СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПрезентацияФормирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Химии никоим образом научиться невозможно,не видав самой практики и не принимаясь самому за химические операции". М.В.Ломоносов

Просмотр содержимого документа
«презентацияФормирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии»

Формирование личностных,метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

Формирование личностных,метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

 Саморазвитие личности САМО  УТВЕРЖДЕНИЕ САМО  ВЫРАЖЕНИЕ В ЗАЩИЩЕН-  НОСТИ (самоопределение, профориентация, коллективная деятельность) В САМО-  АКТУЛИЗАЦИИ (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы) (самовоспитание, самоопределение, (общение, творчество, поиск, выявление способностей) свобода выбора)

Саморазвитие личности

САМО УТВЕРЖДЕНИЕ

САМО ВЫРАЖЕНИЕ

В ЗАЩИЩЕН- НОСТИ (самоопределение, профориентация, коллективная деятельность)

В САМО- АКТУЛИЗАЦИИ (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы)

(самовоспитание, самоопределение,

(общение, творчество, поиск, выявление способностей)

свобода выбора)

«Должно постоянно помнить, что следует не только передавать ученику те или другие познания, но и развивать в нем желание и способности самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, составляет одну из главнейших задач всего учения.» К.Д.Ушинский

«Должно постоянно помнить, что следует не только передавать ученику те или другие познания, но и развивать в нем желание и способности самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, составляет одну из главнейших задач всего учения.»

К.Д.Ушинский

Практико-ориентированный подход Цель : усилить практический аспект подготовки студента за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений.

Практико-ориентированный подход

Цель : усилить практический аспект подготовки студента за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений.

Сформированность знаний

Усвоение конкретных сведений, законов и закономерностей химии; усвоение общих понятий химии в их взаимосвязи; усвоение методов решения частных задач

Развитие мотивационной сферы

Изучение первоисточников (учебники, научно-популярная и научная литература), умение работать с ними; знание основных фактов, общих и частных понятий химии, закономерностей, научных теорий; овладение методами решения прикладных задач

Развитие любознательности и любопытства как первых ступеней познавательного интереса; формирование способности самостоятельно реализовывать цели; формирование стремления к самостоятельной деятельности

Освоение ведущих идей предметной области «Химия»

Формирование и развитие познавательного интереса; формирование способности к самостоятельному целеполаганию

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний; развитие способности к самостоятельному целеполаганию, умение адекватно оценивать собственные достижения; осуществление самодвижения относительно предшествующих результатов

Потенциал саморазвития

Профессиональные знания и умения

Функциональная грамотность

Общеобразовательная грамотность

Профессиональная обученность

Профессиональная мобильность

Конкурентноспособность

Практико-ориентированное обучение: Проектная форма учебной деятельности Задания с практико-ориентированным содержанием  ( практико-ориентированные задачи ) Практическая ориентация химического эксперимента Домашний химический эксперимент

Практико-ориентированное обучение:

  • Проектная форма учебной деятельности
  • Задания с практико-ориентированным содержанием ( практико-ориентированные задачи )
  • Практическая ориентация химического эксперимента
  • Домашний химический эксперимент
Проект - это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта Проектирование вооружает учащихся новыми,наиболие рациональными способами решения сложных жизненных проблем.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта

Проектирование вооружает учащихся новыми,наиболие рациональными способами решения сложных жизненных проблем.

Познавательно-творческие навыки Развивать критическое мышление Умение самостоятельно конструировать знания МЕТОД ПРОЕКТОВ Ориентироваться в информационном пространстве

Познавательно-творческие навыки

Развивать критическое мышление

Умение самостоятельно конструировать знания

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Ориентироваться в информационном пространстве

Творческая лаборатория

Творческая лаборатория

Межпредметный проект:   «Вода… известная и неизвестная» Тип проекта:  Межпредметный (химия , астрономия, биология, экология), индивидуальный. Тема проекта: «Вода… известная и не известная». Цель: Изучить свойства и значение воды в природе, раскрыть основные физико-химические свойства воды, роль воды в зарождении, в развитии живых организмов, в понимании бережного отношения к водным ресурсам.

Межпредметный проект: «Вода… известная и неизвестная»

Тип проекта: Межпредметный (химия , астрономия, биология, экология), индивидуальный.

Тема проекта: «Вода… известная и не известная».

Цель: Изучить свойства и значение воды в природе, раскрыть основные физико-химические свойства воды, роль воды в зарождении, в развитии живых организмов, в понимании бережного отношения к водным ресурсам.

Реакционная среда  Фактор диссоциации  Н 2 О  Катализатор Транспорт веществ Реагент

Реакционная среда

Фактор диссоциации

Н 2 О

Катализатор

Транспорт веществ

Реагент

Состав воды:1787год А. Л. Лавуазье 2Н 2 + О 2 2Н 2 О

Состав воды:1787год

А. Л. Лавуазье

2 + О 2

2 О

Разложения воды: t Жан Менье 4Н 2 О + 3Fe Fe 3 О 4 + 4Н 2 Эл. ток 2Н 2 О 2Н 2 О + О 2 А.Л. Лавуазье

Разложения воды:

t

Жан Менье

2 О + 3Fe

Fe 3 О 4 + 4Н 2

Эл. ток

2 О

2 О + О 2

А.Л. Лавуазье

Если под рукой нет воды нужного качества, его можно улучшить одним из следующих способов:

Если под рукой нет воды нужного качества, его можно улучшить одним из следующих способов:

Улучшить качество питьевой воды можно с помощью фильтров.

Улучшить качество питьевой воды можно с помощью фильтров.

В местностях, где воды немного, пить ее следует с небольшим количеством уксуса: 1 литр воды 1—2 чайные ложки яблочного уксуса и меда

В местностях, где воды немного, пить ее следует с

небольшим количеством уксуса:

1 литр

воды

1—2 чайные

ложки

яблочного уксуса

и меда

Вода во вселенной

Вода во вселенной

 Поиск воды во вселенной

Поиск воды во вселенной

Марс, четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы.    Состав атмосферы:  СО2 - 95%  N2 - 2,5%  Ar – 1,5 – 2%  H2O до 0,1 %

Марс, четвертая от Солнца большая планета Солнечной системы.

Состав атмосферы: СО2 - 95% N2 - 2,5% Ar – 1,5 – 2% H2O до 0,1 %

97% морей и океанов

97% морей и океанов

3% - озера, реки, подземные воды

3% - озера, реки, подземные воды

Фотосинтез

Фотосинтез

Комбинированные задачи с практическим содержанием Компонент УВП Роль практико-ориентированных задач Цель обучения Активизация познавательной самостоятельности учащихся Содержание обучения Отбор содержания, развивающего мотивацию учения, способствующего упрочению предметных знаний, реализующего межпредметные связи, учитывающего жизненный опыт учащихся, мировой позитивный опыт, народные, национальные традиции. Организация  учебно-познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций. Использование игрового и диалогового обучения. Моделирование ситуации .

Комбинированные задачи с практическим содержанием

Компонент УВП

Роль практико-ориентированных задач

Цель обучения

Активизация познавательной самостоятельности учащихся

Содержание обучения

Отбор содержания, развивающего мотивацию учения, способствующего упрочению предметных знаний, реализующего межпредметные связи, учитывающего жизненный опыт учащихся, мировой позитивный опыт, народные, национальные традиции.

Организация учебно-познавательной деятельности

Создание проблемных ситуаций. Использование игрового и диалогового обучения. Моделирование ситуации .

Практико-ориентированные химические задачи: сравнительная характеристика химических задач

Традиционные химические задачи

Практико-ориентированные химические задачи

Типовые задания с применением определения . Эти «задачи из учебника» разительно отличаются от «задач из жизни»: здесь источник формализма школьного задания, отсутствие установок на его применимость в практических ситуациях

Задания, описывающие житейские ситуации, но не подсказывающие, какими средствами их надо решать.

99% заданий монопредметны. Монопредметное знание порождает немало трудностей. Например: ученики, отлично сдавшие зачет «на проценты» по математике, не могут решать задачу «на проценты» по химии.

Главная задача ученика - создать модель, превращающую эту ситуацию в типовую задачу из учебника.

Почти треть заданий носит межпредметный характер.

Связный сплошной текст, выдержанный в жанре учебного, т.е. специально ориентированный на заучивание и воспроизведение.

Фрагментарность является ведущей характеристикой учебного текста. Каждый фрагмент содержит часть информации, необходимой для решения задачи, а также избыточную информацию.

Словесный текст.

Множественность языков представления информации, наряду со словесным текстом используются таблицы, графики, диаграммы, схемы.

Почему при выпечки хлеба добавляют сухие дрожжи? Задание: Составить уравнение химических реакций разложения солей аммония с выделением продуктов, придающих тесту необходимую пористость. Почему дельфиньи слезы негорькие? Задание: Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придает слезам дельфина сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода - 40,0%,  водорода - 6,6%, кислорода - 53,4%. Относительная молекулярная масса фруктозы равна 180.

Почему при выпечки хлеба добавляют сухие дрожжи?

Задание: Составить уравнение химических реакций разложения солей аммония с выделением продуктов, придающих тесту необходимую пористость.

Почему дельфиньи слезы негорькие?

Задание: Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придает слезам дельфина сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода - 40,0%, водорода - 6,6%, кислорода - 53,4%. Относительная молекулярная масса фруктозы равна 180.

Почему клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара? Задание: установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовая доли элементов в ней составляют: углерода - 68,85%, водорода - 4,92%, кислорода-26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна - 122. Почему свежий срез яблока на воздухе буреет? Задание: Составьте уравнение реакции окисления сульфата железа (II) перманганатом калия в сернокислотной среде.

Почему клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара?

Задание: установите молекулярную формулу бензойной кислоты, если массовая доли элементов в ней составляют: углерода - 68,85%, водорода - 4,92%, кислорода-26,23%. Относительная молекулярная масса бензойной кислоты равна - 122.

Почему свежий срез яблока на воздухе буреет?

Задание: Составьте уравнение реакции окисления сульфата железа (II) перманганатом калия в сернокислотной среде.

Тематический практикум Лабораторные опыты Химический эксперимент Практические занятия Демонстрационный эксперимент

Тематический практикум

Лабораторные опыты

Химический эксперимент

Практические занятия

Демонстрационный эксперимент

Демонстрационный эксперимент Контроль  Тема: « Газометр и его использование » Какие составные части газометра обозначены цифрой 1 – 4? Почему кислород можно хранить в газометре? Что надо сделать для того чтобы кислород начал выходить из газометра? Что надо сделать для того, чтобы прекратить выход кислорода из газометра? Какой из рисунков правильно показывает собирание кислорода вытеснением воздуха? Учись наблюдать Инструктивная карточка Демонстрационный опыт: « УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГАЗОМЕТРА » Рассмотрите газометр – прибор для хранения газов. Ознакомьтесь с его устройством. Какова роль каждой из составных частей газометра: воронки, газоотводной трубки, кранов? Как вы думаете, какие газы можно хранить с газометре(учтите, что газ, находится в контакте с водой)? Что надо сд5елать чтобы газ выходил из прибора? Как приостановить выход газа из газометра? Как собрать кислород вытеснением воздуха? Как убедится, что собранный газ – кислород? Как собрать кислород вытеснением воды?

Демонстрационный эксперимент

Контроль

Тема: « Газометр и его использование »

  • Какие составные части газометра обозначены цифрой 1 – 4?
  • Почему кислород можно хранить в газометре?
  • Что надо сделать для того чтобы кислород начал выходить из газометра?
  • Что надо сделать для того, чтобы прекратить выход кислорода из газометра?
  • Какой из рисунков правильно показывает собирание кислорода вытеснением воздуха?

Учись наблюдать

Инструктивная карточка

Демонстрационный опыт: « УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГАЗОМЕТРА »

  • Рассмотрите газометр – прибор для хранения газов. Ознакомьтесь с его устройством.
  • Какова роль каждой из составных частей газометра: воронки, газоотводной трубки, кранов?
  • Как вы думаете, какие газы можно хранить с газометре(учтите, что газ, находится в контакте с водой)?
  • Что надо сд5елать чтобы газ выходил из прибора? Как приостановить выход газа из газометра?
  • Как собрать кислород вытеснением воздуха? Как убедится, что собранный газ – кислород?
  • Как собрать кислород вытеснением воды?

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Практическая работа: « Получение этилена и опыты с ним »

Ход работы:

  • Приготовьте смесь, состоящую из этилового спирта и серной кислоты (p = 1,84) в соотношении 1:3.
  • К смеси добавить немного песку (для равномерного кипения жидкости).
  • Содержимое пробирки закройте пробкой с газоотводной трубкой.
  • Соберите прибор (см.рис.).
  • Закрепите пробирку лапке штатива как показано на рисунке.
  • В одну пробирку 1 мл бромной воды, во вторую столько же по объему раствора перманганата калия.
  • Проверьте прибор на герметичность, погрузив конец газа водной трубки в первую пробирку.
  • Убедитесь, что прибор держит, погрейте всю пробирку со смесью и продолжайте прогревать (всю) то место, где находится жидкость.
  • Не прекращая нагревание смесь, пропускайте этилен во вторую пробирку.
  • Выньте газоотводную трубку из жидкости и поверните ее отверстием вверх.
  • Подожгите выделяющийся газ. Обратите внимание на характер пламени.
  • Прекратите нагревание, и после остывания прибора, разберите его.

Оформление работы:

ВОПРОСЫ ПОМОГАЮЩИЕ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ:

  • Какие изменения наблюдались при нагревании смеси? Какое вещество образуется в результате реакции?
  • К какому типу относится проведенная вами реакция? Какова роль серной кислоты в этой реакции?
  • Как изменяется краска растворов в бромовой воды и перманганата калия; как вы думаете, что это значит?
  • К какому типу относятся проведенные вами реакции?
  • Вы наблюдали горение газа. Каков характер пламени?
  • Почему окислители действуют на этилен?

Краткое описание хода работы

Наблюдения

Уравнение реакций

Краткое описание хода работы

Наблюдения

Уравнение реакций

Краткое описание хода работы

Наблюдения

Уравнение реакций

Практическая работа в форме деловой игры Тема:  П ОЛУЧЕНИЕ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ Цель опыта Название опыта Что делал? Что наблюдал? Уравнение реакций Вывод

Практическая работа в форме деловой игры

Тема: П ОЛУЧЕНИЕ УКСУСНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Цель опыта

Название опыта

Что делал?

Что наблюдал?

Уравнение реакций

Вывод

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. Аристотель.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!