Республиканский конкурс проектов «Шагни за горизонт»
«Создание системы поддержки талантливых детей начальной школы».
:
Актуальность.
- В рамках реализации Концепции приоритетных направлений встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Портрет выпускника начальной школы.
- Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир.
- Умеющий учиться, способный к
организации собственной деятельности.
- Уважающий и принимающий ценности
семьи и общества, историю и культуру
каждого народа.
- Доброжелательный, умеющий слушать
и слышать партнера, уважающий свое
и чужое мнение.
- Готовый самостоятельно действовать и
отвечать за свои поступки.
Противоречия
- между высокими требованиями государства и образовательным процессом в массовой начальной школе;
- между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Проблема:
- традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми;
- условия общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми;
- наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем;
- школа находится далеко от центров культуры;
- В последние годы увеличилось число детей из семей с разной национальной культурой, своими традициями и обычаями, своим менталитетом и языковым барьером.
Цель:
создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Объект исследования.
Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования:
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Гипотеза:
Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможно при выполнении следующих условий:
- создан а нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе.
- Разработать Программу развития одарённых детей.
- Разработать методическое сопровождение.
- Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.
- Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.
Методы :
- Теоретический (изучение психолого- педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта , систематизация и классификация)
- Экспериментальный ( анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент)
- Статистический ( обработка полученных данных)
Сроки реализации:
Первый этап –
диагностико-организационный
( 1 год )
Включает :
- Создание нормативно-правовой базы.
- Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
- Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Организация методического обеспечения
- Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год)
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Модель
Направления:
1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
- Организация работы коллектива .
- Организация работы коллектива .
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данных об одарённых детях.
- Привлечение внимания общественности,
спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей(реклама,оформление интернет –сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.
- Формирование банка методического
- обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей
- Создание системы психологического
- сопровождения одарённых детей.
Координа-ционное
Модель работы с одарённым детьми в начальной школе
Информа-
Диагности-
ционное
ческое
Повышение квалификации педагогов(курсы, мастер-класс, МО,создание творческих групп.
Мотивация педагогов(оказание методической и финансовой
помощи педагогам.)
- Создание образовательной среды для развития одаренных детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально- творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно-коммуникационных технологий.
Развиваю-
Кадровое
щее
Алгоритм реализации программы
Координационное направление:
- Организация работы коллектива .
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Организация предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и анализ деятельности.
- Формирование банка данныхоб одаренных детях
Диагностическое направление
- Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
- Проведение диагностики одарённых детей
- Создание банка данных одарённых детей.
- Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление.
- Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
- Мотивация педагогов(оказание методической и финансовой
помощи педагогам .)
Развивающее направление
- Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
- Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
- Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление
- Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки.
Программа основных мероприятий.
№
Мероприятия по направлениям
1
Диагностика
2
Ответственные
3
Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах»
учителя начальных классов
Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл.
Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей.
4
Зам. директора по УВР, учителя.
Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми.
5
6
Зам. директора по УВР.
Деятельность методического совета школы
Индивидуальная работа со педагогами начальных классов
Зам. директора по УВР.
7
Зам. директора по УВР.
Создание среды общения, самореализации.
8
Зам. директора по УВР.
Работа с родителями.
9
Привлечение внимания общественности.
Зам. директора по УВР, учителя.
10
11
Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.
Директор, родительский комитет
Зам. директора по УВР.
Создание базы данных по методическому обеспечению.
Зам. директора по УВР, рук. ШМО
Формы работы .
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских портфолио.
Ожидаемые результаты.
- Реализация творческого потенциала детей : занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
- Методические результаты: создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Оценка результативности .
№
Критерии
1
Показатели
Самооценка личности
2
Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера
Удовлетворённость учащихся, родителей , учителей жизне - деятельностью одарённых детей.
3
Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.
Конкурентоспособность одарённых учащихся.
Эффективность и качество подготовки одаренных детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
Риски и методы их коррекции
Отсутствие материальной базы.
Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь)
Отсутствие подготовленных педагогов.
Повышение квалификации педагогов( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)
Отсутствие методической базы.
Создание банка данных методической литературы.
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.
Стимуляция учащихся
( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)
« Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.» Р.Дж. Стернберг
Проект подготовила:
Савкова Ирина Валерьевна ,
Учитель начальных классов
Зерновской общеобразовательной школы
I-III ступеней