Виды придаточных предложений.
В учебнике «Теория» § 210.
9 класс
Виды придаточных предложений .
Виды придаточных предложений соотносятся с членами предложения .
Вид (значение) придаточного можно определить
по синтаксической роли указательного слова
по вопросу
по союзу (союзному слову)
Основные виды придаточных по значению
Подлежащные
дополнительные. (изъяснительные)
Не забывай о том (о ч ё м?), что ....
Обычно успеха достигает тот
(к т о?), кто ... .
Обстоятельственные
Природу надо беречь (почему?), потому что ...
Ежедневную зарядку делают для того (для чего? с какой целью?), чтобы ... .
На душе весело (когда?), когда ... .
На привал лучше расположиться там (где?), где ....
Сказуемные
Ответ таков
(к а к о в?), каков ....
Определительные
Запоминаются те книги (какие?), которые ....
ВИД ПРИДАТОЧНОГО
ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ ПРИДАТОЧНЫЕ
1. Определительные
Какой? Чей?
2. Дополнительные
Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём?
3.Подлежащные
Кто? Что?
4. Сказуемные
5.Места и времени
Отвечают на вопросы сказуемого
Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
6.Причины
Почему? Отчего?
7.Следствия
Что из этого следует?
8.Образа действия и степени
Как? Каким образом? В какой мере или степени?
9.Сравнения
10.Цели
Как?
Зачем? Для чего? С какой целью?
11.Условия
При каком условии?
12. Уступки
Несмотря на что? Вопреки чему?
Как это делается.
- Находим главное и придаточное.
- От главного ставим вопрос к придаточному или
- Находим союз или союзное слово, или
- Определяем, какую роль в предложении играет указательное слово, если оно есть. По одному из шагов пробуем определить вид придаточного
Наше придаточное дополнительное (изъяснительное)
[Часто мы называем красивым то ], что?
-----
( что соответствует нормам и идеалам нашего времени).
Выполним задание, близкое к экзаменационному.
(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных Мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы — это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко и хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...
(7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. 2)Читали с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл — расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек.
Среди предложений 1—15 найдите сложноподчинённое
с придаточным условия. Запишите номер этого предложения.
Среди предложений 1—15 найдите сложноподчинённые с другими придаточными, определите их вид. Запишите предложения.
(8)Курортники - народ отдохнувший, цепкий. (9)Они обегают все театральные кассы, но билетов нет. (10)Они пытаются через знакомых, через какие-то стародавние связи достать билет, потому что в самом деле немыслимо уехать с Рижского взморья, не побывав в Домском соборе, но, увы, всё впустую.
(11)Толстенные, двухметровые кирпичные стены, стрельчатые двадцатипятиметровые своды, звук голоса и органа тает где-то в вышине, огромные готические окна, украшенные неповторимыми витражами из цветного стекла, суровость и торжественность — такой Домский собор.
(12)В Лондоне в собор Святого Павла каждый год привозили старого, восьмидесятилетнего архитектора, построившего собор, (13)Привозили старика по его же просьбе в день его рождения. (14)Он был настолько слаб, что не мог ни на ногах стоять, ни головы повернуть, но просил, чтобы кресло для него ставили в центре собора, под главным куполом, потому что, говорил он, в этом месте чувствуешь черепом, как струится и полощется высота свода над тобой.
Среди предложений 8—14 найдите сложноподчинённые предложения
с другими придаточными. Запишите номера этого предложения.
Среди предложений 8—14 найдите сложноподчинённое (ые) предложение (ия)
с придаточным причины. Запишите номер этого предложения.
Рефлексивный экран
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…