Приемы технологии развития критического мышления
Из опыта работы учителя английского языка
Классен Л.И.
Что входит в понятие «Критическое мышление».
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя:
- наблюдательность;
- способность к интерпретации, анализу;
- выведению заключений;
- способность давать оценки.
Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание.
Умения, необходимые для критического мышления
Готовность к планированию
Гибкость
Настойчивость
Готовность исправлять свои ошибки
Осознание
Поиск компромиссных решений
«Инсерт» это прием, используемый при работе с текстом, с новой информацией.
Прием требует от ученика не пассивного
чтения, а внимательного. Если раньше он
просто пропускал непонятные моменты в
тексте, то прием «Инсерт» заставляет
обратить на них внимание,
сконцентрироваться на каждой строке текст а.
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
" V " - я это знаю;
" + " - это новая информация для меня;
" - " - э то меня удивило;
" ? " - это мне непонятно.
Совет: для маркировки в тексте, можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.
Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.
Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.
В-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.
«Круги по воде»
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные, глаголы прилагательные, устойчивые словосочетания.
Это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Тема урока: «Family»
F ather
A nd
M other
I
L ove
Y ou
Тема урока: «School»
S ocial
c ollective
h umanitarian
o rganization
o f
l earning
Тема урока: «Nature»
N ice
a mazing
t ouching
u nusual
r omantic
e nvironment
Тема урока: «Animals»
A nt
N ightingale
I guana
M onkey
A ntelope
L ion
S quirrel
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Учащимся предлагается ответить на вопросы к теме в форме
«тонких» и «толстых» вопросов:
-What … ? - If you were …would you …?
-Where …? - Why do you think … ?
-When … ? - Explain why … ?
«Тонкие» вопросы требуют кратких ответов.
«Толстые» вопросы предполагают размышление,
аргументацию, приведение доказательств и
примеров.
«Кластер»
используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием.
Кластер на тему: «Animals»
Кластер на тему: «My hobby»
Кластер является отражением нелинейной формы мышления .
Кластер на тему: «Birthday»
Complete the cluster and you’ll find out the theme.
Кластер на тему: «My house»
A sofa
A hall
a living room
A house
A TV set
A kitchen
A bedroom
A plate
A bed
Возможности использования метода «Кластер»
- При систематизации, повторении материала;
- При работе с текстом;
- При повторении в начале урока;
- При введении в тему;
- При сборе необходимого языкового материала;
- При контроле.
Достоинства и результаты применения данного приема:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Вывод:
Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным , ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских , и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).