СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "РДА. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего;2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего; 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего; 4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим. Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям с РДА В. М. Башина. Методики коррекционной помощи: подкрепленная музыкой коммуникативная терапия, холдинг терапия.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "РДА. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом"»

Ранний детский  аутизм Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат № 42» Учитель Погорелова С. С. 2017 г.

Ранний детский аутизм

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа – интернат № 42»

Учитель Погорелова С. С.

2017 г.

Понятие аутизм Впервыев ведено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений»: уход от действительной жизни в мир внутренних переживаний,  сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли.  В.П. Осипов рассматривал аутизм как

Понятие аутизм

  • Впервыев ведено E. Bleuler в 1920г. и рассматривалось как «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений»:
  • уход от действительной жизни в мир внутренних переживаний,
  • сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли.
  • В.П. Осипов рассматривал аутизм как "разобщенность больных с внешним миром".
  • В. А. Гиляровский говорил об аутизме как "своеобразном нарушении сознания самого "Я" и всей личности с нарушением нормальных установок к окружающему", при этом подчеркивая, что такие больные замкнуты и отчуждены от всего остального.

40-е годы аутизм – клинический синдром с характерным нарушением развития психики, основной чертой которого является психическое одиночество, которое игнорирует все, что происходит извне.( Л. Каннер )

Критерии выраженных форм РДА глубокие нарушения в социальном развитии задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверх пристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время - появление первых симптомов до 48 месяцев.

Критерии выраженных форм РДА

  • глубокие нарушения в социальном развитии
  • задержка и нарушения развития речи вне связи с интеллектуальным уровнем
  • стремление к постоянству, проявляющееся в стереотипах, сверх пристрастие к объектам и сопротивление изменению окружающей среды
  • появление нарушений до 30 месяцев. В последнее время - появление первых симптомов до 48 месяцев.
Классификация РДА К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА: 1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего 2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего 4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим

Классификация РДА

К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:

  • 1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего
  • 2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего
  • 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего
  • 4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим
Коррекционная помощь  Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям с РДА В. М. Башина. ДВА НАПРАВЛЕНИЯ  Лечебная помощь Фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, вегето - сосудистой и вегето - висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Коррекционная помощь

Одной из первых описала систему коррекционной помощи детям с РДА В. М. Башина.

ДВА НАПРАВЛЕНИЯ

Лечебная помощь

Фармакотерапия направлена

на купирование психопатологических

проявлений болезни,

вегето - сосудистой и

вегето - висцеральной дистонии,

на активизацию ребенка, на

ослабление психического напряжения.

Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.

Программы для обучения детей с РДА Цель педагогических программ - обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве; любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.

Программы для обучения детей с РДА

  • Цель педагогических программ - обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве; любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
Логопедическая работа Определение речевой патологии,  Развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха, постановка звуков, их автоматизация, Дыхательные, голосовые упражнения, Расширение словарного запаса, Развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, Работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа,
  • Логопедическая работа
  • Определение речевой патологии,
  • Развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха, постановка звуков, их автоматизация,
  • Дыхательные, голосовые упражнения,
  • Расширение словарного запаса,
  • Развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям,
  • Работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа,"проигрывания", драматизации разных тем,
  • Воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.

Психологическая коррекция

  • Вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности,
  • Формирование произвольной, волевой регуляции поведения. ( игры с жесткой последовательностью событий и действий, их многократное проигрывание).
  • Коррекция поведения ребенка, снижение тревожности, страха,
  • Укрепление взаимоотношений в семье, привлечение родителей к воспитательной работе с ребенком, обучение приемам работы с ним.
Учителю необходимо учитывать : особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий. Для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности  организации диалога.
  • Учителю необходимо учитывать : особый темп работы, трудности организации внимания. Детям нужно соответствующее устройство школьной жизни с тщательно продуманным функциональным пространством класса, рабочего места, устойчивым порядком занятий.
  • Для установления контакта с ребенком можно использовать его стереотипный интерес, а впоследствии постепенно подходить к изучению возможности усложнения взаимодействия. В этих случаях необходимо оценивать как уровень стереотипного интереса, так и степень заинтересованности в собеседнике, возможности учета его реакций, восприятия новой информации, возможности организации диалога.
Большое значение в коррекционной работе имеет: - пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе. создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.  необходима помощь в организации себя во времени  среда , в которой живет и учится аутичный ребенок, должна  иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов.  обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями). важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы. для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и  т. д.
  • Большое значение в коррекционной работе имеет:

- пространственно-временная организация аутичного ребенка в школе.

  • создание устойчивого адекватного стереотипа школьного поведения.
  • необходима помощь в организации себя во времени
  • среда , в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь максимально проработанную смысловую структуру и быть адекватной возможностям ребенка к восприятию этих смыслов.
  • обучение чтению легче вести с использованием коротких, но значимых для ребенка текстах (например, истории о нем самом, составленные родителями).
  • важно предоставить ребенку возможность участвовать в общих экскурсиях, в организации праздников и концертов, даже если это участие пассивно. Очень эффективными оказываются походы.
  • для коррекции общей моторики рекомендуется использовать самые разнообразные упражнения - бег, прыжки, кувырки и

т. д.

Коррекционная работа  Широко используются различные пальчиковые игры , игра в

Коррекционная работа

  • Широко используются различные пальчиковые игры , игра в "волшебный мешочек", нанизывания бус, манипуляции с мелкими предметами.
  • Детям с более тяжелыми нарушениями тонкой моторики можно давать пересыпать ложкой или совочком горох, крупу из одной миски в другую: ребенка могут занять игры с песком на площадке.
  • Пересыпая горох, можно имитировать падение капель, сопровождая действие несложным вербальным сопровождением.
  • Очень полезны действия с пластилином, при этом следует обращать внимание, чтобы в результате несложной для ребенка деятельности получилась какая - либо поделка.
  • Огромное значение для развития тонких движений имеет работа с бумагой . Сначала совместно изучаются свойства бумаги: бумага мнется, рвется, складывается, режется, ее можно склеивать. Далее проводятся различные игры с бумагой, изготавливаются поделки.
Методики коррекционной работы ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ХОЛДИНГ ТЕРАПИЯ – «ФОРСИРОВАННАЯ ПОДДЕРЖКА»

Методики коррекционной работы

  • ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
  • ХОЛДИНГ ТЕРАПИЯ – «ФОРСИРОВАННАЯ ПОДДЕРЖКА»
ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ цель музыкального воздействия - создание отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.  Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу .

ПОДКРЕПЛЕННАЯ МУЗЫКОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

  • цель музыкального воздействия - создание отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время.
  • Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, визуальный контакт и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу .
Причина, по которой музыка становится помощником , объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями. С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.  Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
  • Причина, по которой музыка становится помощником , объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно, если используется в сочетании с движениями.
  • С помощью музыкальной коммуникативной терапии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе является аналогом активной речи.
  • Музыкальная коммуникативная терапия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от уровня развития интеллекта.
Холдинг терапия -

Холдинг терапия - "форсированная поддержка"

  • как метод была впервые предложена М. Welch (1983). Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т. к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме.
  • Назначение холдинг терапии - пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает также большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует удовольствие от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление.
  • Несомненно, совместный опыт матери и ребенка , приобретаемый в процессе таких занятий, формирует возрастающее чувство взаимной привязанности и, как результат, закрепляет коррекционное воздействие на ребенка . Холдинг- терапия вызывает множество споров среди специалистов и на данный момент не оценивается однозначно. Педагоги – исследователи отмечают, что холдинг-терапия, проводимая согласно всем правилам и подкрепляемая другими формами работы (предлагаемыми В.М. Башиной), действительно дает очень хорошие результаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!