СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках чтения (литературного чтения) в школе для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В статье описан опыт использования приёмов по формированию функциональной читательской грамотности на уроках чтения (литературного чтения) в школе для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках чтения (литературного чтения) в школе для детей с ОВЗ»

Приёмы формирования функциональной читательской грамотности на уроках чтения (литературного чтения) в школе для детей с ОВЗ


Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. 

На мой взгляд, читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать ее при решении различных задач.

Проанализировав результаты контрольных работ прошлых лет, я сделала вывод, что у детей с нарушением интеллекта возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию, представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности школьников. В педагогической практике множество различных методов и технологий.

В результате работы я создала копилку эффективных приёмов, которые помогут формировать функциональную читательскую грамотность учеников.

Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.

Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.

При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:

- умение понимать тексты

- размышлять над содержанием

- излагать мысли о прочитанном

- умение понимать различные формы представления информации

- применять информацию из текста в изменённой ситуации;

-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.

Тексты бывают:

- сплошные - описание, повествование, рассуждение.

-несплошные - графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).

Хочется отметить, что навык смыслового чтения относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер. Мы рассмотрим несколько приёмов, которые я практикую.

На уроках изучения нового материала или комбинированном уроке можно использовать технологический приём «Пазл».

Приём «Пазл» ориентирован на те же правила, что и детская игра, только вместо картинок учащимися собирается текст на определенную тему, а в качестве «фрагментов-пазлов» используются карточки с отдельными пунктами готового плана – характеристики героя или отрывками из текста. Метод «Пазл» универсален.

Цель приема: понимание и усвоение новой темы, приобретение практических умений и навыков смыслового чтения; запоминание и длительное хранение в памяти учащихся необходимой учебной информации; обучение составлению алгоритма (плана) характеристики образа героя.

Например, на уроке чтения (литературного чтения) в 7 классе, при изучении произведения А.П. Чехова «Хамелеон» с помощью карточек – пазлов, опираясь на знание текста, дети должны составить характеристики главных героев. Затем, ребята подбирают отрывок в тексте, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героев?

На уроке русского языка, при изучении темы «Тексты», даём детям следующее задание:

1.Возьмите 1 конверт.

2.Прочитайте части текста на пазлах.

3. Составьте связанный текст.

4.Возьмите 2 конверт. В нём вы найдёте название типов текстов.

5.Подумайте, Какой вопрос можно задать к каждому типу текста.

6.Постарайтесь определить, как называется данный тип текста.

7.Где мы можем проверить правильность выполнения задания? (правило в учебнике)

На пазлах напечатан текст разных типов (названия типов текста не раздаём)

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Приём “Создай паспорт”

Суть приёма «Создай паспорт» в том, что дети самостоятельно знакомятся с материалом. Осмысление прочитанного помогает в составлении обобщённой характеристики изучаемого по определенному плану.

Работая в группах, ребята самостоятельно читают текст, выделяют главное и составляют паспорт по плану:

    1. Имя

    2. Автор (создатель)

    3. Прописка (где живёт)

    4. Внешний вид

    5. Личные качества (свойства)

    6. Использование

Данный приём может быть использован для создания характеристик:

- на литературном чтении – героев литературных произведений;

- на русском языке – частей речи, частей слова, членов предложения.

Методика развития умений чтения несплошных текстов специально не разработана. Технология продуктивного чтения была создана для сплошных текстов, но она результативна и при работе с несплошными текстами. Важно научить детей работать с таким видом текста.

При работе с несплошными текстами необходимо, отрабатывать следующие умения:
1. Умение различать сплошные и несплошные тексты, определять вид несплошного текста:

- научить детей определять, какой текст перед ними (является сплошным или несплошным);

- каков вид несплошного текста (схема, диаграмма, карта или таблица).

Задание: выберите из предложенных текстов таблицу. Докажите, что это таблица.

При работе с таблицами следует отметить, что она делится на строки и столбцы, в которых содержится какая-то информация. Важно отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

- как называется таблица;

- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

- какая информация представлена в столбцах, в строках;

- используя данные таблицы, ответьте на вопросы.

Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся задания на составление таблиц по имеющимся данным. Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы.

2. Умение читать несплошной текст (воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её)

Приём «Афиша, билет, объявление». Данный приём можно использовать на уроках чтения (литературного чтения).

Предлагаем детям следующие задания:

- К какой группе относится текст? (несплошной)

- Какой вид несплошного текста перед нами? (Афиша)

- Какую информацию можно извлечь из афиши?

Используя афишу, нужно научить детей извлекать информацию, данную в явном виде?

- Где будет проходить спектакль?

- Как называется спектакль?

- В каком месяце будет проходить спектакль?

- Назовите время начала спектакля?

К объявлению швейной мастерской можно задать следующие вопросы:

- Что не указано в объявлении?

-Какие услуги оказывают в швейной мастерской?

-Какой адрес, телефон, режим работы?

-Примут ли в ремонт кожаное или вязаное изделие?

-Пользуется ли такой вид услуг популярностью?

Кроме того, задания по извлечению информации из афиш, плакатов, билетов могут быть представлены в 3 видах по форме требуемого ответа:

1. Задания с выбором ответа (требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных)

-Куда билет?

а) в кино, б) в цирк, в) на спектакль.

2. Задания с кратким ответом (требуется записать ответ в предложенном месте)

-В каком месяце будет проходить спектакль? Вставь пропущенное слово

Спектакль будет проходить______________.

  1. Задания с развернутым ответом (надо записать решение или обосновать выбор одного из вариантов решения.

-Успеете ли вы пойти на спортивную секцию к 15.00, если у Вас куплен билет на представление?

Одним из эффективных приёмов работы по извлечению информации из несплошного текста является «Кубик Блума», который многие из вас используют на уроках после прочтения текста.

На гранях кубика записаны слова: предложи, придумай, поделись, объясни, почему, назови. Предлагается несплошной текст (например, афиша или билет), дети бросают кубик, выпадает, например,

НАЗОВИ место, где будет проходить спектакль?

ПОЧЕМУ на билете указан номер телефона?

ОБЪЯСНИ, зачем на билете написано 16 +

ПРЕДЛОЖИ

ПРИДУМАЙ

ПОДЕЛИСЬ

3.Умение переводить информацию в другие текстовые формы. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста)

Приём «Кассовый чек»

- Какой вид несплошного текста перед нами? (Чек)

- Какую информацию можно извлечь из чека? (покупатель был в магазине «Пятерочка», дата посещения магазина, покупки)

4.Умение самостоятельно оформлять сплошной текст в таблицу или схему.

Идея любого произведения глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Для того, чтобы понять автора, его идею, для анализа текста мы прежде всего должны определить систему образов произведения, составить его «структурную схему», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и наглядно представить идею.

Применение данных приёмов дает положительные результаты. Такие задания позволяют ребятам быть функционально грамотными, умело работать с разными текстами.

По итогам контрольных работ в 5-9 классах, в 2021 - 2022 учебном году, 40 % обучающихся умеют работать с текстом: выделять главную мысль, 57% -составлять план текста, 75%- умеют находить информацию в таблице, представленную в явном виде, 53%- собирать, представлять, интерпретировать информацию, 87%понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, 64% вычленять содержащиеся в тексте основные события; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте.

По результату диагностики учитель сможет получить полную картину развития следующих навыков:

-находить информацию, представленную в явном виде;

-делать простые умозаключения, и прямые выводы на основе прочитанного;

-интегрировать и интерпретировать прочитанное;

-рефлексировать относительно содержания и формы текста.

Исходя из полученных результатов, можно строить дальнейшую работу в этом направлении.

Подводя итоги, можно сказать с уверенностью, что вопросу формирования функциональной читательской грамотности на уроках в школе для детей с ОВЗ следует уделяют большое внимание. Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

Рассмотренные выше приёмы позволяют: определять вид и назначение информации; понимать тексты, умение различать сплошной и несплошной тексты, извлечь информацию из таблицы, схемы, афиши, кассового чека, найти информацию, представленную в явном и неявно виде.

Это даёт мне уверенность в том, что мои ученики будут функционально грамотными.

Литература

1. В.А.Лазарева «Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе», М.: институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова, Издательский дом ОНИКС 21 век» 2003

2. Мастер – класс «Несплошной текст, как средство формирования читательской грамотности» Иванова Л.М. https://infourok.ru/master-klass-nesploshnoj-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-scenarij-literaturno-muzykalnoj-kompozicii-4951243.html

3. Статья «Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией» Долженко О.В. https://infourok.ru/nesploshnie-teksti-kak-sredstvo-formirovaniya-umeniya-rabotat-s-informaciey-2632349.html



Жмыхова М. В., учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа для детей с ОВЗ № 7» г. Курчатов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!