Районное методическое объединение учителей английского языка
18.10.16
Роль взаимодействия «учитель-ученики» в формировании умений учащихся работать самостоятельно
Разработано:
Учителем английского языка Горячих О.И.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
МОУ "СОШ №103"
Районное методическое объединение учителей английского языка
18.10.16
Роль взаимодействия «учитель-ученики» в формировании умений учащихся работать самостоятельно
1. Вопросы организации индивидуальной, парной, групповой работы.
Плюсы и минусы, критерии организации разных форм взаимодействия: личностные, когнитивные, деятельностные.
2. Соотнесите свой опыт в организации групповой работы с тем, что вы видели у коллег или прочитали в литературе.
3. Выделите 5 аргументов в пользу групповой работы
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
МОУ "СОШ №103"
Организация индивидуальной (самостоятельной) работы
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Организация индивидуальной работы
- Самостоятельная работа (по П.И. Пидкасистому)- это деятельность учащихся, предполагающая максимальную активность по отношению к предмету деятельности, в нашем случае, к иностранному языку.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Что требуется для развития самостоятельной деятельности учащегося при изучении иностранного языка?
- Осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения.
- Знание самой процедуры выполнения задания.
- Умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (звукозапись, дидактический материал и т.п.)
- Умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы.
- Предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного выполнения заданий, т.е. определить подходящее место для них: в классе, дома, в лингафонном кабинете.
- Определить организационную форму для выполнения конкретного вида заданий.
- Определить время , которое следует затрачивать на самостоятельную работу, чтобы её результаты были ощутимы.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Организационные формы самостоятельной работы
а) все учащиеся выполняют одно общее задание;
б) учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от возможностей
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Уровни самостоятельной работы
- Воспроизводящий
- Полутворческий
- Творческий
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Источники самостоятельной работы
- Учебник
- Грамматический справочник
- Лингвострановедческий справочник
- Двуязычный словарь
- Тексты для чтения
- Лингафонный практикум
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Методические средства для самостоятельной работы
- Задания к упражнениям
- Памятки
- Наводящие вопросы
- Опоры
- Ключи
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Самоконтроль (рефлексия)
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
«Рефлексия» происходит от латинского слова reflexio – обращение назад.
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала (синквейн (пятистишие) diamond ), ;
- рефлексия учебной деятельности (например, работа с алгоритмом).
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Парная работа
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Виды работы в парах
- диалоги,
- ролевые игры,
- опрос,
- взаимоконтроль.
2. Новые-
- conversation wheel
- think, pair, group and share
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Групповая работа
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
«То, что дети сегодня могут сделать вместе сегодня,- завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Л.С. Выготский
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Из истории педагогики
- Ланкастерская система (Джон Ланкастер).
- Педагогическая техника «Талгенизм» (А.Г. Ривин).
- Проектный метод в обучении (Джон Дьюи).
- Реформа школы в СССР. Постановление ЦК КПСС от 25 августа 1932 г.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Формы организации работы в классе
(индивидуальная работа)
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Принципы организации групповой работы в классе
- Позитивная взаимозависимость
- Одновременное взаимодействие
- Индивидуальная оценка результатов
- Обучение навыкам работы в группе
- Систематическая процедура рефлексии хода групповой работы
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
План работы группы
- Распределение ролей.
- Повторение формулировки целей работы (убедитесь, что все члены группы понимают цели работы одинаково).
- Проведение «мозговой атаки» (общее и различия).
- Заполнение таблицы с результатами.
- Выступление со своими результатами перед мастерской.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Роли в группе
- Завхоз
- Координатор
- Бодрила
- Контролёр
- Инструктор
- Секретарь
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Виды групповой работы на уроке
- Student team learning
- Jigsaw
- Learning together
- Проектная деятельность (исследовательская работа учащихся в группах)
- Ролевые и деловые игры
- 1-2- все
- Трёхшаговое интервью
- Круглый стол
- Обсуждение по кругу
- Мозговой штурм
- Аквариум
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Трудности организационного характера, связанные с деятельностью учителя
- Большая наполняемость групп, и как следствие, боязнь беспорядка на уроке.
- Неприспособленность классного помещения (невозможность свободного перемещения и перестановки мебели).
- Организация работы в группах требует много времени (часто занимает весь урок и даже может быть не закончена до звонка).
- Нехватка методических пособий и разработок форм группового общения (нередко учителю приходится самому разрабатывать раздаточный материал).
- Невозможность проконтролировать все группы таким образом, чтобы ошибки были исправлены.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Трудности, связанные с деятельностью ученика
- Неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (привыкли к традиционной форме общения «учитель-ученик»).
- Языковая неподготовленность учащихся к групповому общению (необходимость использовать живой разговорный язык в то время, как учитель сам его не использует).
- Непонимание учащимися своей роли в группе.
- Боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других.
- Возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения задания в группе.
- Выполнение учащимися заданий в разное время внутри группы, т.е. одни учащиеся выполняют задание раньше и начинают мешать другим.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Правила успешной работы
- Не покидать группу.
- Говорить спокойным тоном.
- Обращаться по имени.
- Не унижать.
- Глядеть на говорящего.
- Поощрять.
- Следить за временем.
- Просить о помощи.
- Задавать вопросы.
- Прояснять идеи.
- Критиковать идеи, а не людей.
- Принимать других такими, какие они есть, не «перевоспитывать».
- Не допускать конфликтов.
- Спрашивать о причинах, аргументах.
- Генерировать идеи совместно.
- Побуждать всех на активное участие в работе.
- Подводить итоги, суммировать
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Различия между традиционной учебной группой и эффективной группой
Эффективная группа
Традиционная группа
- Проводится рефлексия
- Положительная взаимозависимость
- Индивидуальный контроль
- Каждый имеет возможность выполнять роль руководителя
- Обращается внимание как на предметную задачу, так и на групповое поведение
- Учитель постоянно контролирует работу групп и включается по мере необходимости
- Ведётся специальное обучение навыкам групповой работы
- Не проводится рефлексии
- Нет взаимозависимости
- Нет индивидуального контроля
- Однородный состав участников
- Внимание концентрируется исключительно на предметной задаче
- Во время групповой работы учитель отдыхает
- Учитель не обращает внимание на навыки групповой работы
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Рекомендации по повышению индивидуальной ответственности учащихся
- Всегда обращайте внимание на вклад каждого в работу группы.
- Всегда доводите результаты своих наблюдений до всех членов группы.
- Помогайте группам бороться с «нахлебниками».
- Старайтесь организовать работу группы так, чтобы каждый член группы нёс ответственность за итоговый продукт группы.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Приёмы индивидуальной оценки учащихся
- Дать в конце работы индивидуальное задание каждому.
- Выбрать случайно одного члена группы и по его ответу оценить всю группу.
- Каждый член группы учит других тому, что сам усвоил.
- Каждый выступает с сообщением о том, что он освоил.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка
Рефлексия работы группы
- Групповая рефлексия- это процесс, в ходе которого члены группы обсуждают насколько удалось: достичь поставленной цели и сформировать хорошие групповые отношения.
- Цель групповой рефлексии: повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы и увеличить возможный вклад каждого участника группы в достижение целей группы.
18.10.16
Районное МО учителей английского языка