СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Серебряный век русской поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация используется на первом уроке знакомства с поэзией Серебряного века

Просмотр содержимого документа
«презентация Серебряный век русской поэзии»

«Серебряный век» русской поэзии»     Урок литературы в 11 классе

«Серебряный век»

русской поэзии»

  • Урок литературы в 11 классе
«Серебряный век» русской культуры Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев,  но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа.  “ Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем,  а «Серебряный» - с луной.

«Серебряный век»

русской культуры

Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев,

но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи

Николая Оцупа.

“ Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем,

а «Серебряный» - с луной.

Символ «серебряного века» Врубель «Царевна- лебедь» 1900год.

Символ «серебряного века»

Врубель «Царевна- лебедь» 1900год.

   Поэзия серебряного века   (это поэзия рубежа 19в. 90-е -20в. 20-е г.)   В месяц выходит 30 сборников, то есть  ежедневно – один сборник стихов  «Это какой-то потоп стихов, в котором тонет молодая литература» Читатель любого социального слоя, любого  мировоззрения имел возможность найти  «своего» поэта

Поэзия серебряного века (это поэзия рубежа 19в. 90-е -20в. 20-е г.)

  • В месяц выходит 30 сборников, то есть

ежедневно – один сборник стихов

  • «Это какой-то потоп стихов, в котором тонет молодая литература»
  • Читатель любого социального слоя, любого

мировоззрения имел возможность найти

«своего» поэта

 “ Испепеляющие годы!  Безумья ль в вас, надежды ль весть?”  А . Блок  Этот блоковский вопрос-ответ подталкивает  к размышлениям  о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса,  именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским  Возрождением

“ Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?” А . Блок

Этот блоковский вопрос-ответ подталкивает

к размышлениям

о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса,

именно так называют искусство

Серебряного века, сравнивая с европейским

Возрождением

 Подумайте и ответьте Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”? Назовите временные рамки «золотого века» Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?

Подумайте и ответьте

  • Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?
  • Назовите временные рамки «золотого века»
  • Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?
Практическая работа Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами: Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами: Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами: Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами: Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами: «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой Какой теме посвящены эти стихотворения ? Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

Практическая работа

  • Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
  • Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
  • Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
  • Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:
  • Сравним два стихотворения “золотого” и серебряного века, ставших любимыми романсами:

«Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина

и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой

  • «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
  • «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
  • «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
  • «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой
  • Какой теме посвящены эти стихотворения ?
  • Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?
 Предполагаемый ответ Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа. Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.

Предполагаемый ответ

  • Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.
  • Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа.
 Основные модернистские  течения   Символизм. Акмеизм. Футуризм.  В них представлены разные грани бытия. Символизм устремлён в запредельное, Акмеизм ищет опору в прошлом,  Футуризм смело смотрит в будущее.

Основные модернистские течения

  • Символизм. Акмеизм. Футуризм.

В них представлены разные грани бытия.

  • Символизм устремлён в запредельное,
  • Акмеизм ищет опору в прошлом,
  • Футуризм смело смотрит в будущее.
 Символизм Первое и самое значительное из модернистских  течений в России.  Основоположник и теоретик – Д. Мережковский В русском символизме принято выделять два основных этапа: «старших» и «младших» символистов Их разделял не столько возраст,  сколько разница мироощущений  и направленность творчества.

Символизм

  • Первое и самое значительное из модернистских

течений в России.

Основоположник и теоретик – Д. Мережковский

В русском символизме принято выделять

два основных этапа:

«старших» и «младших» символистов

  • Их разделял не столько возраст,

сколько разница мироощущений

и направленность творчества.

«Старшие символисты»   Поэтов, дебютировавших  в 1890-е годы,  называют «старшими символистами»  В. Брюсов, К. Бальмонт,  Д. Мережковский, 3. Гиппиус,  Ф. Сологуб В. Брюсов З. Гиппиус

«Старшие символисты»

Поэтов, дебютировавших

в 1890-е годы,

называют «старшими символистами»

В. Брюсов, К. Бальмонт,

Д. Мережковский,

3. Гиппиус,

Ф. Сологуб

В. Брюсов

З. Гиппиус

 Младшие символисты -  «младосимволисты»    А.Блок   А. Белый В 1900-е годы в символизм влились новые силы,  существенно обновившие облик течения  (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.)  «Вторая волна» символизма получила название — «младосимволизм»

Младшие символисты - «младосимволисты»

А.Блок

А. Белый

  • В 1900-е годы в символизм влились новые силы,
  • существенно обновившие облик течения
  • (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.)
  • «Вторая волна» символизма получила название — «младосимволизм»
Основные понятия символизма Символ – многозначное иносказание  «Символ – окно в бесконечность»  Ф.Соллогуб Мистицизм –вера в сверхъестественное  божественное Индивидуализм – стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности

Основные понятия символизма

  • Символ – многозначное иносказание

«Символ – окно в бесконечность»

Ф.Соллогуб

  • Мистицизм –вера в сверхъестественное

божественное

Индивидуализм – стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности

 Правила символизма Символ – это центральная эстетическая категория символистов, главное средство передачи созерцаемого тайного смысла Категория музыки  — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения.  Уход от действительности –третий признак  Основные темы  Жизнь – смерть - Бог

Правила символизма

Символ – это центральная эстетическая категория символистов, главное средство передачи

созерцаемого тайного смысла

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения.

Уход от действительности –третий признак

Основные темы

Жизнь – смерть - Бог

   Акмеизм (1913-1914)     Кризис символизма 1910 – 1911г Он породил новую поэтическую школу - АКМЕИЗМ      А.Ахматова  Н.Гумилев, О.Мандельштам  создатель направления

Акмеизм (1913-1914)

  • Кризис символизма 1910 – 1911г
  • Он породил новую поэтическую школу - АКМЕИЗМ

А.Ахматова

Н.Гумилев, О.Мандельштам

создатель направления

 Еще одно название  акмеизма - Адамизм Это название подразумевало “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”,  возврат слову его изначального, не символического смысла.   В статье “Наследие символизма и акмеизм”  Гумилев критиковал символизм за мистицизм,  за увлечение “областью неведомого”.

Еще одно название акмеизма - Адамизм

Это название подразумевало “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”, возврат слову его изначального, не символического смысла.

В статье “Наследие символизма и акмеизм”

Гумилев критиковал символизм за мистицизм,

за увлечение “областью неведомого”.

Характеристика акмеизма  1.Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир,  2. Красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях.  3.Туманности и намёкам символизма противопоставлено  мажорное восприятие действительности,  4. Достоверность  образа,  5. Четкость композиции.  Вывод: В чем - то поэзия акмеизма – возрождение “ золотого века”, времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.

Характеристика акмеизма

1.Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир,

2. Красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях.

3.Туманности и намёкам символизма противопоставлено

мажорное восприятие действительности,

4. Достоверность образа,

5. Четкость композиции.

Вывод: В чем - то поэзия акмеизма – возрождение

“ золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.

  • Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.
 Футуризм - 1912год    ( лат. – «будущее» )  Манифест 1912г.  «Пощечина общественному вкусу»  Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения,  выражение массовых настроений толпы;  — отрицание культурных традиций  попытка создать искусство, устремленное в будущее;  — бунт против привычных норм стихотворной речи,  эксперименты в области ритмики, рифмы,  — культ техники, индустриальных городов;

Футуризм - 1912год ( лат. – «будущее» )

Манифест 1912г.

«Пощечина общественному вкусу»

Основные признаки футуризма:

  • — бунтарство, анархичность мировоззрения,

выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций

  • попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи,
  • эксперименты в области ритмики, рифмы, — культ техники, индустриальных городов;
 Кубофутуризм – 1910г. Представители: В.Маяковский, братья Бурлюк, В.Хлебников ИДЕИ 1.Словотворчество ((неологизмы) 2.Отрицание традиционного искусства «Долой с корабля современности Пушкина, Толстого, Достоевского» Публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским Вл. Маяковский В. Хлебников

Кубофутуризм – 1910г.

Представители: В.Маяковский, братья Бурлюк, В.Хлебников

ИДЕИ

1.Словотворчество ((неологизмы)

2.Отрицание традиционного искусства

«Долой с корабля современности Пушкина, Толстого, Достоевского»

Публично этот термин был озвучен в 1913 году Корнеем Чуковским

Вл.

Маяковский

В. Хлебников

 « Центрифуга» –   одно из направлений футуризма   Группа, существовавшая с1914 года по1921 год. Б. Пастернак Н. Асеев во многом разделяли идеи кубофутуристов  В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры  на традиции. Н.Асеев Б. Пастернак

« Центрифуга» – одно из направлений футуризма

Группа, существовавшая с1914 года по1921 год.

Б. Пастернак Н. Асеев во многом разделяли идеи кубофутуристов

В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры

на традиции.

Н.Асеев

Б. Пастернак

 Эгофутуризм «Эго» - Я. Основоположник эгофутуризма – Игорь Северянин (1911г.) Идеи 1.Поиск нового БЕЗ отрицания старого 2 Осмысленные неологизмы 3. Душа – единственная истина 4. Борьба со всеми стереотипами 5. Смелые образы, эпитеты.

Эгофутуризм

«Эго» - Я.

Основоположник эгофутуризма – Игорь Северянин (1911г.)

Идеи

1.Поиск нового БЕЗ отрицания старого

2 Осмысленные неологизмы

3. Душа – единственная истина

4. Борьба со всеми стереотипами

5. Смелые образы, эпитеты.

Имажинизм - с 1918года Есенин писал : «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…» Основной признак имажинизма -  главенство «образа как такового»   Представители : А. Мариенгоф , Ивнев, С. Есенин.

Имажинизм - с 1918года

  • Есенин писал : «В 1919 г. я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой…»
  • Основной признак имажинизма -

главенство «образа как такового»

Представители :

А. Мариенгоф , Ивнев, С. Есенин.

 Новокрестьянские поэты С.Есенин П.Орешин Н.Клюев Название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества. Идеалы: труд крестьянина, «золотая бревенчатая изба »

Новокрестьянские поэты

С.Есенин

П.Орешин

Н.Клюев

Название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. Обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного творчества.

Идеалы: труд крестьянина, «золотая бревенчатая изба »

 Истинные поэты  Поэзия явила блестящее созвездие  ярких индивидуальностей  и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп.  М . Волошин М. Цветаева

Истинные поэты

Поэзия явила блестящее созвездие

ярких индивидуальностей

и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп.

М . Волошин

М. Цветаева

 Значение поэзии  «серебряного века» Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру, стало неотъемлемой частью русского искусства.  Никогда ещё в русской культуре слово  не было так тесно связано с живописью  и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.

Значение поэзии «серебряного века»

  • Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру, стало неотъемлемой частью русского искусства.
  • Никогда ещё в русской культуре слово

не было так тесно связано с живописью

и музыкой.

  • На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов.
 Итоги   Итак, новая литература громко заявила о себе.  Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. В своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее,  на нас - потомков.

Итоги

  • Итак, новая литература громко заявила о себе.
  • Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени.
  • В своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее,

на нас - потомков.

 Выводы Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,  радости бытия, внутреннюю гармонию человека,  то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,  внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.

Выводы

  • Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,
  • радости бытия, внутреннюю гармонию человека,
  • то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,
  • внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.
.Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,  радости бытия, внутреннюю гармонию человека,  то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,  внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.  В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край,  а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору
  • .Если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни,
  • радости бытия, внутреннюю гармонию человека,
  • то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию,
  • внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость.
  • В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край,
  • а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище,
  • но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору
Вопросы для 1 варианта Когда возник акмеизм? Кто из поэтов принадлежал к этому направлению? Почему акмеисты противопоставляли себя символизму? Каково значение термина “акмэ”? Какие принципы акмеизма можете назвать?

Вопросы для 1 варианта

  • Когда возник акмеизм?
  • Кто из поэтов принадлежал к этому направлению?
  • Почему акмеисты противопоставляли себя символизму?
  • Каково значение термина “акмэ”?
  • Какие принципы акмеизма можете назвать?
 Задание 2 варианту Назвать основную категорию символизма Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет? Перечислите поэтов-символистов Какие 2 направления символизма существовали Основные темы поэзии символистов

Задание 2 варианту

  • Назвать основную категорию символизма
  • Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет?
  • Перечислите поэтов-символистов
  • Какие 2 направления символизма существовали
  • Основные темы поэзии символистов
 Задание 3 варианту Когда появился футуризм, кем он представлен? В чем особенности поэтики футуризма? Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала? Какова цель футуризма? В чем суть статьи футуристов “Пощечина общественному вкусу”?

Задание 3 варианту

  • Когда появился футуризм, кем он представлен?
  • В чем особенности поэтики футуризма?
  • Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
  • Какова цель футуризма?
  • В чем суть статьи футуристов “Пощечина общественному вкусу”?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!