СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Виды сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках изучения нового материала, выделив нужные слайды, или на обобщающих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Виды сложных предложений"»

Виды сложных предложений Презентация к уроку русского языка выполнена учителем МОУ ЖСОШ №1 Помогаевой И.А.

Виды сложных предложений

Презентация к уроку русского языка

выполнена учителем МОУ ЖСОШ №1

Помогаевой И.А.

Данная презентация используется на уроках русского языка в 9 классе. Цели: обобщение и закрепление изученного по теме материала. Может использоваться на всём уроке, отдельные элементы будут уместны на уроках объяснения нового материала. Презентация содержит теоретический и практический материал по теме ( в том числе Итоговый тест ).

Данная презентация используется на уроках русского языка в 9 классе.

Цели: обобщение и закрепление изученного по теме материала.

Может использоваться на всём уроке, отдельные элементы будут уместны на уроках объяснения нового материала.

Презентация содержит теоретический и практический материал по теме

( в том числе Итоговый тест ).

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-то или вопрос, или побуждение.  Имеет грамматическую основу  ( подлежащее и сказуемое).

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-то или вопрос, или побуждение. Имеет грамматическую основу ( подлежащее и сказуемое).

  Предложения Простые Сложные  одна грамматическая две или несколько  основа основ

Предложения

Простые Сложные

одна грамматическая две или несколько

основа основ

Выписать номера сложных предложений 1.В доме все уже легли, но никто не спал. 2.День был пасмурный, но тёплый. 3.То светило солнце, то шёл дождь. 4.Погода, казалось, уже не изменится. 5.Ты не плачь, берёза бедная, не сетуй. 6.Рассвет, и солдаты пошли в бой снова. 7.Ни снег, ни дождь, ни ветер – ничто не могло нам помешать. Объясните постановку знаков препинания в простых предложениях.

Выписать номера сложных предложений

  • 1.В доме все уже легли, но никто не спал.
  • 2.День был пасмурный, но тёплый.
  • 3.То светило солнце, то шёл дождь.
  • 4.Погода, казалось, уже не изменится.
  • 5.Ты не плачь, берёза бедная, не сетуй.
  • 6.Рассвет, и солдаты пошли в бой снова.
  • 7.Ни снег, ни дождь, ни ветер – ничто не могло нам помешать.

Объясните постановку знаков препинания в простых

предложениях.

Ключ к заданию 1, 3, 6. 2 – однородные члены предложения. 4 – вводное слово. 5 – обращение. 7 – обобщающее слово при однородных членах предложения.

Ключ к заданию

  • 1, 3, 6.
  • 2 – однородные члены предложения.
  • 4 – вводное слово.
  • 5 – обращение.
  • 7 – обобщающее слово при однородных членах предложения.

 Сложные предложения    Союзные Бессоюзные Сложносочинённые Сложноподчинённые

Сложные предложения

Союзные Бессоюзные

Сложносочинённые Сложноподчинённые

Сложносочинённые предложения  С соединительными союзами : и, да(=и), ни…ни;  С противительными союзами : а, но, да(=но), однако,зато, даже( = зато);  С разделительными союзами : или, либо,  то…то, не то…не то, ли…ли, то ли…то ли;  С сопоставительными союзами : а;  С присоединительными союзами : да и,  также, а также, тоже.

Сложносочинённые предложения

С соединительными союзами : и, да(=и), ни…ни;

С противительными союзами : а, но, да(=но), однако,зато, даже( = зато);

С разделительными союзами : или, либо,

то…то, не то…не то, ли…ли, то ли…то ли;

С сопоставительными союзами : а;

С присоединительными союзами : да и,

также, а также, тоже.

Укажите номера сложносочинённых предложений 1.Погляжу на хибарки , и сердце сжимается. 2.Как будто погасла некая лампочка , некий свет в душе, и стало холодно. 3.Книга великолепна, читать её – большое наслаждение. 4.Было уже темно, и сквозь стекло я не увидел ничего. 5.Девочка подошла к ребёнку и ласково улыбнулась. 6.Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника. 7.Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, крыши домов, траву и деревья.

Укажите номера сложносочинённых предложений

1.Погляжу на хибарки , и сердце сжимается.

2.Как будто погасла некая лампочка , некий свет в душе, и стало холодно.

3.Книга великолепна, читать её – большое наслаждение.

4.Было уже темно, и сквозь стекло я не увидел ничего.

5.Девочка подошла к ребёнку и ласково улыбнулась.

6.Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника.

7.Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, крыши домов, траву и деревья.

Ответ на задание 1 2 3 4

Ответ на задание

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Сложноподчинённые предложения С придаточными определительными  Покажите мне те книги, что лежат на полке. С придаточными изъяснительными  Я сказал мальчикам, что заблудился. С придаточными обстоятельственными  Иди, куда влечёт тебя свободный ум. С придаточными присоединительными  В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.

Сложноподчинённые предложения

  • С придаточными определительными

Покажите мне те книги, что лежат на полке.

  • С придаточными изъяснительными

Я сказал мальчикам, что заблудился.

  • С придаточными обстоятельственными

Иди, куда влечёт тебя свободный ум.

  • С придаточными присоединительными

В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.

Виды обстоятельственных придаточных Образа действия и степени ( как? каким образом? в какой степени? в какой мере?) Места  ( где? куда? откуда?) Времени ( когда? как долго? до каких пор?  с каких пор?) Условия ( при каком условии?) Причины ( почему? отчего?) Цели  ( зачем? c какой целью?) Сравнения ( как что?) Уступки ( несмотря на что? вопреки чему?) Следствия  ( вследствие чего?)

Виды обстоятельственных придаточных

  • Образа действия и степени ( как? каким образом? в какой степени? в какой мере?)
  • Места ( где? куда? откуда?)
  • Времени ( когда? как долго? до каких пор?

с каких пор?)

  • Условия ( при каком условии?)
  • Причины ( почему? отчего?)
  • Цели ( зачем? c какой целью?)
  • Сравнения ( как что?)
  • Уступки ( несмотря на что? вопреки чему?)
  • Следствия ( вследствие чего?)

Спишите, расставляя знаки препинания, определите тип придаточных. 1.Злюсь не так как могли бы вы… 2.Если б я поэтом не был я бы стал бы звездочётом. 3.Завтра забудешь что тебя короновал… 4.В небе вон луна какая молодая что её без спутников и выпускать рискованно! 5.Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. 6.Двери вдруг заляскали будто у гостиницы не попадает зуб на зуб.

Спишите, расставляя знаки препинания, определите тип придаточных.

1.Злюсь не так как могли бы вы…

2.Если б я поэтом не был я бы стал бы звездочётом.

3.Завтра забудешь что тебя короновал…

4.В небе вон луна какая молодая что её без спутников и выпускать рискованно!

5.Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва.

6.Двери вдруг заляскали будто у гостиницы не попадает зуб на зуб.

     Бессоюзные сложные предложения-  это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации.

Бессоюзные сложные предложения-

это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации.

Знаки препинания в БСП Запятая   ( значение перечисления ). Точка с запятой  ( значение перечисления, части более распространены ). Двоеточие  ( вторая часть имеет значение причины, пояснения или изъяснения). Тире  ( первая часть имеет значение времени или условия;  вторая часть имеет значение следствия, результата;  содержание первой части противопоставляется содержанию второй).

Знаки препинания в БСП

  • Запятая

( значение перечисления ).

  • Точка с запятой

( значение перечисления, части более распространены ).

  • Двоеточие

( вторая часть имеет значение причины, пояснения или изъяснения).

  • Тире

( первая часть имеет значение времени или условия;

вторая часть имеет значение следствия, результата;

содержание первой части противопоставляется содержанию второй).

Спишите, расставляя знаки препинания . Буд…шь книги читать буд…шь всё знать. Зяблики прилетели лес ожил. Труд человека кормит лень портит. Заход…шь в лесхоз и сразу чувству…шь попал в особый мир со своими особыми интересами. На кордоне г…рел свет нас ждали. Я за свечку свечка в печку! Я за книжку та бежать. Не умея в руке держать топор дерева не стешешь не зная языка хорошо красиво и просто не напишешь. У просеки Никитич осторожно выглянул из чащи лыжни на просеке ещё не было обогнал.

Спишите, расставляя знаки препинания .

  • Буд…шь книги читать буд…шь всё знать.
  • Зяблики прилетели лес ожил.
  • Труд человека кормит лень портит.
  • Заход…шь в лесхоз и сразу чувству…шь попал в особый мир со своими особыми интересами.
  • На кордоне г…рел свет нас ждали.
  • Я за свечку свечка в печку! Я за книжку та бежать.
  • Не умея в руке держать топор дерева не стешешь не зная языка хорошо красиво и просто не напишешь.
  • У просеки Никитич осторожно выглянул из чащи лыжни на просеке ещё не было обогнал.

Вопросы для повторения На какие группы делятся сложные предложения? Какие предложения называются сложносочинёнными? Как делятся ССП по союзам и значению? Приведите примеры. Какие предложения называются сложноподчинёнными? Какие группы CПП вы знаете? Приведите примеры. Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Вопросы для повторения

  • На какие группы делятся сложные предложения?
  • Какие предложения называются сложносочинёнными?
  • Как делятся ССП по союзам и значению? Приведите примеры.
  • Какие предложения называются сложноподчинёнными?
  • Какие группы CПП вы знаете? Приведите примеры.
  • Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Итоговый тест

1.Какие из следующих утверждений верны?

А. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

В. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации ( без союзов и союзных слов).

2.Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. Разделительным

Г. противительным

3. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чём не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до неё шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

4. Найдите сложноподчинённое предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

5. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

6. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.

7. Допишите CПП, укажите вид придаточного.

А. Узнайте, пожалуйста, …

Б. С тех пор как мы поселились у озера,…

В. Девушка так мило улыбалась,…

Г. Мне нравятся песни,…

8. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.

9. Почему стоит тире в БСП Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

10. Продолжите предложение Юноша говорил мало, чтобы получились предложения следующих типов :

А. простое с однородными членами ( без союзов )

Б. БСП, между частями которого нужно поставить точку с запятой.

В. ССП

Г. CПП с придаточным причины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!