СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Подготовка к сочинению– рассуждению по тексту Л. Андреева"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева". Урок развития речи в 10 классе. Материал предполагает подготовку к  сочинению -рассуждению. Ведется подготовка к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Подготовка к сочинению– рассуждению по тексту Л. Андреева"»

МБОУ «Приуральская СОШ» Оренбургская область  Подготовка к ЕГЭ  Тема: « Подготовка к сочинению - рассуждению по тексту Леонида Андреева» Выполнила:Гусева В.А.

МБОУ «Приуральская СОШ» Оренбургская область Подготовка к ЕГЭ

Тема: « Подготовка

к сочинению - рассуждению по тексту Леонида Андреева»

Выполнила:Гусева В.А.

Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения(учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 25

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных

автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения(учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному

тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

План сочинения- рассуждения. 1) Вступление(может быть).Сформулировать проблему. 2) Прокомментировать проблему. 3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме. 4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором. 5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце): • первый аргумент- из русской или зарубежной литературной классики; • второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей. 6) Итоговый вывод (заключение).

План сочинения- рассуждения.

1) Вступление(может быть).Сформулировать проблему.

2) Прокомментировать проблему.

3) Определить позицию автора исходного текста по данной проблеме.

4) Высказать собственное мнение, согласившись или не согласившись с автором.

5) Доказать свою точку зрения, приведя не менее двух аргументов (каждый из них дается в новом абзаце):

• первый аргумент- из русской или зарубежной литературной классики;

• второй аргумент - из собственного жизненного опыта или жизненного опыта других людей.

6) Итоговый вывод (заключение).

Способы формулировки проблемы:   Назывные предложения(вступление).  В виде вопроса (проблема и есть вопрос). - 1 группа 2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.п.  ( проблема чего?) - 2 группа

Способы формулировки проблемы:

  • Назывные предложения(вступление).

В виде вопроса

(проблема и есть вопрос). - 1 группа

2. Сочетанием слова проблема с именем существительным в Р.п.

( проблема чего?) - 2 группа

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста, выбранной пишущим при комментировании : В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает ,поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);  Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Речевые клише, используемые при формулировке проблемы, затронутой автором исходного текста, выбранной пишущим при комментировании :

  • В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает ,поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на проблему (чего?);
  • Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);

Типы комментария 1 ) Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы.- 1-2 группа 2 ) Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу)

Типы комментария

1 ) Текстуальный - объяснение структуры

текста, следование за автором в раскрытии проблемы.- 1-2 группа

2 ) Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу)

Речевые клише для введения текстуального комментария:   • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о/повествует о ... / приводит факты…,  говорит о взаимоотношениях… NN показывает, что .... • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что .....

Речевые клише для введения текстуального комментария:

• Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о/повествует о ... / приводит факты…, говорит о взаимоотношениях…

NN показывает, что ....

• Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о .... Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что .....

Речевые клише концепционного комметария: : • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием. • Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. .. • Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ... Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: .....

Речевые клише концепционного комметария:

  • :

• Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием.

• Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. ..

• Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...

Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном: .....

Позиция автора Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на  следующие вопросы : 1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?- 1 группа 2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев.- 2 группа

Позиция автора

Позиция автора - это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет.

Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы :

1) Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?- 1 группа

2) Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев.- 2 группа

Авторская позиция может  быть отражена через: 1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения ( Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста))- 1 группа 2) разъяснение авторского  эмоционального отношения к тому, о чем он говорит …(Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… ).- 2 группа

Авторская позиция может быть отражена через:

  • 1) рассмотрение содержания проблемы и предложенных автором способов ее решения ( Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста))- 1 группа
  • 2) разъяснение авторского эмоционального отношения к тому, о чем он говорит …(Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что… ).- 2 группа
Авторская позиция  3)обращение к авторским  аргументам .(Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…) 4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи ( Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что …)

Авторская позиция

3)обращение к авторским аргументам .(Писатель (публицист) через слова героя приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…)

  • 4) обращение к выводам, к формулировке основной авторской идеи ( Писатель словами героя завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что …)
Рекомендации по формулировке авторской позиции:    позицию автора следует формулировать кратко , одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать ее; при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор » и «рассказчик »

Рекомендации по формулировке авторской позиции:

  • позицию автора следует формулировать кратко , одной-двумя фразами. Можно привести цитату из текста, но не пересказывать или переписывать ее;
  • при определении авторской позиции нельзя ставить знак равенства между автором текста и героем-рассказчиком. Следует разграничивать понятия «автор » и «рассказчик »
Формулирование собственной позиции (клише ). 1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса). 2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).  Несогласие с автором :  Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).

Формулирование собственной позиции (клише ).

1) Нельзя не согласиться с автором текста в том, что ... (далее идет формулировка важного тезиса).

2) Я согласен с автором данного текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса).

Несогласие с автором :

Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной

проблеме. Я сомневаюсь в том, что ... (далее идет мысль автора + свой аргумент).

Аргументация ( 2 аргумента ) Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Аргументы приводятся на основе : 1. жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций; 2.читательского опыта , который приобретается при прочтении художественной, публицистической, научно-популярной литературы и складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и поступками.

Аргументация ( 2 аргумента )

Аргумент - суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе :

1. жизненного опыта, который возникает в ходе реальных событий, происходивших в жизни, а также наблюдения и переживания различных жизненных ситуаций;

2.читательского опыта , который приобретается при прочтении художественной, публицистической,

научно-популярной литературы и складывается из сострадания к героям, наблюдения над их поведением и поступками.

Литературный аргумент (клише) В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ... Главную героиню этого произведения отличает ...- 1 группа • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении …- 2 группа

Литературный аргумент (клише)

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ... Главную героиню этого произведения отличает ...- 1 группа

• Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении …- 2 группа

Аргумент из жизни (клише) Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...-1 группа У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ...-2 группа

Аргумент из жизни (клише)

  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...-1 группа
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ...-2 группа
Следует помнить : 1.Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части «С» эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте. 2.В аргументах в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений. 3.Каждый аргумент пишем с новой строки!

Следует помнить :

1.Указание лишь на название художественного произведения без отсылки к его автору не дает основания считать ваш аргумент литературным. Согласно критериям оценивания части «С» эксперты засчитывают его как аргумент, основанный на жизненном опыте.

2.В аргументах в случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений.

3.Каждый аргумент пишем с новой строки!

Цели заключения : 1) суммировать итоги размышлений ( В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:…) 2) дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение (Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…) - 1группа 3)сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение .(Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте …) 4)закончить сочинение призывом к действию, пожеланием ( В заключение хочется сказать, что каждый из нас должен…)— 2 группа

Цели заключения :

1) суммировать итоги размышлений

( В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну:…)

2) дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение (Все вышесказанное позволяет сделать вывод:…) - 1группа

3)сделать прогноз каких-то событий или

явлений, высказать предположение .(Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте …)

4)закончить сочинение призывом к действию, пожеланием ( В заключение хочется сказать, что каждый из нас должен…)— 2 группа

Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение по тексту Л. Андреева . ( не менее 150 слов)

Домашнее задание:

Написать сочинение- рассуждение по тексту Л. Андреева .

( не менее 150 слов)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!