Организация внеурочной деятельности (досуга) младших школьников
Второе дыхание школы - жизнь после уроков…
Внеурочная деятельность (досуг) младших школьников глазами классного руководителя.
Как говорила Королева из сказки Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»:
«Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере в два раза быстрее !»
Внеурочная деятельность.
Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
От урока к внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи:
- Расширение общекультурного кругозора;
- Формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- Включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;
- Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- Участие в общественно-значимых делах;
- Помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
- Создание пространства для межличностного общения.
Результаты и эффекты.
- Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Например, школьник, пройдя экскурсионный маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
- Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Результаты внеурочной деятельности школьников.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
- Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
- Форсирование результатов недопустимо.
Результаты:
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Игровая
деятельность
Виды деятельности.
Проблемно-
ценностное общение
Познавательная
деятельность
Художественное
творчество
Досугово-
развлекательная
деятельность
(досуговое общение)
Техническое
творчество
Социальное
творчество
Экскурсионная
деятельность
Трудовая
деятельность
Проектная
деятельность
Спортивно
-оздоровительная
деятельность
Методический конструктор внеурочной деятельности.
- Комплексные образовательные программы.
- Тематические образовательные программы.
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня.
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности.
- Индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Принцип 1 организации внеурочной деятельности.
Планирование внеурочной деятельности начинается от результата – конкретного УУД.
Следствие 1: внеурочная деятельность не может быть внеучебной.
Следствие 2: формы внеурочной деятельности должны быть направлены на закрепление, развитие УУД.
Следствие 3: содержание занятий по программе должно быть ориентировано на формирование, закрепление УУД.
Принцип 2 организации внеурочной деятельности.
Воспитание охватывает все виды: учебную и внеурочную деятельность.
Принцип 3 организации внеурочной деятельности.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.
ВОСПИТАНИЕ-это не специальные мероприятия.
Внеурочная учебная
Урочная учебная
деятельность
деятельность
Универсальные учебные действия - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»).
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
- творческой самореализации ребёнка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребёнка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
- Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования;
- Снизить учебную нагрузку обучающихся;
- Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
- Улучшить условия для развития ребёнка;
- Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика , представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Организация внеурочной деятельности.
В качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребёнка, его психическое равновесие , адекватная самооценка , осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребёнка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще, так и конкретным людям, среди которых он живёт.
Модель школы полного дня.
Преимущества данной модели:
- Создаются благоприятные условия для полноценного пребывания ребёнка в школе в течение дня;
- Обеспечивается содержательное единство учебной, внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы школы;
- Создаётся здоровьесберегающая среда, обеспечивающая соблюдение санитарных правил и нормативов.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продлённого дня.
Оптимизационная модель.
Преимущества данной модели:
- Создаётся единое образовательное пространство в школе, в котором объединяются все структурные подразделения;
- Координирующая роль принадлежит классному руководителю, который в соответствии со своими функциональными обязанностями включает учащихся в разнообразные виды деятельности для развития их интересов, разумного проведения свободного времени;
- Взаимодействует с родителями учащихся.
Принимают участие все педагогические работники данного образовательного учреждения: учителя, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели.
Формы внеурочной деятельности
Секция
Круглый стол
Кружок
Соревнование
Ансамбль
Экскурсия
Школа
Диспут
Театр
Олимпиада
Студия
Классный час
Мастерская
Клуб
Общественно-полезная практика
Общекультурное направление.
Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.
Духовно-нравственное направление.
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Спортивно-оздоровительное направление.
Формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Социальное направление.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных проектов.
Общеинтеллектуальное направление.
Обогащение запаса знаний учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Воспитательные результаты и эффекты.
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Организация внеурочной деятельности.
Одним из требований к Программам является интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности , поэтому при их разработке педагогу следует проанализировать воспитательный потенциал предметных программ.
Организация
внеурочной деятельности.
Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой.
Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.
Алгоритм создания программы внеурочной деятельности.
- Ревизия ресурсов
- Анализ ситуации:
- Какие самые «западающие»
- Какие самые «западающие»
УУД в урочной деятельности
- В каких местах не хватает ресурса предмета для формирования УУД
- В каких местах не хватает ресурса предмета для формирования УУД
- Определение целей и результатов программы
- Создание программы / выбор и коррекция
- Разработка методического обеспечения (инструментов оценивания)
Обогащение внеурочной жизни школьников - путь к успеху каждого.
Каждый ученик может быть успешным в чем-то своем .
Не все ученики должны быть «отличниками» в учебе, в жизни есть ещё много интересного.
25
Спасибо за внимание.
Только совместным трудом всех педагогов школы можно достичь результатов и эффекта досуговой деятельности.