СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока в 10 классе по теме " Основные положения молекулярно - кинетической теории строения вещества и их опытное обоснование".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется в качестве наглядного пособия к уроку №1 темы " МКТ идеального газа". Конспект урока каждый учитель составляет себе сам, т. к. каждый педагог уникум и индивидуален. План же урока может быть таким: 1. Вступление ( тема , задачи учащихся на уроке).  2. Объяснение: идеи древних атомистов и их обоснование, прямые доказательства, броуновское движение, диффузия, взаимодействие молекул, роль знаний о строении вещества. 3. Закрепление ( быстрое повторение и решение теста и заданий). 4. Рефлексия.   

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока в 10 классе по теме " Основные положения молекулярно - кинетической теории строения вещества и их опытное обоснование".»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА И ИХ ОПЫТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ . Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены, …то наибольшую информацию принесло бы утверждение о том, из чего состоит вещество. Р. Фейнман. Савватеева Светлана Николаевна. Кемецкая СОШ, Бологовский район, Тверская область..

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МОЛЕКУЛЯРНО – КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВА И ИХ ОПЫТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ .

Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтожены, …то наибольшую информацию принесло бы утверждение о том, из чего состоит вещество. Р. Фейнман.

Савватеева Светлана Николаевна.

Кемецкая СОШ, Бологовский район,

Тверская область..

 Цели и задачи урока. Повторить и обобщить знания учащихся о строении вещества. Углубить и расширить знания по теме. Показать значение фактов, эксперимента, гипотезы при создании теории и использовании теории для объяснения наблюдаемых явлении. Развивать умения школьников применять знания по МКТ при решении качественных задач. Формировать интерес к теме путем использования исторического материала и показа значения знаний о строении вещества для в практической деятельности человека.

Цели и задачи урока.

  • Повторить и обобщить знания учащихся о строении вещества.
  • Углубить и расширить знания по теме.
  • Показать значение фактов, эксперимента, гипотезы при создании теории и использовании теории для объяснения наблюдаемых явлении.
  • Развивать умения школьников применять знания по МКТ при решении качественных задач.
  • Формировать интерес к теме путем использования исторического материала и показа значения знаний о строении вещества для в практической деятельности человека.
1.Все вещества состоят из частиц ( молекул, атомов, ионов ), ,разделенные промежутками.  Косвенные доказательства:   - дробление веществ; -испарение; -растворение; -расширение и сжатие - дробление веществ; -испарение; -растворение; -расширение и сжатие при Δ t°C или деформации;  уменьшение объема смеси уменьшение объема смеси воды и спирта.

1.Все вещества состоят из частиц ( молекул, атомов, ионов ), ,разделенные промежутками. Косвенные доказательства:

  • - дробление веществ; -испарение; -растворение; -расширение и сжатие
  • - дробление веществ;
  • -испарение;
  • -растворение;
  • -расширение и сжатие

при Δ t°C или деформации;

  • уменьшение объема смеси
  • уменьшение объема смеси

воды и спирта.

 Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ.  «… Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем…» « Запахи мы обоняем различного рода, Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…» « И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет; Видеть, однако нельзя, как влага на нем оседает, Как и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит дробится вода на такие мельчайшие части, Что не доступны они совершенно для нашего взгляда.» с  94 – 51 годы  до н. э.

Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ.

  • «… Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь, что существуют тела, которых мы видеть не можем…»
  • « Запахи мы обоняем различного рода,
  • Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают…»
  • « И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
  • Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
  • Видеть, однако нельзя, как влага на нем оседает,
  • Как и не видно того, как она исчезает от зноя.
  • Значит дробится вода на такие мельчайшие части,
  • Что не доступны они совершенно для нашего взгляда.»

с

94 – 51 годы

до н. э.

Прямые доказательства . Фотографии отдельных молекул, органических соединений с помощью электронного микроскопа, ионного проектора. Определение параметров молекул (d, m, v…). Опыт Бриджмена по просачиванию масла через сталь. Закон кратности отношений: N2O: N2O2 :N2O3 ( 1 : 2 : 3 ). Явление диффузии.

Прямые доказательства .

Фотографии отдельных молекул, органических соединений с помощью электронного микроскопа, ионного проектора.

Определение параметров молекул (d, m, v…).

Опыт Бриджмена по просачиванию масла через сталь.

Закон кратности отношений:

N2O: N2O2 :N2O3 ( 1 : 2 : 3 ).

Явление диффузии.

Частицы находятся в непрерывном хаотическом движении . Броуновское движение – 1827 г. Теория – Эйнштейн -1905 г. Опытная проверка – Перрен ( фр. )

Частицы находятся в непрерывном хаотическом движении .

  • Броуновское движение – 1827 г.
  • Теория – Эйнштейн -1905 г.
  • Опытная проверка – Перрен ( фр. )
Измерение скоростей молекул газа 1920 г.

Измерение скоростей молекул газа

1920 г.

Частицы вещества взаимодействуют друг с другом. Причина – электромагнитное взаимодействие электронов и ядер соседних атомов. Примеры: Слипание свинцовых цилиндриков; - смачивание; - сопротивление деформации;. - плитки Иогансона; - малая сжимаемость твердых тел и жидкостей.

Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

Причина – электромагнитное взаимодействие электронов и ядер соседних атомов.

Примеры:

  • Слипание свинцовых цилиндриков;
  • - смачивание;
  • - сопротивление деформации;.
  • - плитки Иогансона;
  • - малая сжимаемость твердых тел и жидкостей.
Роль молекулярно – кинетической теории в природе, технике . Питание растений из почвы. Всасывание питательных веществ через стенки пищеварения в организмах человека и животных. Цементация .

Роль молекулярно – кинетической теории в природе, технике .

Питание растений из почвы.

Всасывание питательных веществ через стенки пищеварения в организмах человека и животных.

Цементация .

Быстрое повторение изученного

Быстрое повторение изученного

 Проверочный тест.  1 . Как изменяется скорость броуновской частицы при увеличении температуры?  А . Уменьшается. Б. Не изменяется. В. Увеличивается.  2. При ремонте дорог асфальт разогревают. Почему запах асфальта ощущается издалека?  А. Только за счет диффузии частичек асфальта и воздуха.  Б. Только за счет потоков разогретого воздуха.  В. За счет диффузии и скорости потоков воздуха.  3.Какова природа молекулярных сил сцепления и отталкивания?  А. Гравитационная . Б. Электромагнитная.. В. Гравитационная и электромагнитная. В. Нет правильного ответа.  4. Какие факты доказывают, что между молекулами существуют промежутки?  А. Испарение. Б. при сжатии вещества оказывают сопротивление.  В . Беспорядочное движение молекул. Г. Вещества проявляют способность к уменьшению объема при охлаждении , увеличении внешнего давления: проникновение одного вещества в другое. 5 . Какие из перечисленных явлений подтверждают основные положения МКТ?  А . Только броуновское движение. Б. Только диффузия. В. Броуновское движение и диффузия.

Проверочный тест.

1 . Как изменяется скорость броуновской частицы при увеличении температуры?

А . Уменьшается. Б. Не изменяется. В. Увеличивается.

2. При ремонте дорог асфальт разогревают. Почему запах асфальта ощущается издалека?

А. Только за счет диффузии частичек асфальта и воздуха.

Б. Только за счет потоков разогретого воздуха.

В. За счет диффузии и скорости потоков воздуха.

3.Какова природа молекулярных сил сцепления и отталкивания?

А. Гравитационная . Б. Электромагнитная.. В. Гравитационная и электромагнитная. В. Нет правильного ответа.

4. Какие факты доказывают, что между молекулами существуют промежутки?

А. Испарение. Б. при сжатии вещества оказывают сопротивление.

В . Беспорядочное движение молекул. Г. Вещества проявляют способность к уменьшению объема при охлаждении , увеличении внешнего давления: проникновение одного вещества в другое.

5 . Какие из перечисленных явлений подтверждают основные положения МКТ?

А . Только броуновское движение. Б. Только диффузия. В. Броуновское движение и

диффузия.

Самопроверка:  1.В 2.В 3.Б 4.Г 5.В

Самопроверка:

1.В 2.В 3.Б 4.Г 5.В

 Вопросы и задания. Сделать мыльную пленку на кольце Ø 7см. Расположив ее горизонтально, лить тонкую струйку холодной воды. Пленка останется целой. Почему? Взять две пробирки, одна должна входить в другую с небольшим зазором. Большую заполнить водой наполовину и вставить в нее другую. Затем опрокинуть их, держа внешнюю пробирку рукой. Из большой пробирки вода постепенно вытекает, а внутренняя втягивается вверх. Почему? Из сырого дерева выточили два шара. Поверхность одного из них покрыли спиртовым лаком. Почему шар, поверхность которого не покрывали лаком, через некоторое время растрескался, а шар, покрытый лаком, остался целым? Почему когда чертят мелом на классной доске, то частички его остаются на ней?.

Вопросы и задания.

  • Сделать мыльную пленку на кольце Ø 7см. Расположив ее горизонтально, лить тонкую струйку холодной воды. Пленка останется целой. Почему?
  • Взять две пробирки, одна должна входить в другую с небольшим зазором. Большую заполнить водой наполовину и вставить в нее другую. Затем опрокинуть их, держа внешнюю пробирку рукой. Из большой пробирки вода постепенно вытекает, а внутренняя втягивается вверх. Почему?
  • Из сырого дерева выточили два шара. Поверхность одного из них покрыли спиртовым лаком. Почему шар, поверхность которого не покрывали лаком, через некоторое время растрескался, а шар, покрытый лаком, остался целым?
  • Почему когда чертят мелом на классной доске, то частички его остаются на ней?.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!