ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА И ИХ ОПЫТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ .
Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены, …то наибольшую информацию принесло бы утверждение о том, из чего состоит вещество. Р. Фейнман.
Савватеева Светлана Николаевна.
Кемецкая СОШ, Бологовский район,
Тверская область..
Цели и задачи урока.
- Повторить и обобщить знания учащихся о строении вещества.
- Углубить и расширить знания по теме.
- Показать значение фактов, эксперимента, гипотезы при создании теории и использовании теории для объяснения наблюдаемых явлении.
- Развивать умения школьников применять знания по МКТ при решении качественных задач.
- Формировать интерес к теме путем использования исторического материала и показа значения знаний о строении вещества для в практической деятельности человека.
1.Все вещества состоят из частиц ( молекул, атомов, ионов ), ,разделенные промежутками. Косвенные доказательства:
- - дробление веществ; -испарение; -растворение; -расширение и сжатие
- - дробление веществ;
- -испарение;
- -растворение;
- -расширение и сжатие
при Δ t°C или деформации;
- уменьшение объема смеси
- уменьшение объема смеси
воды и спирта.
Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ.
- «… Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем…»
- « Запахи мы обоняем различного рода,
- Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…»
- « И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
- Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
- Видеть, однако нельзя, как влага на нем оседает,
- Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
- Значит дробится вода на такие мельчайшие части,
- Что не доступны они совершенно для нашего взгляда.»
с
94 – 51 годы
до н. э.
Прямые доказательства .
Фотографии отдельных молекул, органических соединений с помощью электронного микроскопа, ионного проектора.
Определение параметров молекул (d, m, v…).
Опыт Бриджмена по просачиванию масла через сталь.
Закон кратности отношений:
N2O: N2O2 :N2O3 ( 1 : 2 : 3 ).
Явление диффузии.
Частицы находятся в непрерывном хаотическом движении .
- Броуновское движение – 1827 г.
- Теория – Эйнштейн -1905 г.
- Опытная проверка – Перрен ( фр. )
Измерение скоростей молекул газа
1920 г.
Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.
Причина – электромагнитное взаимодействие электронов и ядер соседних атомов.
Примеры:
- Слипание свинцовых цилиндриков;
- - смачивание;
- - сопротивление деформации;.
- - плитки Иогансона;
- - малая сжимаемость твердых тел и жидкостей.
Роль молекулярно – кинетической теории в природе, технике .
Питание растений из почвы.
Всасывание питательных веществ через стенки пищеварения в организмах человека и животных.
Цементация .
Быстрое повторение изученного
Проверочный тест.
1 . Как изменяется скорость броуновской частицы при увеличении температуры?
А . Уменьшается. Б. Не изменяется. В. Увеличивается.
2. При ремонте дорог асфальт разогревают. Почему запах асфальта ощущается издалека?
А. Только за счет диффузии частичек асфальта и воздуха.
Б. Только за счет потоков разогретого воздуха.
В. За счет диффузии и скорости потоков воздуха.
3.Какова природа молекулярных сил сцепления и отталкивания?
А. Гравитационная . Б. Электромагнитная.. В. Гравитационная и электромагнитная. В. Нет правильного ответа.
4. Какие факты доказывают, что между молекулами существуют промежутки?
А. Испарение. Б. при сжатии вещества оказывают сопротивление.
В . Беспорядочное движение молекул. Г. Вещества проявляют способность к уменьшению объема при охлаждении , увеличении внешнего давления: проникновение одного вещества в другое.
5 . Какие из перечисленных явлений подтверждают основные положения МКТ?
А . Только броуновское движение. Б. Только диффузия. В. Броуновское движение и
диффузия.
Самопроверка:
1.В 2.В 3.Б 4.Г 5.В
Вопросы и задания.
- Сделать мыльную пленку на кольце Ø 7см. Расположив ее горизонтально, лить тонкую струйку холодной воды. Пленка останется целой. Почему?
- Взять две пробирки, одна должна входить в другую с небольшим зазором. Большую заполнить водой наполовину и вставить в нее другую. Затем опрокинуть их, держа внешнюю пробирку рукой. Из большой пробирки вода постепенно вытекает, а внутренняя втягивается вверх. Почему?
- Из сырого дерева выточили два шара. Поверхность одного из них покрыли спиртовым лаком. Почему шар, поверхность которого не покрывали лаком, через некоторое время растрескался, а шар, покрытый лаком, остался целым?
- Почему когда чертят мелом на классной доске, то частички его остаются на ней?.