… .
Александр Сергеевич Пушкин « Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель ». Подготовила: Новик Н.Г. , учитель ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели:
1. познакомить школьников с содержанием повести, понятием «маленький человек» в литературе;
2.раскрыть идейно – художественное своеобразие повести;
3.обучение анализу художественного произведения;
- 1. познакомить школьников с содержанием повести, понятием «маленький человек» в литературе; 2.раскрыть идейно – художественное своеобразие повести; 3.обучение анализу художественного произведения;
4. воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других .
Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!
- Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
- А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
- В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических стихотворений.
- Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
Во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей.
Служащих, кто отвечал за эту работу, называли станционными смотрителями.
Карточка.
Смотритель – должностное лицо по присмотру, охранению чего-нибудь.
Историческая справка
В деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Музей открыт в 1972 году.
Историческая справка
Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».
Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
«Повести Белкина»
- «Выстрел»
- «Барыня- крестьянка»
- Станционный смотритель»
- «Метель»
- «Гробовщик»
Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина. В ней изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком».
«Маленький человек» - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.
« Маленький» человек в литературе-
это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования.
Устаревшие слова и выражения
- Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
- Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси.
- Фельдъегерь - правительственный курьер.
- Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
- На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
- Прогоны - плата за пользование лошадьми.
Дополните предложения:
Станционный смотритель – это … .
Путешественник вымещает на смотрителе … .
Смотритель виноват в том, что … .
Смотритель принуждён бегать и … , и … .
Станционные смотрители – люди …, …, …, ….. Из их разговоров можно почерпнуть много … и …
Кто главный герой повести? Чем он занимался?
ОБРАЗ САМСОНА ВЫРИНА
- Назовите главного героя повести «Станционный смотритель».
- Что вы можете сказать о его молодости, кем он был?
- Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести?
- Вырин в прошлом – солдат. Докажите.
- Крепкий мужчина лет 50, живущий на станции со своей дочерью Дуней. Он простодушный человек.
- Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелегкую работу и грубое обращение с ним проезжающих.
- «Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
- Вырин – мелкий чиновник, бедный и бесправный человек.
- Найдите в повести другой портрет этого героя.
- Что изменилось в этом человеке?
«Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик».
Сравните два портрета
Самсона Вырина
1819 год
Май 1816 год
«хозяин, человек лет пятидесяти, свежий и бодрый»
«как он постарел!»
«я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»
несчастлив
счастлив,
гордится своей дочерью
ДУНЯ
- Найти и прочитать описание портрета Дуни.
- Как ведет себя Дуня с проезжающими?
- Что о ней говорит отец?
- Какие между ними сложились отношения?
( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)
- Расскажите, что случилось с Дуней? Найдите в тексте.
-Что произошло с Выриным в Петербурге?
Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере
- Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? (Чтение сцены).
- Как ведет себя Минский? ( Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).
- Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим?
Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере
- О чем говорят герои? ( О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать ).
- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?
- Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?
Как живёт его дочь в Петербурге?
Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок?
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
Повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать.
Эта повесть о глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности.
Нравственные уроки повести.
- Уважай и чти своих родителей за то, что они дали вам жизнь и воспитали вас.
- Словом и делом выражай свое почтение.
- Будь послушный.
- Не ропщи на наказание.
- Вовремя покайся в своих
ошибках.
- В нужде и старости ухаживай
и корми их .
Сделаем выводы. Почему же несчастен Самсон Вырин?
- Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье.
- Во-вторых, Вырин несчастлив, потому что перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца…
Спасибо за урок!