Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Общение дошкольников со сверстниками"»
Понятие общения . Особенности общения дошкольников со сверстниками.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Основные функции общения:
- Прагматическая;
- Формирующая;
- Подтверждающая;
- Организующая и поддерживающая межличностные отношения;
- Внутриличностная.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ:
- По контакту с собеседником;
- По широте контакта;
- По критерию равноправия;
- По психологическому пространству;
- По времени;
- По обмену информацией.
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Способность к общению включает в себя:
Развитие форм общения со сверстниками
Возраст
Форма общения
До 1,5 лет
Цель общения
Отношение к сверстнику как к очень интересному предмету или объекту
2 – 3 года
3,5 – 6 лет
Эмоционально-практическая
Соучастие в забавах, шалостях
Ситуативно-деловая (расцвет сюжетно-ролевой игры)
6 – 7 лет
Деловое сотрудничество
Внеситуативно-деловая
Сотрудничество
- Благодаря полноценному проживанию каждого возрастного этапа формируется коммуникативный компонент готовности к школе
- Навыки сотрудничества необходимы для дальнейшей взрослой жиз ни
Особенности ситуативно-деловой формы общения дошкольников (3,5 – 5 лет)
- Феномен «невидимого
- зеркала»: ребенок ловит во взгляде и мимике сверстника признаки отношения к себе
- Ребенок начинает видеть особенности сверстника, но фиксирует у него, в основном, негативные моменты
Особенности ситуативно-деловой формы общения дошкольников (3,5 – 5 лет)
- Трудности в предвидении результата своих поступков
- Преобладание
- инициативных действий и высказываний над ответными: трудно продолжить и развить диалог
- …......!
- …...!
Особенности ситуативно-деловой формы общения дошкольников (3,5 – 6 лет)
- Неумение поставить себя на место другого человека,
- непонимание мотивов поведения сверстника
Направления работы с детьми по развитию основных умений общаться
Я и моё тело
Я и Я
- «Что я люблю» «Я лучше всех умею…» «Кто Я?» «Какой Я?» «Назови ласково»
- «Что я люблю»
- «Я лучше всех умею…»
- «Кто Я?»
- «Какой Я?»
- «Назови ласково»
- «Нарисуй себя» «Нарисуй, что любишь» «Моя ладошка»
- «Нарисуй себя»
- «Нарисуй, что любишь»
- «Моя ладошка»
- Подвижные игры и
- физические упражнения:
- Игры на расслабление
- «Холодно – жарко» «Тающий снеговик» «Танцующие птицы»
- «Холодно – жарко»
- «Тающий снеговик»
- «Танцующие птицы»
- Успокаивающий массаж
- Телесно-ориентированные техники на сброс отрицательных эмоций
- «Где поселился страх» «Прогоним Упрямку, Капризку, Обидку» «Избавляемся от злости»
- «Где поселился страх»
- «Прогоним Упрямку, Капризку, Обидку»
- «Избавляемся от злости»
- «Злые мыльные пузыри»
- «Злые мыльные пузыри»
Я и мой язык
Я и мои эмоции
- Игры и упражнения на знакомство с мимикой, пантомимикой, жестами
- «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» «Изобрази походку, животное, сказочный персонаж» «Разговор через стекло» «Скажи слово с разной интонацией»
- «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
- «Изобрази походку, животное, сказочный персонаж»
- «Разговор через стекло»
- «Скажи слово с разной интонацией»
- Беседы с детьми о настроении
- Обсуждение персонажей
- Рассматривание фото, иллюстраций
- Игры на знакомство с эмоциями:
- «Узнай (изобрази) эмоцию» «Пиктограммы» «Волшебный мешок»
- «Узнай (изобрази) эмоцию»
- «Пиктограммы»
- «Волшебный мешок»
Я и другие
- на привлечение внимания к внешнему виду, настроению, действиям, интонации другого человека «Повтори за мной», «Зеркало», «Синхронный танец», «Эхо» «Что изменилось», «Угадай, о ком говорим», «Дотронься до…» на умение замечать и подчёркивать положительные качества и достоинства других людей «Комплимент», «Похвали друга» «Волшебный стул» на умение совершать совместные, согласованные действия «Раскрась варежки»
- на привлечение внимания к внешнему виду, настроению,
- действиям, интонации другого человека «Повтори за мной», «Зеркало», «Синхронный танец», «Эхо» «Что изменилось», «Угадай, о ком говорим», «Дотронься до…»
- «Повтори за мной», «Зеркало», «Синхронный танец», «Эхо»
- «Что изменилось», «Угадай, о ком говорим», «Дотронься до…»
- на умение замечать и подчёркивать положительные качества и достоинства других людей «Комплимент», «Похвали друга» «Волшебный стул»
- «Комплимент», «Похвали друга»
- «Волшебный стул»
- на умение совершать совместные, согласованные действия «Раскрась варежки»
- «Раскрась варежки»
ситуаций общения со
сверстниками
Литература:
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., Интор, 1996. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. – М.: О-во «Знание» России, М., 1995.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., Интор, 1996.
- Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. – М.: О-во «Знание» России, М., 1995.