СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Щелочные металлы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для работы по теме "Щелочные металлы" при изучении химии в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Щелочные металлы"»

ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ Подготовила: Учитель химии МБОУ СОШ № 2 г. Новосибирск Кузура А. П.

ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Подготовила:

Учитель химии МБОУ СОШ № 2

г. Новосибирск

Кузура А. П.

Расположение в периодической системе Особенности строения атома Физические свойства Химические свойства Открытие Получение Na + и K + в организме человека
  • Расположение в периодической системе
  • Особенности строения атома
  • Физические свойства
  • Химические свойства
  • Открытие
  • Получение
  • Na + и K + в организме человека
Особенности строения атома ns 1 2s 1 3s 1 4s 1 5s 1 6s 1 7s 1

Особенности строения атома

ns 1

2s 1

3s 1

4s 1

5s 1

6s 1

7s 1

Энергия   ионизации  — количество  энергии , необходимое для отрыва электрона от невозбужденного атома, (кДж/моль)

Энергия   ионизации  — количество  энергии , необходимое для отрыва электрона от невозбужденного атома, (кДж/моль)

 Химические свойства MeГ +Г 2 +O 2 Li 2 O, Na 2 O 2 , К 2 О 4 с НеМе +H 2 МеH Щелочные металлы + N 2 Me 3 N со сложными веществами +H 2 O (бурно) МеOH +H 2

Химические свойства

MeГ

+Г 2

+O 2

Li 2 O, Na 2 O 2 , К 2 О 4

с НеМе

+H 2

МеH

Щелочные металлы

+ N 2

Me 3 N

со сложными веществами

+H 2 O (бурно)

МеOH +H 2

2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)  2) 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 2K + 2O 2 = K 2 O 4    оксид Li пероксид Na  надпероксид K   2Na + Na 2 O 2 = 2Na 2 O 6K + K 2 O 4 = 4K 2 O 3) 2Na + Н 2 = 2NaН  (при нагревании 200-400 o C) 4 ) 6Li + N 2 = 2Li 3 N  (Li - при комнатной t, остальные щелочные Me -при нагревании)  5) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2   ( Li - спокойно, Na - энергично,  остальные – со взрывом (воспламеняется выделяющийся Н 2 )  Rb и Cs реагируют не только с жидкой Н 2 О , но и со льдом
  • 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)

2) 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 2K + 2O 2 = K 2 O 4

оксид Li пероксид Na надпероксид K

2Na + Na 2 O 2 = 2Na 2 O 6K + K 2 O 4 = 4K 2 O

3) 2Na + Н 2 = 2NaН (при нагревании 200-400 o C)

4 ) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной t, остальные щелочные Me -при нагревании)

5) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2

( Li - спокойно, Na - энергично,

остальные – со взрывом (воспламеняется выделяющийся Н 2 )

Rb и Cs реагируют не только с жидкой Н 2 О , но и со льдом

Качественное определение щелочных металлов  Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки  Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ - фиолетово-синий Na+ - желтый Rb + - красный  Li+ Na+ K+

Качественное определение щелочных металлов

Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки

Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ - фиолетово-синий

Na+ - желтый Rb + - красный

Li+ Na+ K+

Открытие щелочных металлов В 1807 г . в Англии Г. Деви открыл натрий и калий «Натрун» - сода, «алкали» - щелочь  В 1817г . в Швеции А. Арфведсоном был открыт литий . «Литос» - камень  В 1860 – 1861г.г . в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой» В 1939г. во Франции М. Перей открыла радиоактивный элемент франций , который назвала в честь своей страны – Франции

Открытие щелочных металлов

  • В 1807 г . в Англии Г. Деви открыл натрий и калий

«Натрун» - сода, «алкали» - щелочь

  • В 1817г . в Швеции А. Арфведсоном был открыт литий .

«Литос» - камень

  • В 1860 – 1861г.г . в Германии Р.Бунзен и Г.Кирхгоф открыли рубидий «темно-красный» и цезий «небесно-голубой»
  • В 1939г. во Франции М. Перей открыла радиоактивный элемент франций , который назвала в честь своей страны – Франции
Получение щелочных металлов 1) Электролиз расплавов соединений щелочных металлов: 2МеCl = 2Ме + Cl 2 4МеOH = 4Ме + 2Н 2 О + О 2 2) Восстановление оксидов и гидроксидов щелочных металлов: 2Li 2 O + Si = 4Li + SiO 2 KOH + Na = NаOH + K

Получение щелочных металлов

1) Электролиз расплавов соединений щелочных металлов:

2МеCl = 2Ме + Cl 2

4МеOH = 4Ме + 2Н 2 О + О 2

2) Восстановление оксидов и гидроксидов щелочных металлов:

2Li 2 O + Si = 4Li + SiO 2

KOH + Na = NаOH + K

До 18 века  натрий (natrium) называли содием (sodium). Поэтому соли натрия назывались сернокислая сода и гидрохлоровая сода. Название же «натрий» было впервые применено Берцелиусом

До 18 века  натрий (natrium) называли содием (sodium). Поэтому соли натрия назывались сернокислая сода и гидрохлоровая сода. Название же «натрий» было впервые применено Берцелиусом

Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление K +  - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц

Na + - внутриклеточный ион, содержится в крови и лимфе, создает в клетках осмотическое давление

K + - внеклеточный ион, поддерживает работу сердца и мышц

Никто не хочет «блистать» отекшими ногами, да и перепады в настроении, усталость и слабость в мышцах совсем не к лицу современному человеку. Поэтому думайте о калии и не забывайте про него

Никто не хочет «блистать» отекшими ногами, да и перепады в настроении, усталость и слабость в мышцах совсем не к лицу современному человеку.

Поэтому думайте о калии и не забывайте про него

1. После кальция, фосфора и серы  калий   занимает в организме человека четвертое место, причем 98% этого вещества находиться внутри клеток. 2. Дефицит калия наблюдается при чрезмерном употреблении соли и при стрессе. 3. Роль калия в организме заключается в поддержании энергетического и водного баланса, сокращение мышц, в том числе и сердечной, передаче нервных импульсов.  Спортсменам, людям активным и подвижным калий жизненно необходим

1. После кальция, фосфора и серы  калий   занимает в организме человека четвертое место, причем 98% этого вещества находиться внутри клеток.

2. Дефицит калия наблюдается при чрезмерном употреблении соли и при стрессе.

3. Роль калия в организме заключается в поддержании энергетического и водного баланса, сокращение мышц, в том числе и сердечной, передаче нервных импульсов. 

Спортсменам, людям активным и подвижным калий жизненно необходим

Калий и натрий оказывают противоположное действие на обмен воды в организме. Калий воду выводит, а натрий – удерживает. Поэтому важно помнить о правильном соотношении этих двух элементов – 1:20 в пользу калия. Оптимальное соотношение замечено в картофеле и горохе

Калий и натрий оказывают противоположное действие на обмен воды в организме. Калий воду выводит, а натрий – удерживает. Поэтому важно помнить о правильном соотношении этих двух элементов – 1:20 в пользу калия.

Оптимальное соотношение замечено в картофеле и горохе

РЕФЛЕКСИЯ + «плюс» - все, что понравилось на уроке либо может быть полезно в дальнейшем «минус» !? все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной «интересно» любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

РЕФЛЕКСИЯ

+

«плюс»

-

все, что понравилось на уроке либо может быть полезно в дальнейшем

«минус»

!?

все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной

«интересно»

любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!