Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
-Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?
-Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот погиб и мой сын.
-Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.
Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
- -Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот погиб и мой сын. -Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
(“Кун-цзы”
(около
551 – 479 гг.)
— древний
китайский
мыслитель).
Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?
О чем сегодня пойдет речь
на уроке?
Власть
Урок №1
Что такое власть?
План урока .
- Что такое власть?
- Компоненты власти.
- Политическая власть.
- Государственная власть.
- Теория разделения властей.
Власть зарождается одновременно
с человеческим обществом
3 формы проявления влияния:
- Сила (насилие);
- Власть (законы и традиции);
- Авторитет (мораль).
Сила – применение физического
воздействия с целью навязать
свою волю другим людям помимо
их желания.
Авторитет – в широком смысле –
общепризнанное влияние лица или
организации в различных сферах
общественной жизни, основанное
на знаниях, нравственных достоинствах,
опыте; в узком – одна из форм
осуществления власти.
Основой авторитета является уважение:
к знаниям, опыту, достижениям, личным
качествам и т.д.
Власть – это влияние на основе закона или традиции, то есть не физическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.
- Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос:
«Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?»
Авторитет
2. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру
Сила
3. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении
Закон
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой
подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Какова структура власти?
Субъект власти
– тот, кто обладает желанием
властвовать, реальной властью,
кто проявляет ее по отношению к другим.
- Государство и его институты
- политические элиты
- лидеры
- политические партии
- отдельный человек
- общность людей
- мировое сообщество — ООН
Объект власти
– все те, на кого воздействует субъект власти.
- индивид - социальная группа - класс - общество
Источники власти
- сила - авторитет
- власть
- богатство - положение в обществе - знания, информация - харизма – исключительные качества личности - демократические процедуры — свободные выборы - источник власти в РФ — народ
Функции власти:
- господство (древ. греч. — благородный) - руководство - регуляция - контроль
- управление - мобилизация
Ресурсы власти:
- экономические;
- силовые;
- социальные;
- информационные;
- политико-правовые;
- демографические
Средства осуществления власти:
- всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других
- принуждение - насилие - убеждение
- поощрение - манипуляции
- материальные ценности - информация
Виды власти
Домашнее задание:
§ 1