СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Тема «Класс однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных» 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Знать представителей и характерные признаки семейства Лилейные. Значение в жизни человека и в природе.

Задачи:

 -образовательная: изучить характерные особенности  семейства Лилейные на примере        некоторых видов растений. Научить определять растения семейства Лилейные.

-развивающая: развивать умение учащихся делать выводы, ставить цели к уроку, умение работать с дополнительной литературой, раздаточным материалом, обобщать и анализировать информацию, используя личный опыт, впечатления.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Тема «Класс однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных» 6 класс»

Тема «Класс однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных»  6 класс Учитель биологии МБОУ СШ №17 Н.Ф. Неверова Г.Димитровград Ульяновской области Источник: Википедия - https:ru.wikipedia.org Видеоуроки - http://interneturok.ru/ Интернет картинки

Тема «Класс однодольные растения, характерные признаки растений, семейства Лилейных» 6 класс

Учитель биологии МБОУ СШ №17

Н.Ф. Неверова

Г.Димитровград Ульяновской области

Источник:

Википедия - https:ru.wikipedia.org

Видеоуроки - http://interneturok.ru/

Интернет картинки

Семейство однодольных растений порядка Лилиецветные. Представители семейства распространены почти по всему земному шару; для них характерны длинные линейные листья и образование запасающих органов - корневищ, луковиц и клубнелуковиц. Многие виды - популярные декоративные красивоцветущие растения. Весной, когда еще не весь снег растаял, начинают появляться белые подснежники и нежно-голубые пролески... Первые цветы после холодной зимы, за что их и прозвали первоцветами. Затем появляется нежная хохлатка – с маленькими фиолетовыми цветочками-ротиками, гусиный лук – желтенькие звездочки, покрывающие землю. Потом, когда потеплеет, просыпаются ландыши и тюльпаны. Все эти замечательные цветы относятся к семейству лилейных растений, с которым мы сейчас и познакомимся. хохлатка подснежники гусиный лук ландыши  тюльпаны

Семейство однодольных растений порядка Лилиецветные. Представители семейства распространены почти по всему земному шару; для них характерны длинные линейные листья и образование запасающих органов - корневищ, луковиц и клубнелуковиц. Многие виды - популярные декоративные красивоцветущие растения.

Весной, когда еще не весь снег растаял, начинают появляться белые подснежники и нежно-голубые пролески... Первые цветы после холодной зимы, за что их и прозвали первоцветами. Затем появляется нежная хохлатка – с маленькими фиолетовыми цветочками-ротиками, гусиный лук – желтенькие звездочки, покрывающие землю. Потом, когда потеплеет, просыпаются ландыши и тюльпаны. Все эти замечательные цветы относятся к семейству лилейных растений, с которым мы сейчас и познакомимся.

хохлатка

подснежники

гусиный лук

ландыши

тюльпаны

Овощ­ные куль­ту­ры: лук, чеснок . Ро­ди­на ого­род­но­го лука – Китай и сред­няя Азия. Под­зем­ная часть – ви­до­из­ме­нен­ный побег – лу­ко­ви­ца, и при­да­точ­ные корни. Цвет­ки со­бра­ны в ша­ро­вид­ное со­цве­тие. Плод – ко­ро­боч­ка. Рез­кий запах лука обу­слов­лен оби­ли­ем эфир­ных масел. Со­дер­жит много са­ха­ров, вкус ко­то­рых пе­ре­кры­ва­ют эфир­ные масла.

Овощ­ные куль­ту­ры: лук, чеснок .

  • Ро­ди­на ого­род­но­го лука – Китай и сред­няя Азия. Под­зем­ная часть – ви­до­из­ме­нен­ный побег – лу­ко­ви­ца, и при­да­точ­ные корни. Цвет­ки со­бра­ны в ша­ро­вид­ное со­цве­тие. Плод – ко­ро­боч­ка.
  • Рез­кий запах лука обу­слов­лен оби­ли­ем эфир­ных масел. Со­дер­жит много са­ха­ров, вкус ко­то­рых пе­ре­кры­ва­ют эфир­ные масла.
Ядо­ви­тые и ле­кар­ствен­ные: лан­дыш май­ский, во­ро­ний глаз.   Лан­дыш май­ский. Травянистое многолетнее растение 15—30 см высотой. Подземное корневище горизонтальное ползучее, не толще гусиного пера, несёт близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле. Корни мелкие, многочисленные, мочковатые небольших низовых листьев, полускрытых в земле. Плод — оранжево-красная шаровидная ягода Во­ро­ний глаз. Многолетник высотой до 40 см с ползучим корневищем. Листорасположение мутовчатое. В отличие от большинства однодольных, жилкование листа у вороньего глаза сетчатое

Ядо­ви­тые и ле­кар­ствен­ные: лан­дыш май­ский, во­ро­ний глаз.

Лан­дыш май­ский. Травянистое многолетнее растение 15—30 см высотой. Подземное корневище горизонтальное ползучее, не толще гусиного пера, несёт близ верхушки несколько бледных небольших низовых листьев, полускрытых в земле. Корни мелкие, многочисленные, мочковатые небольших низовых листьев, полускрытых в земле. Плод — оранжево-красная шаровидная ягода

Во­ро­ний глаз. Многолетник высотой до 40 см с ползучим корневищем.

Листорасположение мутовчатое. В отличие от большинства однодольных, жилкование листа у вороньего глаза сетчатое

Де­ко­ра­тив­ные: лилия, ги­а­цинт, про­лес­ка, тюль­пан.

Де­ко­ра­тив­ные: лилия, ги­а­цинт, про­лес­ка, тюль­пан.

Де­ко­ра­тив­ное зна­че­ние в по­ме­ще­нии – алоэ,  дра­це­на.

Де­ко­ра­тив­ное зна­че­ние в по­ме­ще­нии – алоэ, дра­це­на.

Общие сведения Ли­лей­ные од­но­доль­ные рас­те­ния. За­ро­дыш имеет 1 се­мя­до­лю. Жил­ко­ва­ние ли­стьев ду­го­вое или па­рал­лель­ное. Ли­стья си­дя­чие, рас­по­ло­же­ны по­оче­ред­но или ро­зет­кой. Кор­не­вая си­сте­ма моч­ко­ва­тая. Око­ло­цвет­ник про­стой Боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей – од­но­лет­ние травы, имеют кор­не­ви­ще или лу­ко­ви­цу

Общие сведения

Ли­лей­ные од­но­доль­ные рас­те­ния. За­ро­дыш имеет 1 се­мя­до­лю.

Жил­ко­ва­ние ли­стьев ду­го­вое или па­рал­лель­ное. Ли­стья си­дя­чие, рас­по­ло­же­ны по­оче­ред­но или ро­зет­кой.

Кор­не­вая си­сте­ма моч­ко­ва­тая.

Око­ло­цвет­ник про­стой

Боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей – од­но­лет­ние травы, имеют кор­не­ви­ще или лу­ко­ви­цу

Строение цветка лилейных Стро­е­ние цвет­ка ли­лей­ных Фор­му­ла цвет­ка ли­лей­ных Соцветие – кисть Цве­ток тюль­па­на Цвет­ки имеют про­стой око­ло­цвет­ник, 6 ле­пест­ков, рас­по­ло­жен­ных в 2 слоя, 6 ты­чи­нок, 1 пе­стик. Пра­виль­ные. Со­цве­тие – кисть (лан­дыш).

Строение цветка лилейных

Стро­е­ние цвет­ка ли­лей­ных

Фор­му­ла цвет­ка ли­лей­ных

Соцветие – кисть

Цве­ток тюль­па­на

Цвет­ки имеют про­стой око­ло­цвет­ник, 6 ле­пест­ков, рас­по­ло­жен­ных в 2 слоя, 6 ты­чи­нок, 1 пе­стик. Пра­виль­ные.

Со­цве­тие – кисть (лан­дыш).

Плоды лилейных Плоды – сухие ко­ро­боч­ки, рас­кры­ва­ют­ся 3 створ­ка­ми (тюль­пан), ягоды (лан­дыш). Плод тюль­па­на Плод ландыша

Плоды лилейных

  • Плоды – сухие ко­ро­боч­ки, рас­кры­ва­ют­ся 3 створ­ка­ми (тюль­пан), ягоды (лан­дыш).

Плод тюль­па­на

Плод ландыша

 Значение лилейных Овощ­ные куль­ту­ры: лук, чес­нок. Ядо­ви­тые и ле­кар­ствен­ные: лан­дыш май­ский, во­ро­ний глаз. Де­ко­ра­тив­ные: лилия, ги­а­цинт, про­лес­ка, тюль­пан. Де­ко­ра­тив­ное зна­че­ние в по­ме­ще­нии – алоэ, дра­це­на. Ро­ди­на ого­род­но­го лука – Китай и сред­няя Азия. Под­зем­ная часть – ви­до­из­ме­нен­ный побег – лу­ко­ви­ца, и при­да­точ­ные корни. Цвет­ки со­бра­ны в ша­ро­вид­ное со­цве­тие. Плод – ко­ро­боч­ка. Рез­кий запах лука обу­слов­лен оби­ли­ем эфир­ных масел. Со­дер­жит много са­ха­ров, вкус ко­то­рых пе­ре­кры­ва­ют эфир­ные масла.

Значение лилейных

  • Овощ­ные куль­ту­ры: лук, чес­нок.
  • Ядо­ви­тые и ле­кар­ствен­ные: лан­дыш май­ский, во­ро­ний глаз.
  • Де­ко­ра­тив­ные: лилия, ги­а­цинт, про­лес­ка, тюль­пан.
  • Де­ко­ра­тив­ное зна­че­ние в по­ме­ще­нии – алоэ, дра­це­на.
  • Ро­ди­на ого­род­но­го лука – Китай и сред­няя Азия. Под­зем­ная часть – ви­до­из­ме­нен­ный побег – лу­ко­ви­ца, и при­да­точ­ные корни. Цвет­ки со­бра­ны в ша­ро­вид­ное со­цве­тие. Плод – ко­ро­боч­ка.
  • Рез­кий запах лука обу­слов­лен оби­ли­ем эфир­ных масел. Со­дер­жит много са­ха­ров, вкус ко­то­рых пе­ре­кры­ва­ют эфир­ные масла.
Объем семейства лилейные Со­став этого се­мей­ства неод­но­крат­но пе­ре­смат­ри­вал­ся уче­ны­ми. По­это­му неко­то­рые рас­те­ния боль­ше не вхо­дят в со­став этого се­мей­ства. Это ага­во­вые, лу­ко­вые, ама­рил­ли­со­вые, спар­же­вые, лан­ды­ше­вые и ги­а­цин­то­вые. В Аме­ри­ке люди вы­ра­щи­ва­ют агавы, как сель­ско­хо­зяй­ствен­ные куль­ту­ры. Их ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния проч­ных во­ло­кон. Из них из­на­чаль­но из­го­тав­ли­ва­лась джин­со­вая ткань. По­бе­ги спар­жи и сми­лак­са ис­поль­зу­ют в пищу.

Объем семейства лилейные

  • Со­став этого се­мей­ства неод­но­крат­но пе­ре­смат­ри­вал­ся уче­ны­ми. По­это­му неко­то­рые рас­те­ния боль­ше не вхо­дят в со­став этого се­мей­ства. Это ага­во­вые, лу­ко­вые, ама­рил­ли­со­вые, спар­же­вые, лан­ды­ше­вые и ги­а­цин­то­вые.
  • В Аме­ри­ке люди вы­ра­щи­ва­ют агавы, как сель­ско­хо­зяй­ствен­ные куль­ту­ры. Их ис­поль­зу­ют для по­лу­че­ния проч­ных во­ло­кон. Из них из­на­чаль­но из­го­тав­ли­ва­лась джин­со­вая ткань.
  • По­бе­ги спар­жи и сми­лак­са ис­поль­зу­ют в пищу.
 Практически важные лилейные Лук и чес­нок бо­га­ты фи­тон­ци­да­ми – ле­ту­чи­ми ве­ще­ства­ми, ко­то­рые угне­та­ют дру­гие живые ор­га­низ­мы, в осо­бен­но­сти, бак­те­рии. По­это­му их ис­поль­зу­ют в на­род­ной ме­ди­цине. Лан­ды­ши со­дер­жат ве­ще­ства, вли­я­ю­щие на сер­деч­ную де­я­тель­ность че­ло­ве­ка.

Практически важные лилейные

  • Лук и чес­нок бо­га­ты фи­тон­ци­да­ми – ле­ту­чи­ми ве­ще­ства­ми, ко­то­рые угне­та­ют дру­гие живые ор­га­низ­мы, в осо­бен­но­сти, бак­те­рии. По­это­му их ис­поль­зу­ют в на­род­ной ме­ди­цине.
  • Лан­ды­ши со­дер­жат ве­ще­ства, вли­я­ю­щие на сер­деч­ную де­я­тель­ность че­ло­ве­ка.
Итоги урока Назовем соцветие, характерное для лилейных растений Для лилейных растений характерно соцветие кисть Вспомним, что представляет собой соцветие кисть Кисть представляет собой соцветие, у которого от общей оси отходят цветки, расположенные на хорошо выраженных цветоножках Зная, как устроена кисть, выберем ее схематическое изображение 3 4 5 2 1

Итоги урока

Назовем соцветие, характерное для лилейных растений

Для лилейных растений характерно соцветие кисть

Вспомним, что представляет собой соцветие кисть

Кисть представляет собой соцветие, у которого от общей оси отходят цветки, расположенные на хорошо выраженных цветоножках

Зная, как устроена кисть, выберем ее схематическое изображение

3

4

5

2

1

Установим, каким образом устроена корневая система лилейных растений У лилейных главный корень не имеет главного преобладания Дадим название корневой системе, у которой главный корень не имеет явного преобладания Моч­ко­ва­тая.

Установим, каким образом устроена корневая система лилейных растений

У лилейных главный корень не имеет главного преобладания

Дадим название корневой системе, у которой главный корень не имеет явного преобладания

Моч­ко­ва­тая.

Внимательно рассмотрите рисунок . Какое свойство этого растения позволяет использовать его в народной медицине? Выберем свойство лука 1.Снижает артериальное давление 2.Способствует росту мышц 3.Уничтожает бактерии 4.Повышает умственную активность Выясним причину такого свойства лука 1.Причина не известна 2.Живые организмы тонут в его соке 3.Сок лука содержит токсины 4.Он выделяет летучие вещества – фитонциды

Внимательно рассмотрите рисунок .

Какое свойство этого растения позволяет использовать его в народной медицине?

Выберем свойство лука

1.Снижает артериальное давление

2.Способствует росту мышц

3.Уничтожает бактерии

4.Повышает умственную активность

Выясним причину такого свойства лука

1.Причина не известна

2.Живые организмы тонут в его соке

3.Сок лука содержит токсины

4.Он выделяет летучие вещества – фитонциды

До­маш­нее за­да­ние 1.Какая фор­му­ла цвет­ка ха­рак­тер­на для ли­лей­ных рас­те­ний? 2.Какое зна­че­ние имеют ли­лей­ные рас­те­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры. 3.Узнай­те, какие еще рас­те­ния, кроме чес­но­ка и лука, со­дер­жат фи­тон­ци­ды. Как че­ло­век ис­поль­зу­ет их свой­ства? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!

До­маш­нее за­да­ние

1.Какая фор­му­ла цвет­ка ха­рак­тер­на для ли­лей­ных рас­те­ний?

2.Какое зна­че­ние имеют ли­лей­ные рас­те­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры.

3.Узнай­те, какие еще рас­те­ния, кроме чес­но­ка и лука, со­дер­жат фи­тон­ци­ды. Как че­ло­век ис­поль­зу­ет их свой­ства?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЯ!


Скачать

© 2017 2748 32

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!