СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " Вид. Критерии вида"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить понятие вида, его критерии, структуру.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Вид. Критерии вида"»

 Вид.   Критерии вида.

Вид.

Критерии вида.

Задачи урока:   изучить понятие вида, его критерии и структуру.

Задачи урока: изучить понятие вида, его критерии и структуру.

1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это:  а) вид;  б) подвид;  в) порода;  г) сорт.

1. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, – это: а) вид; б) подвид; в) порода; г) сорт.

2 . Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов?  а) Выращиванием растений на удобренных почвах;  б) вегетативным размножением с помощью отводков;  в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками;  г) выращиванием растений на бедных почвах.

2 . Каким путем осуществляется в селекции растений выведение новых сортов? а) Выращиванием растений на удобренных почвах; б) вегетативным размножением с помощью отводков; в) скрещиванием растений различных сортов и последующим отбором потомства с ценными признаками; г) выращиванием растений на бедных почвах.

3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные:  а) человеку;  б) виду;  в) биогеоценозу;  г) породе.

3. При искусственном отборе формируются признаки, полезные: а) человеку; б) виду; в) биогеоценозу; г) породе.

4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:  а) гетерозисом;  б) полиплоидией;  в) мутагенезом;  г) гибридизацией.

4. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют: а) гетерозисом; б) полиплоидией; в) мутагенезом; г) гибридизацией.

5. Явление гетерозиса связано:  а) с новой комбинацией генов;  б) с изменчивостью генов;  в) с модификационной изменчивостью;  г) с хромосомными перестройками.

5. Явление гетерозиса связано: а) с новой комбинацией генов; б) с изменчивостью генов; в) с модификационной изменчивостью; г) с хромосомными перестройками.

6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют:  а) сортом;  б) видом;  в) породой;  г) родом.

6. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют: а) сортом; б) видом; в) породой; г) родом.

7. Чистая линия растений – это потомство:  а) гетерозиготных форм;  б) одной самоопыляющейся особи;  в) межсортового гибрида;  г) двух гетерозиготных особей.

7. Чистая линия растений – это потомство: а) гетерозиготных форм; б) одной самоопыляющейся особи; в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.

8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?  а) Скрещивание и искусственный отбор;  б) естественный отбор;  в) хороший уход за животными, режим их питания;  г) борьба за существование.

8. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных? а) Скрещивание и искусственный отбор; б) естественный отбор; в) хороший уход за животными, режим их питания; г) борьба за существование.

9. Н. И. Вавилов разработал:  а) хромосомную теорию наследственности;  б) эволюционную теорию;  в) гипотезу происхождения жизни;  г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

9. Н. И. Вавилов разработал: а) хромосомную теорию наследственности; б) эволюционную теорию; в) гипотезу происхождения жизни; г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для:  а) закрепления желательных признаков;  б) улучшения признаков;  в) увеличения гетерозиготных форм;  г) отбора наиболее продуктивных животных.

10. Близкородственное скрещивание в селекции животных используют для: а) закрепления желательных признаков; б) улучшения признаков; в) увеличения гетерозиготных форм; г) отбора наиболее продуктивных животных.

   Ответы на тест:    1 – г, 2 – в, 3 – а,  4 – в, 5 – а, 6 – в,  7 – б, 8 – а, 9 – г,  10 – а.

Ответы на тест: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – а, 6 – в, 7 – б, 8 – а, 9 – г, 10 – а.

       Актуализация знаний.    Фронтальная беседа по вопросам

Актуализация знаний. Фронтальная беседа по вопросам

         Задание №1.  Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой

Задание №1. Назовите знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом или школой

           Задание № 2.  В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.  1. Ёж обыкновенный.  2. Лисица обыкновенная.  3. Медведь гималайский.  4. Хомячок джунгарский.  5. Заяц-беляк.  6. Медведь бурый.  7. Хомячок сирийский.  8. Заяц-русак.  9. Ёж ушастый.  10. Лисица обыкновенная.

Задание № 2. В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов. 1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица обыкновенная.

   Задание № 3.  Название этого вида животного. Какое из этих двух слов относится к родовому, а какое к видовому.

Задание № 3. Название этого вида животного. Какое из этих двух слов относится к родовому, а какое к видовому.

                Вывод:  1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.  2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.  3. Сходные виды объединяются в один род.  4. Вид – это основная категория биологической классификации.

Вывод: 1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название. 2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др. 3. Сходные виды объединяются в один род. 4. Вид – это основная категория биологической классификации.

Изучение нового материала.  Вид – совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.   На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.

Изучение нового материала. Видсовокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. На сегодняшний день описано около 1,5 млн видов животных и более полумиллиона видов растений.

 Концепции.  1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная.  2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей.  3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.

Концепции. 1. Карл Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. 2. Т.Б. Ламарк – виды реально не существуют, это чисто умозрительное понятие, изобретенное для того, чтобы легче было рассматривать совокупно большее количество особей. 3. Ч. Дарвин – вид неоднороден, представляет собой систему соподчиненных единиц.

         Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид.  Морфологический критерий. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

Критерии вида – совокупность определенных признаков, позволяющих характеризовать какую-либо группу организмов как вид. Морфологический критерий. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида»

Критерии вида Содержание критерия 1. Морфологический Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида 2. Физиологический Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида) 3. Генетический Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой  структурой (размеры, форма, состав ДНК) 4. Экологический Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования 5. Географический Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом 6. Исторический Общность предков, единая история возникновения  и развития вида

Критерии вида

Содержание критерия

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)

3. Генетический

Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК)

4. Экологический

Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования

5. Географический

Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом

6. Исторический

Общность предков, единая история возникновения и развития вида

СТРУКТУРА ВИДА

СТРУКТУРА ВИДА

           IV. Закрепление изученного материала.  Беседа по вопросам:  1. Что такое вид?  2. Какие критерии вида вам известны?  3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?  4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?  5. Сколько видов обитает на нашей планете?

IV. Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам: 1. Что такое вид? 2. Какие критерии вида вам известны? 3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду? 4. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности? 5. Сколько видов обитает на нашей планете?

         Домашнее задание: § 4.1.

Домашнее задание: § 4.1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!