СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой полностью данный по порядку урок по рассказу. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся в группах, работа с текстом рассказа, а также дана авторская ОСК. Даны задания по группам и ответы на эти задания. Презентация может пригодиться и для подготовки к своему уроку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор"»

Подготовила учитель литературы МОУ СОШ №5 Дорофеева Людмила Михайловна.

Подготовила учитель литературы МОУ СОШ №5 Дорофеева Людмила Михайловна.

Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Урок по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы; Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы; Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы; Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы; Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы; Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста; Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное); Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения; Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство; Формирование читательских интересов.
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.
Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-  янии равнодушию».  А что вы знаете о Солженицыне?
  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?

Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».  А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас? * Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…
  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…

Часто о Солженицыне говорят, как об авторе одной книги – «Архипелаг ГУЛАГ». Но у него есть и произведения малого жанра, хотя к рассказам Солженицын обращался нечасто, «для художественного удовольствия». О его рассказе «Матрёнин двор», который вы прочитали самостоятельно, мы будем говорить сегодня. Чтобы узнать, как создавался этот рассказ, воспользуемся опорной схемой.
  • Часто о Солженицыне говорят, как об авторе одной книги – «Архипелаг ГУЛАГ». Но у него есть и произведения малого жанра, хотя к рассказам Солженицын обращался нечасто, «для художественного удовольствия». О его рассказе «Матрёнин двор», который вы прочитали самостоятельно, мы будем говорить сегодня. Чтобы узнать, как создавался этот рассказ, воспользуемся опорной схемой.
«Деревенская проза» 20 века. 1953 год 1956 год «Матрёнин двор»  1963 «Новый мир». «Не стоит село без праведника» Матрёнин двор – Матрёнин мир – Особый мир праведника «Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности». «Крестьянская поэзия» 19 века  (Некрасов)

«Деревенская проза» 20 века.

1953 год

1956 год

«Матрёнин двор»

  • 1963

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)

Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др. В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской. Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир». Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.
  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.
Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна . С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ. Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.
  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна . С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.
Самостоятельная работа с текстом.

Самостоятельная работа с текстом.

    Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие. 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.  2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.  3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.
    • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
    • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

    2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

    3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.

        Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте. Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.
        • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
        • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.
          Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали? Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.
          • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
          • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.
          В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления? Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.
          • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
          • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.
          Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват? Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.
          • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
          • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.
            Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну? Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.
            • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
            • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.
              Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына? Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Чему учит нас этот рассказ? Какими словами мы можем озаглавить наш урок? Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.
              • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
              • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
              • Чему учит нас этот рассказ?
              • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
              • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.
               О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?  1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.  2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.  3. Речь автора, использование им исконно русских и диалектных слов и выражений.  4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».

              О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

              1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

              2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

              3. Речь автора, использование им исконно русских и диалектных слов и выражений.

              4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».


                Скачать

                Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

                Вебинар для учителей

                Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!