константиновны Киселёвой «Мальчик-Огонёк»).

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

    1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

    2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

    3. Верите ли вы, что Огонёк может быть мальчиком?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

«Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1:

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка.

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком. Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

-О чём может предупредить Фея мальчика-Огонька?

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и

- (Что сделал?)

бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

- Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

______________________ Запрет

______________________ Появление героя

______________________ Испытание

______________________ Спасение, помощь

Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

- Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)

- В каком порядке развиваются события в сказке?

1. Появление героя.

2. Запрет.

3. Испытание.

4. Спасение, помощь.

«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость. и т.д.)

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

  1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы послетекстовой деятельности:

«Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки.

- Прочитайте вопросы в таблице.

Кто герой сказки? Какой он?

Что может делать?

Что не может делать?

О чём мечтал?

Кому и как помог?

Кем был спасён?


Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку.

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Мальчик – Снеговик», «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», «Мальчик-Фантик», «Девочка – Хрустальная туфелька»

(Представление работ)

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

«Создание диафильма» На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

  1. Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

  2. У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного чтени. Результаты диагностики демонстрируют следующие показатели сформированности читательской грамотности.

Таблица

Группа умений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Речевая и читательская деятельность

47%

58%

64%

81%

Творческая деятельность

56%

62%

75%

89%

Литературоведческая пропедевтика

63%

68%

77%

87%

Как видно из таблицы, все группы умений показывают положительную динамику развития, что говорит об успешности применения рассмотренных методов в учебной деятельности.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».

А. Н. Толстой.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!