«Формирование
познавательной активности
при решении проектных задач»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Выготский
В современном образовании, в связи с введением ФГОС начального общего образования, актуальными становятся:
- общие учебные действия;
- самостоятельная творческая учебная деятельность;
- деятельностно ориентированное обучение;
- проектные формы организации обучения.
- Достичь новых образовательных результатов
- Решить современные педагогические задачи
- Получить новые качества личности школьника
Проектная деятельность
(система проектных задач)
- Проблема: низкая мотивация учебной деятельности. Причем, именно внутренняя мотивация, познавательная, наиболее благоприятная для развития личности ученика.
- В начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Признаки познавательной активности младших школьников
- 1. Отношение к учению.
- 2. Качество знаний.
- 3. Характерные особенности учебной деятельности.
- 4. Отношение к внеучебной познавательной деятельности.
Проблема
- Как повысить познавательную активность младших школьников?
Гипотеза
- Эффективность развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира повышается, если основу обучения составляет проектная деятельность.
Проектная задача
система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Проектные задачи в начальной школе
Цель:
создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
проект
проектная задача
Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.
через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата, качественное самоизменение группы детей.
Средства, материалы
определяют самостоятельно
предлагаются в виде набора (системы) заданий
Порядок действий
не задается
задан через систему заданий
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Проектные задачи формируют у младших школьников умение:
- рефлексировать;
- ставить и удерживать цели;
- планировать деятельность;
- моделировать;
- проявлять инициативу;
- вступать в коммуникацию.
Заседание ГМО № 3 от 10.01.2012 г.
Анкета (до/после презентации)
Поставь отметки в оценочных шкалах
- Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?
ДА НЕТ
Почему? __________________________________
Руководитель ГМО Вилкова Марина Васильевна, МОУ «СОШ № 6» г. Муром Владимирская область
Структура проектной задачи:
1 . Модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств;
Взаимодействие обучающихся в ходе решения ПЗ:
- Коллективно-распределённая деятельность;
- Работа в малых группах;
- Работа в парах;
- Взаимопомощь;
- Взаимоконтроль.
Место ПЗ в образовательном процессе:
- Фаза «запуска»
- Решение учебных задач
- Рефлексивная фаза
Проектная задача
« Приведём планету в порядок »
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс
Возникает проблема:
1. Распределить задания внутри группы согласно инструкции
2. Рассмотреть материалы и ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
3. Практическая работа.
4. Самооценка по анкете.
4. Ответы на поставленные вопросы.
5. Взаимооценка работы групп.
5. Рефлексия.
Результат:
иллюстрированное пособие с картиной окружающего мира.
Всем спасибо за
работу!!!
Желаю вам удачи!!!