СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы с текстом 

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом»

Приемы работы с текстом (Слайд 1)

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер.

Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании

умений работать с текстами.

Работа с текстом - это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

Для оптимизации работы с текстами, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного на уроке, я применяю следующие приемы работы с текстом.


1. Прием «Придумай вопрос» (Слайд 2)

Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. Например, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.

Чтобы грамотно сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом.

Придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагаю ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.


2. Выделение ключевых понятий при работе с текстом. (Слайд 3)

Каждый текст опирается на группу понятий. Можно предложить учащимся ответить на следующий вопрос: Какие новые слова вы узнали, работая с данным текстом?

Дети самостоятельно читают текст, а затем проводим анализ незнакомых слов. Иногда я предлагаю детям самим выбрать и записать в тетрадь незнакомые слова или оформить их на отдельном листе, дополнив рисунком.

3. Прием «Создание рисунков» (Слайд 4)

- один из любимых детьми. Дети самостоятельно читают текст и рисуют рисунки. Проводим выставку рисунков.


4. Пересказ текста учебника. Он может быть: (Слайд 5)

подробный

краткий (сжатый)

выборочный (отбор фрагментов на одну тему)

пересказ с изменением лица рассказчика

Например: «Перескажите содержание фрагмента текста», «Расскажите…», «Объясните, …», «Прокомментируйте то, что изображено на иллюстрации…» и т.д.

Пересказ помогает окончательно понять смысл.

Обучение других еще лучше сказывается на усвоении материала. Поэтому я предлагаю детям почитать текст, а затем поделиться новой информацией с друзьями.


5. Кластер (гроздь). (Слайд 6 ,7, 8)

Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.


6. Синквейн (Слайд 9, 10, 11)

Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

1 строка – одно слово (существительное или местоимение)

2 строка – два слова (прилагательные)

3 строка – три слова (глаголы)

4 строка – предложение или фраза, которая показывает ваше отношение к теме

5 строка – синоним к слову в 1 строке

Использовать синквейн удобно для составления характеристики героя.


7. Прием «Написание творческих работ»  (Слайд 12)

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение на заданную тему. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу. 


8. Решение и составление кроссвордов к текстам. (Слайд 13 - 14)

Например: кроссворд. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Впишите пропущенные слова в кроссворд.


1







2










3







4




5










6








1.Старик ловил неводом рыбу,… пряла свою пряжу. (старуха)

2.Они жили в ветхой… Ровно тридцать лет и три года. (землянка)

3.Как взмолится золотая …! (рыбка)

4.Перед ним … со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою. (изба)

5.Здравствуй барыня сударыня…

Чай, теперь твоя душенька довольна. (дворянка)

6.Здравствуй, грозная… (царица)

Ну, теперь твоя душенька довольна.

Выполняем:


Упражнения для понимания смысла текста (Слайд 15 - 16)

1. Озаглавливание текста. Деление текста на части, составление плана. Определение темы, главной мысли текста.

2. Подбор иллюстрации к тексту. Дети читают текст по частям, делают иллюстрацию к одной из частей и подписывают её.

3. Выборочное чтение. Найти в тексте описание события, человека, природы.

5 Составление рассказа по опорным словам.

6. «Пропущенное слово». Читаю любое предложение из текста, пропуская слово. Дети должны назвать слово, подходящее по смыслу.

7. Придумывание продолжения рассказа по его началу.

(Слайд 17) Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную и заставляет думать, познавая окружающий мир.

На сегодняшний день есть положительные результаты. В процессе систематической целенаправленной работы над текстом на уроках литературного чтения повысилась познавательная активность учащихся, значительно улучшился навык чтения. Дети принимают активное участие в праздниках, с удовольствием учат стихи наизусть, пробуют сочинять загадки, стихи, сказки.


Китайская пословица.

"Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь".



Предлагаю составить синквейн по теме «Зима», «Игра», «Текст», «УУД», «Учитель».

Зима

Снежная холодная

Заморозила, запорошила, охладила

Спячка наступила

Время года


Игра

Веселая подвижная

Бегают, играют, веселятся

То, без чего дети не могут развиваться

Времяпровождение


Текст
Нудный научный

Написан, напечатан, прочитан

Письменное сообщение из ряда высказываний

Связь


УУД
Развивают, формируют

Регулятивные, познавательные, коммуникативные

Ученики должны стать умнее, лучше

Это работа!


Учитель

Душевный открытый

Любит, ищет, думает

Много времени проводит с учениками

Призвание

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!