СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Тема: «Архитектурный театр» Москвы.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы: Баженов В.И., Казаков М.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Тема: «Архитектурный театр» Москвы.»

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось…


А.С.Пушкин «Евгений Онегин»



Тема: Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы: Баженов В.И., Казаков М.Ф.



Цели:

1. Сформировать представление об особенностях классицизма в России.

2. Познакомить с творчеством русских архитекторов Баженова В.И., Казакова М.Ф.

3.Формировать навыки анализа архитектурного сооружения


Урок:


Основные термины:

1.Аркада (от франц. Arcade) – ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяется при устройстве открытых галерей.

2. Балюстрада (франц. balustrade) – ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами.

3. Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.

4. Бельведер (итал. Belvedere, букв. – прекрасный вид): надстройка над зданием, обычно круглая в плане; павильон, беседка на возвышенном месте; название некоторых дворцов, расположенных в живописном природном окружении (например, в Ватикане).

5. Галерея (франц. galerie, от итал. galleria): длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка) название художественных музеев, преимущественно картинных галерей.

6.Капитель(от позднелат. сapitellum – головка) – пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и других расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, например, в пилястре).

Известны в зодчестве Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей: дорическая, ионическая, коринфская (см. подробнее: Ордера архитектурные). Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической, древнерусской архитектуре, архитектуре Армении, Грузии, Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей.

7.Карниз (нем. Karnies; первоисточник: греч. korwniV - заключение, конец) – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение.

8.Лепнина– рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов.

9.Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.

10.Портик(от лат. porticus) – ряд колонн, объединенных аттиком и фронтоном (или только аттиком), помещенный перед фасадом здания. Ордерные формы портиков возникли и получили распространение в античной архитектуре Греции и Рима, широко использовались в архитектуре классицизма.

11.Пилястра, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.

12.Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы.

13. Флигель (от нем. Flugel, основное значение - крыло) – вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы, функционально и композиционно подчиненная ее главному сооружению.

14.Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу

.Ротонда (итал. rotonda, от лат. rotundus - круглый) – центрическое сооружение, круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.


Тема: Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Архитектурный театр» Москвы: Баженов В.И., Казаков М.Ф.


Какими же историческими причинами обусловлено своеобразие классицизма в России?

Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Своеобразие развитию искусства в России придавали особенности исторического процесса. Петровская эпоха знаменовала собой стремительный рывок в историческом развитии. XVIII и начало XIX века стали для нашей страны временем укрепления национального государства, где абсолютная монархия соседствовала с зарождением капитализма. Русскому классицизму была свойственна не только монархическая, но и общенациональная гражданская направленность. Просветительские идеи вели к укреплению патриотизма, интерес к античности позволял раскрыться гуманизму, характерному для русского искусства в целом.

Классицизм проявился во всех видах искусства: архитектуре, интерьере, в парковой архитектуре, в музыке, скульптуре, живописи, литературе. Истоки русского классицизма. Ни одно явление в любом виде искусства не вырастает само по себе. Русский классицизм своим появлением во многом обязан античному искусству. Поскольку русская культура не знала эпохи Возрождения с ее переживанием античности, язык классицизма в новую эпоху – эпоху просвещения стал для нее абсолютной новинкой. Поэтому, в истории отечественной культуры термин «классицизм» относится именно к периоду российского Просвещения, ко второй половине XVIII века. Именно на классицизме впервые сложился цельный и самостоятельный облик отечественной культуры – своеобразный итог XVIII века. При этом русская культура создала несколько вариантов классицизма: екатерининский, александровский, петербургский ампир, московский вариант классицизма, классицизм усадебной архитектуры.


Классицизм имел в России несколько духовных и эстетических истоков:

  1. Сильное французское влияние в моде, образовании, в быту.

  2. Знакомство нового поколения с системой взглядов французских энциклопедистов и предреволюционных философов Франции.

  3. Становление классического образования в России, которое включало знакомство с культурной античной традицией и античными авторами, знание латыни.

  4. Появление в России копий и подлинников античного искусства из Европы.

Московский вариант классицизма .

В.И.Баженов. Биография.

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738, с. Дольское Калужской губ. - 1799, Петербург)- архитектор. Род. в семье дьячка, вскоре переведенного псаломщиком в моек. церковь. Б. рано понял свое призвание: "рисовать учивался на песке, на бумаге, на стенах", а зимой "из снегу делывал палаты и статуи". Был отдан отцом в Страстной монастырь, лишь к 15 годам был взят из милости в учение каким-то художником. Вскоре Баженов попал в архитектурную школу зодчего Д.В. Ухтомского, к-рый записал юношу в гимназию при Моск. ун-те, там Баженов занимался языками, математикой и посещал классы по искусству. В 1758-1760 учился в Академии художеств, которая отправила Баженова своим пенсионером в Париж. Там Баженов получил диплом архитектора Парижской академии. В 1762 отправился в Италию, где был удостоен дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. В 1765, возвращаясь в Петербург через Париж, Баженов получил личное приглашение Людовика XV остаться во Франции архитектором двора, но отказался. В России не получил места преподавателя в Академии то ли из-за происков коллег, испугавшихся талантливого конкурента, то ли потому, что "россиянинуперед иностранные преимуществанедано". В 1767 Екатерина II поручила Баженову разработать проект реконструкции Кремля. Восемь лет Баженов делал эскизы, проекты, расчеты и модель, но после торжеств и "положения первого камня" из-за нехватки средств и по иным соображениям строительство было прекращено. В 1776 Баженов разработал план строительства в имении Екатерины II - Царицыно. Построил Большой кавалерский корпус и Управительский дом, Фигурные ворота и др. Велось строительство главного дворца. Но осмотревшая работы императрица осталась ими недовольна и повелела сломать сделанное и передать строительством. Ф. Казакову. Гнев Екатерины II объяснялся принадлежностью Баженова к масонам и его связям с вел. князем Павлом Петровичем. Михайловский замок в Петербурге заложен по проекту Баженова, но строил его архитектор В.Ф. Бренна, который отделал его по-своему. Из ряда церквей и частных построек, созданных Баженовым, шедевром является построенный в 1784 - 1786 дом дворянина и откупщика П.Е. Пашкова, ныне входящий в комплекс зданий Росс. гос. библиотеки. Наследие Баженова - одного из основоположников рус. классицизма- И.Э. Грабарь охарактеризовал так: "Подобно всем большим мастерам, он на протяжении своей деятельности переживал в личном творчестве эволюцию, отвечавшую эволюции эпохи. Начав строить в духе раннего классицизма, отмеченного еще чертами барокко, он к концу жизни, совпадавшему с рубежом обоих столетий, переключается на более строгие формы". После восшествия на престол Павла I Баженов возведен в чин действительного статского советника и награжден имением Глазово, где и похоронен. В своем завещании детям Баженов написал: "...а сами не стройтесь, ибо совершенно от строения разоритесь". После Баженова осталось большое количество планов, проектов, лит. наследие.

Жизнь и творчество М.Ф.Казакова

Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 — в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле.

В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский, а также собственные сыновья — М. М. Казаков и Р. М. Казаков. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы — это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря.

Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне


Путевой дворец в Твери - это один из великолепных памятников архитектуры и достопримечательностей России на сегодня. Он был сооружен еще в 1764-1777 годах. В его основании принимали участие такие известные архитекторы как М.Ф. Казаков и П.Р. Никитина. Она расположена на месте бывшего Тверского Кремля. Именно там находился архиерейский дом, который был поврежден при пожаре в 1763 году.

Путевой дворец выполнен в стиле барокко, так как с самого начала своего существования служил местом отдыха членов царской семьи и свиты, которые держали свой путь из Петербурга в Москву. Именно поэтому он и стал называться Путевым дворцом. Планировка дворца представляет собой «покои»: центральный корпус, где находится парадный двухцветный зал; западный и восточный флигель; два крестообразных в плане павильона - церковь Великомученицы Екатерины и иконостас работы В.Л. Боровиковского. Когда-то возле дворца можно было увидеть двухэтажный служебный флигель, который состоял из одноэтажных крыльев и центральной части, а также великолепные конюшни и каретный сарай.


Творчество В. И. Баженова (1738-1799). В своем искусстве Баженов сочетал высшие достижения античности с глубоким освоением традиций своего родного и любимого русского национального искусства. Все свое творчество великий архитектор посвятил своему народу и своей Родине. Он писал, что его произведения «служили к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа

Зодчий Матвей Казаков (1738-1812) рассматривал архитектуру как искусство, служащее не украшательским, а общественным целям. Все, начиная от городского плана и кончая хозяйственными постройками, должно быть подчинено «пользе общества». Эта мысль о патриотическом служении государству, служении его потребностям и нуждам вполне соответствовала идейному содержанию архитектуры русского классицизма.

Домашнее задание:

Вопрос: В чем же заключается особенность московского вида классицизма?

Составь пару: архитектурное сооружение и его автора

-Пашков дом

- Петровский дворец

-Ансамбль в Царицыно



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!