СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по теме "Особенности сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина на примере сказки "Как один мужик двух генералов прокормил"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена уже после проведения урока, так что можно увидеть и результаты, полученные в ходе учебного процесса

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме "Особенности сказок М.Е. Салтыкова- Щедрина на примере сказки "Как один мужик двух генералов прокормил"»

   Бархатова Ирина Анатольевна,  учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №6» г.Югорск 2013

Бархатова

Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №6»

г.Югорск

2013

Тема:  «М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»». Урок литературы в 7 классе,  проведенный по технологии критического мышления

Тема: «М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Особенности сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»».

Урок литературы в 7 классе,

проведенный по технологии

критического мышления

Цель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:  стадия вызова;  стадия осмысления нового материала;  стадия рефлексии.

Цель технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:

  • стадия вызова;
  • стадия осмысления нового материала;
  • стадия рефлексии.
Тип урока: урок формирования новых знаний, первый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (всего по программе В.Я.Коровиной на творчество писателя отведено два урока). Цель урока : создать условия для изучения биографии писателя и знакомства с особенностями творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина на материале сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Тип урока: урок формирования новых знаний, первый урок по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (всего по программе В.Я.Коровиной на творчество писателя отведено два урока).

Цель урока : создать условия для изучения биографии писателя и знакомства с особенностями творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина на материале сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Задачи урока:  обучающая:  обеспечить усвоение учащимися  материала  из  биографии писателя и особенностей его сказок; развивающая: создать условия для развития следующих компетенций - учебно-познавательной  (работать с текстом, анализировать литературное произведение, давать характеристику литературному герою, находить приемы создания сатирического); коммуникативной  (бесконфликтно общаться в группе, высказывать свое мнение, прислушиваться к товарищам, участвовать в беседе, выступать перед классом и др.); воспитательная: работать над формированием наблюдательности, трудолюбия, чувства собственного достоинства на материале сказки.

Задачи урока:

обучающая: обеспечить усвоение учащимися материала из биографии писателя и особенностей его сказок;

развивающая: создать условия для развития следующих компетенций - учебно-познавательной (работать с текстом, анализировать литературное произведение, давать характеристику литературному герою, находить приемы создания сатирического); коммуникативной (бесконфликтно общаться в группе, высказывать свое мнение, прислушиваться к товарищам, участвовать в беседе, выступать перед классом и др.);

воспитательная: работать над формированием наблюдательности, трудолюбия, чувства собственного достоинства на материале сказки.

 Формы организации познавательной деятельности:  а) фронтальная ( задает всем одинаковую последовательность операций и вовлекает в работу всех учащихся в соответствии с их возможностями );  б) групповая ( группы подобраны по комплексу психолого-педагогических признаков, что обеспечивает результативность и творческую успешность каждого участника);  в) индивидуальная ( реализуется при работе с текстом, в диалогах внутри групп, а также во время контроля).

Формы организации познавательной деятельности:

а) фронтальная ( задает всем одинаковую последовательность операций и вовлекает в работу всех учащихся в соответствии с их возможностями );

б) групповая ( группы подобраны по комплексу психолого-педагогических признаков, что обеспечивает результативность и творческую успешность каждого участника);

в) индивидуальная ( реализуется при работе с текстом, в диалогах внутри групп, а также во время контроля).

Методы организации познавательной деятельности  ( по уровню активности познавательной деятельности):  а) словесный ( вступительное  и заключительное слово, беседа, выступления учащихся) ;  б) практический ( работа с учебником, составление кластеров, таблицы);  в) частично-поисковый ( прочтение сказки с целью анализа средств художественной выразительности, определения жанровых особенностей, отбора материала для характеристик генералов и мужика и др.)  г) метод самостоятельной работы

Методы организации познавательной деятельности

( по уровню активности познавательной деятельности):

а) словесный ( вступительное и заключительное слово, беседа, выступления учащихся) ;

б) практический ( работа с учебником, составление кластеров, таблицы);

в) частично-поисковый ( прочтение сказки с целью анализа средств художественной выразительности, определения жанровых особенностей, отбора материала для характеристик генералов и мужика и др.)

г) метод самостоятельной работы

Структура урока: Оргмомент ( приветствие, проверка готовности учащихся к уроку) – 1 мин. Стадия вызова (пробуждение интереса к предмету изучения) - 5 мин. Стадия осмысления (осмысление материала во время работы над ним) - 24 мин. Валеологическая пауза – 1 мин. 3.Стадия рефлексии (обобщение материала, подведение итогов) – 9 мин.

Структура урока:

Оргмомент ( приветствие, проверка готовности учащихся к уроку) – 1 мин.

  • Стадия вызова (пробуждение интереса к предмету изучения) - 5 мин.
  • Стадия осмысления (осмысление материала во время работы над ним) - 24 мин.

Валеологическая пауза – 1 мин.

3.Стадия рефлексии (обобщение материала, подведение итогов) – 9 мин.

Ход урока: Оргмомент – приветствие, настрой класса на активную, плодотворную работу. I. Стадия вызова Задачи стадии вызова : актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; помочь учащимся самим определить направления в изучении темы.  У чащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока.

Ход урока:

Оргмомент – приветствие, настрой класса на активную, плодотворную работу.

I. Стадия вызова

Задачи стадии вызова :

  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
  • пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
  • помочь учащимся самим определить направления в изучении темы.

У чащиеся отвечают на два вопроса, ставят перед собой задачи урока.

Первый вопрос:  Что знаем по теме урока?   Учащиеся прочитали сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (опережающее домашнее задание); знакомы с определением жанра “сказка”, с понятиями “сатира” и “юмор”.

Первый вопрос:

  • Что знаем по теме урока?

Учащиеся прочитали сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (опережающее домашнее задание); знакомы с определением жанра “сказка”, с понятиями “сатира” и “юмор”.

 Второй вопрос:  Что должны узнать на уроке, чему научиться?  Должны познакомиться с биографией Салтыкова-Щедрина; определить особенности сказки “ Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”; научиться делать анализ текста, находить жанровые особенности и своеобразие языка сказки, составлять характеристику героев.

Второй вопрос:

  • Что должны узнать на уроке, чему научиться?

Должны познакомиться с биографией Салтыкова-Щедрина; определить особенности сказки “ Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”; научиться делать анализ текста, находить жанровые особенности и своеобразие языка сказки, составлять характеристику героев.

II. Стадия осмысления Эта стадия позволяет ученику:  получить новую информацию, осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями; найти ответы на вопросы, поставленные в первой части. На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировка с использованием значков

II. Стадия осмысления

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • найти ответы на вопросы, поставленные в первой части.

На стадии осмысления происходит непосредственная работа с текстом - чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировка с использованием значков "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа), составление кластеров, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные сведения.

Чтение статьи учебника о писателе и его творчестве Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки на полях:  + - основной материал  - - не понял  ? - удивило  (форма работы – индивидуальная)
  • Чтение статьи учебника о писателе и его творчестве Читая текст, учащиеся делают карандашом пометки на полях: + - основной материал - - не понял ? - удивило

(форма работы – индивидуальная)

2 . Беседа по прочитанному: Что было непонятно?    Что удивило?    Что уже знали о писателе?    Что узнали о Салтыкове-Щедрине нового? (форма работы – фронтальная)

2 . Беседа по прочитанному:

  • Что было непонятно?
  • Что удивило?
  • Что уже знали о писателе?
  • Что узнали о Салтыкове-Щедрине нового?

(форма работы – фронтальная)

В процессе беседы учащиеся составляют кластеры:     (Форма работы – групповая)

В процессе беседы учащиеся составляют кластеры:

(Форма работы – групповая)

 3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: (беседа, форма работы – фронтальная) - Вспомним сюжет сказки. - Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров? (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад) - Кто герои сказки? - Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают? - Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, в каком изобразил их сатирик? Какие приемы при этом используются? (Гипербола, гротеск)

3. Анализ текста сказки “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:

(беседа, форма работы – фронтальная)

- Вспомним сюжет сказки.

- Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров? (Робинзон Крузо. Но он превратил остров в цветущий сад)

- Кто герои сказки?

- Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

- Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, в каком изобразил их сатирик? Какие приемы при этом используются? (Гипербола, гротеск)

Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какие приемы при этом использовал автор? (Гипербола, гротеск) Приведите еще подобные примеры в тексте. ( «суп варил в пригоршне», «полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно его проглотил…» и др.)  Для чего нужны эти приемы? ( На гротеске строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки).      Генералы  неприспособленность глупость невежественность тунеядство никчемность несправедливость жадность пустота
  • Каков мужик? Зачитаем его описание. Какими качествами он обладает? Какие приемы при этом использовал автор? (Гипербола, гротеск)
  • Приведите еще подобные примеры в тексте.

( «суп варил в пригоршне», «полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно его проглотил…» и др.)

  • Для чего нужны эти приемы?

( На гротеске строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки).

Генералы

неприспособленность

глупость

невежественность

тунеядство

никчемность

несправедливость

жадность

пустота

Рассмотрим таблицу:      Генералы  неприспособленность Мужик  глупость приспособленность невежественность тунеядство ловкость никчемность находчивость трудолюбие несправедливость талант жадность рабская покорность пустота безропотность Генералы  неприспособленность глупость невежественность тунеядство никчемность несправедливость жадность пустота

Рассмотрим таблицу:

Генералы

неприспособленность

Мужик

глупость

приспособленность

невежественность

тунеядство

ловкость

никчемность

находчивость

трудолюбие

несправедливость

талант

жадность

рабская покорность

пустота

безропотность

Генералы

неприспособленность

глупость

невежественность

тунеядство

никчемность

несправедливость

жадность

пустота

     Генералы  неприспособленность глупость невежественность тунеядство никчемность несправедливость жадность пустота - Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

Генералы

неприспособленность

глупость

невежественность

тунеядство

никчемность

несправедливость

жадность

пустота

- Что лежит в основе этого сравнения, какой прием? (Антитеза)

- Как генералы относятся к мужику? - Как автор относится к своим героям? - Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?      Генералы  неприспособленность глупость невежественность тунеядство никчемность несправедливость жадность пустота Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть, о талантливом народе. Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов, а в их лице - и существующий строй.

- Как генералы относятся к мужику?

- Как автор относится к своим героям?

- Читая сказку, мы смеемся, но смех бывает разный: юмористический (веселый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в “Повести…”?

Генералы

неприспособленность

глупость

невежественность

тунеядство

никчемность

несправедливость

жадность

пустота

Мы слышим горький, обличительный смех писателя, разоблачающий не только злополучных генералов, но и департамент, в котором они служили, редакцию газеты “ Московские ведомости” и мужика, который, не сопротивляясь, выполняет все прихоти генералов. С болью Салтыков-Щедрин говорит о мужике – то есть, о талантливом народе.

Цель его сатиры - разоблачить глупость, невежество, тупость генералов, а в их лице - и существующий строй.

- Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)  4. Работа в группах над заполнением таблицы:      Генералы  неприспособленность глупость невежественность тунеядство никчемность несправедливость жадность пустота Какие черты народных сказок использовал Салтыков-Щедрин в “Повести …”? Сказочный зачин Устойчивые  сказочные выражения Элементы  реальной жизни Фантастические  события Беседа по таблице, проверка.

- Прямо ли об этом говорит автор? Как называется такой прием? (Иносказание, Эзопов язык)

4. Работа в группах над заполнением таблицы:

Генералы

неприспособленность

глупость

невежественность

тунеядство

никчемность

несправедливость

жадность

пустота

Какие черты народных сказок использовал Салтыков-Щедрин в “Повести …”?

Сказочный зачин

Устойчивые сказочные выражения

Элементы реальной жизни

Фантастические события

Беседа по таблице, проверка.

В процессе беседы учащиеся составляют кластер «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина»:

В процессе беседы учащиеся составляют кластер «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина»:

Валеологическая пауза     (предполагает выполнение дыхательной гимнастики или гимнастики для глаз)

Валеологическая пауза

(предполагает выполнение дыхательной гимнастики или гимнастики для глаз)

III стадия – стадия  рефлексии       Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

III стадия – стадия рефлексии

Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры : -Что должны были узнать? Что узнали?  Кто такой Салтыков-Щедрин? - Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

1. Подведение итогов с опорой на составленные кластеры :

-Что должны были узнать?

  • Что узнали?
  • Кто такой Салтыков-Щедрин?

- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина?

2.  Прием “верное - неверное утверждение” (контроль) “ Права ли я?” Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей? Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль? Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев? Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни? Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех. (форма работы – индивидуальная)

2. Прием “верное - неверное утверждение” (контроль)

“ Права ли я?”

Я утверждаю…что сказки Салтыкова-Щедрина написаны только для детей?

Я утверждаю…что в его сказках используется только разговорный стиль?

Я утверждаю, …что Салтыков-Щедрин прямо указывает на недостатки своих героев?

Я утверждаю, … что в сказках Салтыкова-Щедрина используются черты народных сказок и элементы реальной жизни?

Я утверждаю, …что в этих сказках используется добрый авторский смех.

(форма работы – индивидуальная)

 3. Составление синквейна : Первая группа - «Мужик»  Мужик. Огромный, но безвольный.  Заботится, подчиняется, преклоняется.  Сплел веревку, чтобы его привязали.  Раболепство.  (форма работы – групповая)

3. Составление синквейна :

Первая группа - «Мужик»

Мужик.

Огромный, но безвольный. Заботится, подчиняется, преклоняется. Сплел веревку, чтобы его привязали. Раболепство.

(форма работы – групповая)

Вторая группа - «Генералы»  Генералы. Невежественные, ленивые.  Ничего не могут, не умеют, не знают.  Думали, что «булки в том самом виде родятся».  Никчемность!  (форма работы – групповая)

Вторая группа - «Генералы»

Генералы.

Невежественные, ленивые. Ничего не могут, не умеют, не знают. Думали, что «булки в том самом виде родятся». Никчемность!

(форма работы – групповая)

Третья группа - «Каков смех у Щедрина?»  Смех. Обличительный, горький.  Осуждает, поучает, разоблачает.  Борется с недостатками.  Исправляйся!  (форма работы – групповая)

Третья группа - «Каков смех у Щедрина?»

Смех.

Обличительный, горький. Осуждает, поучает, разоблачает. Борется с недостатками. Исправляйся!

(форма работы – групповая)

Итог урока: - Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло? - Были ли трудности в групповом взаимодействии? Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным на уроке? Оценивание работы на уроке (самооценка) 1.Я понял учебный материал (+,-). 2. Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы (+,-). 3. Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников (+,-). 4. Я дополнял ответы учащихся (+,-). 5. Я успешно применял полученные знания на уроке (+,-).

Итог урока:

- Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?

- Были ли трудности в групповом взаимодействии?

  • Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным на уроке?

Оценивание работы на уроке (самооценка)

1.Я понял учебный материал (+,-).

2. Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы (+,-).

3. Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников (+,-).

4. Я дополнял ответы учащихся (+,-).

5. Я успешно применял полученные знания на уроке (+,-).

      Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину (по желанию), остальным – прочитать сказку «Дикий помещик», приготовить пересказ.

Домашнее задание: сочинить сказку, подобную Салтыкову-Щедрину (по желанию), остальным – прочитать сказку «Дикий помещик», приготовить пересказ.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!