СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Познавательные УУД"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана на основе первоисточника: Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., Просвещение, 2010г. Рассчитана на педагогов, начинающих изучать ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Познавательные УУД"»

Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., Просвещение, 2010 –  Концепция Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Автор - Баева Л.И. Арамиль, ноябрь 2012

Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных

действий в основной школе: от действия к мысли», М.,

Просвещение, 2010 –

Концепция Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования

Автор - Баева Л.И.

Арамиль, ноябрь 2012

личностные УД регулятивные УД познавательные УД коммуникативные УД
  • личностные УД
  • регулятивные УД
  • познавательные УД
  • коммуникативные УД

Общеучебные действия, включая знаково-символические Логические действия Действия постановки и решения проблем
  • Общеучебные действия, включая знаково-символические
  • Логические действия
  • Действия постановки и решения проблем

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики Объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики Объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов детальности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов детальности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественно- научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие геме, жанру, стилю речи и др.).
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественно- научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие геме, жанру, стилю речи и др.).

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное встраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классифи­кации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; постро­ение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвиже­ние гипотез и их обоснование
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное встраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классифи­кации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • постро­ение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвиже­ние гипотез и их обоснование

 Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Постановка практически значимых целей и задач ИД Практическая ценность, предназначенность для использования Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация учащихся
  • Постановка практически значимых целей и задач ИД
  • Практическая ценность, предназначенность для использования
  • Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокая мотивация учащихся

Анализ актуальности проводимого исследования Целеполагание, формулировку задач, которые следует решить Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям Планирование, определение последовательности и сроков работ Проведение проектных работ или исследования Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования Представление результатов в соответствующем использованию виде
  • Анализ актуальности проводимого исследования
  • Целеполагание, формулировку задач, которые следует решить
  • Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
  • Планирование, определение последовательности и сроков работ
  • Проведение проектных работ или исследования
  • Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования
  • Представление результатов в соответствующем использованию виде

Предметные результаты Интеллектуальное и личностное развитие школьников Рост компетенции учащихся в выбранной сфере Формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать Уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы
  • Предметные результаты
  • Интеллектуальное и личностное развитие школьников
  • Рост компетенции учащихся в выбранной сфере
  • Формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать
  • Уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы

Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования Это могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературе и т. д. (презентации, тесты, задания для класса и т.п.)
  • Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования
  • Это могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературе и т. д. (презентации, тесты, задания для класса и т.п.)

Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.
  • Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить.

Вопрос Направление вопроса 1.  Куда дальше? 2.  Что правильно, а что нет? 3.  Что было бы, если бы? 4.  Что я чувствую, что я знаю? 5.  Почему, кто, как, что делает? 6.  Кто, как, что, где, когда? Вопрос, ориентированный на будущее Оценочный вопрос Воображаемый вопрос Субъективный вопрос Казуальный вопрос (единичный, случайный) Описательный вопрос

Вопрос

Направление вопроса

1. Куда дальше?

2. Что правильно, а что нет?

3. Что было бы, если бы?

4. Что я чувствую, что я знаю?

5. Почему, кто, как, что делает?

6. Кто, как, что, где, когда?

Вопрос, ориентированный на будущее

Оценочный вопрос

Воображаемый вопрос

Субъективный вопрос

Казуальный вопрос (единичный, случайный)

Описательный вопрос

Умение выдвигать гипотезы — это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уров­нем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.
  • Умение выдвигать гипотезы — это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уров­нем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы. Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.

Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты. В литературе выделяется определённая последовательность работы с текстом при его чтении с использованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющих функцию логических опор текста.
  • Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего называют умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты. В литературе выделяется определённая последовательность работы с текстом при его чтении с использованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющих функцию логических опор текста.

Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы как наиболее важные и распространённые и в когнитивной, и в социальной практике. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способ­ствует её развитию.
  • Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы как наиболее важные и распространённые и в когнитивной, и в социальной практике. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способ­ствует её развитию.

Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
  • Умение давать определение понятиям - это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.

 Умение наблюдать -  это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы и др.).

Умение наблюдать - это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы и др.).

Умение и навыки проведения экспериментов -  это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.
  • Умение и навыки проведения экспериментов - это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.

Умение делать выводы и умозаключения — форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки
  • Умение делать выводы и умозаключения — форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки

 Умение классифицировать - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие: члены деления должны быть непересекающимися; деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию; деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать); в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи. Выделяют особый вид классификации — дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» — «не красные»).

Умение классифицировать - это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделяются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:

  • члены деления должны быть непересекающимися;
  • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);
  • в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.
  • Выделяют особый вид классификации — дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» — «не красные»).

Представление результатов исследования или продукта проектных работ включают: умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты); оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Представление результатов исследования или продукта

проектных работ включают:

  • умение структурировать материал;
  • обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);
  • оценка полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Достижение исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий : Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. Обеспечение эмоционального благополучия детей. Удовлетворение познавательной потребности. Удовлетворение потребности в межличностном общении. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся

Достижение исследовательских и интеллектуальных

умений может быть обеспечено системой условий :

  • Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса).
  • Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения.
  • Обеспечение эмоционального благополучия детей.
  • Удовлетворение познавательной потребности.
  • Удовлетворение потребности в межличностном общении.
  • Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции.
  • Дифференциация и индивидуализация содержания обучения.
  • Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!