СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Электролитическая диссоциация"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для самостоятельного изучения темы школьниками (в том числе находящимися на длительном лечении). Поэтому в данной разработке представлен не только необходимый теоретический минимум информации, но и различные примеры с возможностью самопроверки. Важное значение имеют и анимационные эффекты, поэтому открывайте презентацию, пожалуйста, через "показ слайдов".

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Электролитическая диссоциация"»

Электролитическая  диссоциация Составитель: А. В. Дзенис учитель химии ОСП ГБОУ «Школа № 109» Москва  2015 г

Электролитическая

диссоциация

Составитель:

А. В. Дзенис

учитель химии

ОСП ГБОУ «Школа № 109»

Москва

2015 г

Вещества Электролиты Неэлектролиты Электролитическая диссоциация Степень Механизм диссоциации диссоциации Теория электролитической диссоциации Ученые

Вещества

Электролиты

Неэлектролиты

Электролитическая диссоциация

Степень

Механизм

диссоциации

диссоциации

Теория электролитической диссоциации

Ученые

 Неэлектролиты   - вещества, водные растворы и расплавы которых  не проводят электрический ток  В приборе – раствор не электролита Вещества с ковалентными не полярными и малополярными связями Сахар, кислород, дистиллированная вода В приборе - раствор электролита

Неэлектролиты -

вещества, водные растворы и расплавы которых

не проводят электрический ток

В приборе – раствор не электролита

Вещества с ковалентными не полярными и малополярными связями

Сахар, кислород, дистиллированная вода

В приборе - раствор электролита

 Электролиты   - вещества, водные растворы и расплавы которых проводят электрический ток  Вещества с Вещества с ковалентными полярными связями  ионными связями Кислоты (р) Соли (р), щелочи Задание 1 Выпишите в тетрадь названия электролитов: сахароза гидроксид калия нитрат серебра соляная кислота кислота Проверьте себя соль (р) щелочь иод поваренная соль спирт сульфат меди (II) соль (р) соль (р)

Электролиты -

вещества, водные растворы и расплавы которых

проводят электрический ток

Вещества с

Вещества с ковалентными полярными связями

ионными связями

Кислоты (р)

Соли (р), щелочи

Задание 1

Выпишите в тетрадь названия электролитов:

сахароза

гидроксид калия

нитрат серебра

соляная кислота

кислота

Проверьте себя

соль (р)

щелочь

иод

поваренная соль

спирт

сульфат меди (II)

соль (р)

соль (р)

Задание 2 Выпишите в тетрадь формулы электролитов: соль (р) соль (р) Cu(OH) 2 AgNO 3 K 2 CO 3 Fe(OH) 3 CaO Проверьте себя CuSO 4 Ba(OH) 2 H 2 НBr CO 2 щелочь кислота соль (р) Задание 3 Неэлектролитами являются: кислота щелочь гидроксид натрия глюкоза бензин серная кислота Проверьте себя дистиллированная вода хлорид кальция бром спирт соль (р)

Задание 2

Выпишите в тетрадь формулы электролитов:

соль (р)

соль (р)

Cu(OH) 2

AgNO 3

K 2 CO 3

Fe(OH) 3

CaO

Проверьте себя

CuSO 4

Ba(OH) 2

H 2

НBr

CO 2

щелочь

кислота

соль (р)

Задание 3

Неэлектролитами являются:

кислота

щелочь

гидроксид натрия

глюкоза

бензин

серная кислота

Проверьте себя

дистиллированная вода

хлорид кальция

бром

спирт

соль (р)

Механизм диссоциации Веществ с ковалентной полярной связью Веществ с ионной связью Электролитическая диссоциация – распад электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении

Механизм диссоциации

Веществ с ковалентной полярной связью

Веществ с ионной связью

Электролитическая диссоциация

распад электролита на ионы

при растворении его в воде или расплавлении

Теория электролитической диссоциации Сванте Аррениус При внесении в воду электролитов в растворе оказываются  положительно и отрицательно заряженные частицы (ионы)  ( электролитическая диссоциация ). 2) Под действием электрического тока ионы перемещаются  (катионы – к катоду, анионы – к аноду). 3) Электролитическая диссоциация может быть обратима. 4) Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя. В 1903 г. Сванте Аррениусу была присуждена Нобелевская премия по химии,  «как факт признания особого значения  его теории электролитической диссоциации для развития химии». Сванте Аррениус

Теория электролитической диссоциации

Сванте Аррениус

  • При внесении в воду электролитов в растворе оказываются

положительно и отрицательно заряженные частицы (ионы)

( электролитическая диссоциация ).

2) Под действием электрического тока ионы перемещаются

(катионы – к катоду, анионы – к аноду).

3) Электролитическая диссоциация может быть обратима.

4) Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя.

В 1903 г. Сванте Аррениусу

была присуждена

Нобелевская премия по химии,

«как факт признания особого значения

его теории электролитической диссоциации

для развития химии».

Сванте Аррениус

 Задание 4 (выполните в тетради) Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации    H 2 SO 4 Образец: H + + 2 2 а) Na 2 S → … Na + + S 2-  в) KNO 3  → K + + NO 3 - в) KNO 3  → ……… + NO 3 -  а) Na 2 S → 2 Na + + S 2-  б) BaBr 2  → Ba 2+ + …. Br - г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → …… Bi 3+ + ….. SO 4 2-  г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → 2 Bi 3+  + 3 SO 4 2-  б) BaBr 2  → Ba 2+ + 2 Br - Проверьте себя Таблица растворимости  Задание 5  (выполните в тетради) Допишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: в) Fe 2 (SO 4 ) 3  → 2  …… + 3 ……… а) Li 2 CO 3  → … Li + + ……. а) Li 2 CO 3  → 2 Li +  + CO 3 2- в) Fe 2 (SO 4 ) 3  → 2  Fe 3+  + 3  SO 4 2-   г) KOH  → …… + …… б) Zn(NO 3 ) 2  → …..  + .….  б) Zn(NO 3 ) 2  → Zn 2+  + 2  NO 3 -   г) KOH  → K + + OH -  Проверьте себя

Задание 4 (выполните в тетради)

Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации

H 2 SO 4

Образец:

H +

+

2

2

а) Na 2 S → … Na + + S 2-

в) KNO 3 K + + NO 3 -

в) KNO 3 → ……… + NO 3 -

а) Na 2 S 2 Na + + S 2-

б) BaBr 2 → Ba 2+ + …. Br -

г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → …… Bi 3+ + ….. SO 4 2-

г) Bi 2 (SO 4 ) 3 2 Bi 3+ + 3 SO 4 2-

б) BaBr 2 Ba 2+ + 2 Br -

Проверьте себя

Таблица растворимости

Задание 5 (выполните в тетради)

Допишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:

в) Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2 …… + 3 ………

а) Li 2 CO 3 → … Li + + …….

а) Li 2 CO 3 2 Li + + CO 3 2-

в) Fe 2 (SO 4 ) 3 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2-

г) KOH → …… + ……

б) Zn(NO 3 ) 2 → ….. + .….

б) Zn(NO 3 ) 2 Zn 2+ + 2 NO 3 -

г) KOH K + + OH -

Проверьте себя

Задание 6 Напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: 3 2 в) К 3 РO 4 + SiO 3 2- а) Na 2 SiO 3 К + + РO 4 3- Na + 2 2 + 3 г) Al 2 (SO 4 ) 3 б) MgCl 2 + SO 4 2- Mg 2+ Cl - Al 3+ Проверьте себя Проверьте себя Задание 7 Составьте формулы и напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ: II I 2 а) гидроксид бария Ва 2+ ОН - Ва(ОН) 2 + I II 2 СO 3 2- Na + Na 2 СO 3 б) карбонат натрия + Проверьте себя Таблица растворимости II III 3 2 Cr 3+  Сr 2 (SO 4 ) 3 SO 4 2- в) сульфат хрома (III) + I II 2 г) хлорид кальция + Cl - Ca 2+ CaCl 2

Задание 6

Напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:

3

2

в) К 3 РO 4

+

SiO 3 2-

а) Na 2 SiO 3

К +

+

РO 4 3-

Na +

2

2

+

3

г) Al 2 (SO 4 ) 3

б) MgCl 2

+

SO 4 2-

Mg 2+

Cl -

Al 3+

Проверьте себя

Проверьте себя

Задание 7

Составьте формулы и напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:

II

I

2

а) гидроксид бария

Ва 2+

ОН -

Ва(ОН) 2

+

I

II

2

СO 3 2-

Na +

Na 2 СO 3

б) карбонат натрия

+

Проверьте себя

Таблица растворимости

II

III

3

2

Cr 3+

Сr 2 (SO 4 ) 3

SO 4 2-

в) сульфат хрома (III)

+

I

II

2

г) хлорид кальция

+

Cl -

Ca 2+

CaCl 2

Таблица растворимости Задание 8 В следующих заданиях выберите букву правильного ответа Нитрат серебра образует при электролитической диссоциации ионы: Проверьте себя г) Н + и   в) Ag + и  а)  Hg 2+ и б) Ag +  и  Проверьте себя 2) Сульфат-ионы образуются в процессе диссоциации:  а) сероводородной кислоты в) серной кислоты г) сульфата бария б) сернистой кислоты 3) Гидроксид-ионы образуются при диссоциации каждого из веществ, формулы  которых перечислены в группе: Проверьте себя а) Са(ОН) 2 , NaOH, Ba(OH) 2 в) LiOH, Fe(ОН) 2 , Pb(OH) 2 б) Сu(ОН) 2 , KOH, H 2 O г) Mg(ОН) 2 , Al(ОН) 3 , Zn(OH) 2 Проверьте себя 4) Правой части уравнения диссоциации сульфата железа (III) соответствует  запись: в) = 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2- а) = Fe 3+ + 2 SO 4 2-  г) = 3 Fe 2+ + 3 SO 4 2- б) = Fe 2+ + SO 4 2-

Таблица растворимости

Задание 8

В следующих заданиях выберите букву правильного ответа

  • Нитрат серебра образует при электролитической диссоциации ионы:

Проверьте себя

г) Н + и

в) Ag + и

а) Hg 2+ и

б) Ag + и

Проверьте себя

2) Сульфат-ионы образуются в процессе диссоциации:

а) сероводородной кислоты

в) серной кислоты

г) сульфата бария

б) сернистой кислоты

3) Гидроксид-ионы образуются при диссоциации каждого из веществ, формулы

которых перечислены в группе:

Проверьте себя

а) Са(ОН) 2 , NaOH, Ba(OH) 2

в) LiOH, Fe(ОН) 2 , Pb(OH) 2

б) Сu(ОН) 2 , KOH, H 2 O

г) Mg(ОН) 2 , Al(ОН) 3 , Zn(OH) 2

Проверьте себя

4) Правой части уравнения диссоциации сульфата железа (III) соответствует

запись:

в) = 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2-

а) = Fe 3+ + 2 SO 4 2-

г) = 3 Fe 2+ + 3 SO 4 2-

б) = Fe 2+ + SO 4 2-

Степень диссоциации (α)

Задание 9 (выполните в тетради)

Прочитайте приведенный ниже текст и преобразуйте его в таблицу

α =

α = ------------------------------

«Степенью диссоциации электролита называется отношение числа его молекул,

распавшихся в данном растворе на ионы, к общему числу его молекул в растворе.

Позже было установлено, что электролиты можно разделить на две группы: сильные и слабые электролиты. Сильные электролиты в водных растворах диссоциированы практически нацело…

К сильным электролитам принадлежат почти все соли; из важнейших кислот и оснований к ним относятся HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, HBr, HI, KOH, NaOH, Ba(OH) 2 и Ca(OH) 2 .

К слабым электролитам относится большинство органических кислот, а из важнейших неорганических соединений к ним принадлежат Н 2 СО 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O).

Степень диссоциации принято обозначать греческой буквой α и выражать либо в долях единицы, либо в процентах. Так, для 0,1 н. раствора СН 3 СООН α=0,013 (или 1,3%)…»

Электролиты

Слабые

Сильные

(в водных растворах диссоциированы практически нацело)

относят

Большинство органических кислот, Н 2 СО 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O) )

Почти все соли, а также HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, HBr, HI, KOH, NaOH, Ba(OH) 2 и Ca(OH) 2

Проверьте себя

Ученые МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович Цикл работ по изучению растворов и разработка гидратной теории растворов (1865–1887 гг.) КАБЛУКОВ Иван Алексеевич Высказал предположение о наличии химического взаимодействия между растворителями и растворяемым веществом. Независимо от В.А. Кистяковского ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов. КИСТЯКОВСКИЙ Владимир Александрович Одним из первых выдвинул (1888) идею объединения гидратной теории растворов Д.И.Менделеева и теории электролитической диссоциации. Одновременно и независимо от И.А.Каблукова ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов.

Ученые

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Цикл работ по изучению растворов и разработка гидратной теории растворов (1865–1887 гг.)

КАБЛУКОВ Иван Алексеевич

Высказал предположение о наличии химического взаимодействия между растворителями и растворяемым веществом. Независимо от В.А. Кистяковского ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов.

КИСТЯКОВСКИЙ Владимир Александрович

Одним из первых выдвинул (1888) идею объединения гидратной теории растворов Д.И.Менделеева и теории электролитической диссоциации. Одновременно и независимо от И.А.Каблукова ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов.

Задание 10 (выполните в тетради)

Прочитайте приведенные ниже два текста (на этом слайде и на следующем). Представьте информацию из этих двух источников в виде таблицы

таблица

«Исторически сложились два подхода к образованию растворов – физическая теория, основы которой были заложены в XIX веке, и химическая, одним из основоположников которой был Д.И. Менделеев . Физическая теория растворов рассматривает процесс растворения как распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя, предполагая отсутствие какого-либо взаимодействия между ними…, какие-либо тепловые или объемные эффекты при растворении отсутствуют ... Химическая теория рассматривает процесс растворения как образование смеси неустойчивых химических соединений переменного состава, сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы , что часто приводит к резкому изменению свойств растворенного вещества (так, растворение бесцветного сульфата меди СuSО 4 в воде приводит к образованию окрашенного раствора, из которого выделяется не СuSО 4 , а голубой кристаллогидрат СuSО 4 ·5Н 2 О)...»

http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/PCC/Solutions_1.htm

Текст 2

«Физическая теория растворов была предложена В. Оствальдом (Германия) и

С. Аррениусом (Швеция). Согласно этой теории частицы растворителя и растворенного вещества (молекулы, ионы) равномерно распределяются по всему объему раствора вследствие процессов диффузии. При этом между растворителем и растворенным веществом отсутствует химическое взаимодействие.

Химическая теория была предложена Д.И. Менделеевым. Согласно представлениям Д.И. Менделеева между молекулами растворяемого вещества и растворителем происходит химическое взаимодействие с образованием неустойчивых, превращающихся друг в друга соединений растворенного вещества с растворителем – сольватов.

Русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский объединили представления Оствальда, Аррениуса и Менделеева, заложив тем самым основу современной теории растворов. Согласно современной теории в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества и растворителя, но и продукты физико-химического взаимодействия растворенного вещества с растворителем – сольваты. Сольваты – это неустойчивые соединения переменного состава.

Если растворителем является вода, их называют гидратами...»

http://onx.distant.ru/posobie-1/chemistry/part_9.htm

таблица

Текст 1

Проверьте себя Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2 Физическая теория растворов Химическая теория растворов Ученые: ……………………………. Ученые: ……………………………. Растворение - образование ………… Растворение – распределение …….. …………………………………………… .. …………………………………………… .. …………………………………………… .. …………………………………………… .. …………………………………………… .,  Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом ……….. , тепловые эффекты ………………………… сопровождающееся …………………… …………………………………………… .. …………………………………………… .. …………………………………………………………… .. заложили основу современной теории растворов : в растворе ……………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………

Проверьте себя

Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2

Физическая теория растворов

Химическая теория растворов

Ученые: …………………………….

Ученые: …………………………….

Растворение - образование …………

Растворение – распределение ……..

…………………………………………… ..

…………………………………………… ..

…………………………………………… ..

…………………………………………… ..

…………………………………………… .,

Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом ……….. , тепловые эффекты …………………………

сопровождающееся ……………………

…………………………………………… ..

…………………………………………… ..

…………………………………………………………… .. заложили основу современной теории

растворов : в растворе ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2 Физическая теория растворов Химическая теория растворов Ученые: Ученые: Д.И.Менделеев В.Оствальд, С. Аррениус . Растворение – распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя. Растворение - образование смеси неустойчивых химических соединений переменного состава (сольватов), сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы  Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом нет , тепловые эффекты отсутствуют И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский заложили основу современной теории растворов :  в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества  и растворителя, но и продукты их физико-химического взаимодействия (сольваты)

Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2

Физическая теория растворов

Химическая теория растворов

Ученые:

Ученые:

Д.И.Менделеев

В.Оствальд, С. Аррениус .

Растворение – распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя.

Растворение - образование смеси

неустойчивых химических соединений переменного состава (сольватов), сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы

Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом нет , тепловые эффекты отсутствуют

И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский заложили основу современной теории растворов :

в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества

и растворителя, но и продукты их физико-химического взаимодействия (сольваты)

И в заключение …  «Теорию электролитической диссоциации очень часто противопоставляют так называемой химической теории растворов, или гидратной … Такое противопоставление, по нашему мнению, неправильно: в будущей, более полной, теории растворов обе теории сольются; «гидратная» теория, указывая, что на растворы нельзя смотреть как на механические смеси … может быть расширена и на область ионов, которые подобно неразложенным молекулам, могут образовать гидраты».    В.А.Кистяковский, 1902 г

И в заключение …

«Теорию электролитической диссоциации очень часто противопоставляют так называемой химической теории растворов, или гидратной … Такое противопоставление, по нашему мнению, неправильно: в будущей, более полной, теории растворов обе теории сольются; «гидратная» теория, указывая, что на растворы нельзя смотреть как на механические смеси … может быть расширена и на область ионов, которые подобно неразложенным молекулам, могут образовать гидраты».

В.А.Кистяковский, 1902 г

Вернуться к заданиям 4 и 5

Вернуться к заданиям 4 и 5

Вернуться к заданиям 6 и 7

Вернуться к заданиям 6 и 7

Вернуться к заданию 8 (тест)

Вернуться к заданию 8 (тест)

Источники информации Ю.И.Соловьев, Н.А.Фигуровский.Сванте Аррениус. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 99 -100. 2) ОГЭ. Химия: тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта/ под ред. Д.Ю.Добротина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 3) Химия. 8-9 классы. Тематические тестовые задания/ А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. – М. Дрофа, 2011. 4) http://him.1september.ru/2005/07/40-1.jpg 5) http://www.studfiles.ru/html/2706/265/html_wSaeg20lZ9.WcPk/htmlconvd-tYYP4y_html_510c00cd.png 6) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Arrhenius.html 7) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kablukov.html 8) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kistyakovskii.html 9) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html 10)http://yandex.ru/video/search?filmId=CS6cba_lUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&redircnt=1445367290.1 11) http://www.chem.msu.su/rus/history/acad/kablukov.html 12) http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2014/04/elektroliticheskaja-dissociacia-eshestv.jpg 13)http://znaika.ru/synopsis_content/040488c174975bd38d4a6c3993930b90c8fedd5f52c0f1eb603683/Voda%20i%20ee%20svoistva.files/image003.png

Источники информации

  • Ю.И.Соловьев, Н.А.Фигуровский.Сванте Аррениус. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 99 -100.

2) ОГЭ. Химия: тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта/ под ред. Д.Ю.Добротина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

3) Химия. 8-9 классы. Тематические тестовые задания/ А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. – М. Дрофа, 2011.

4) http://him.1september.ru/2005/07/40-1.jpg

5) http://www.studfiles.ru/html/2706/265/html_wSaeg20lZ9.WcPk/htmlconvd-tYYP4y_html_510c00cd.png

6) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Arrhenius.html

7) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kablukov.html

8) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kistyakovskii.html

9) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html

10)http://yandex.ru/video/search?filmId=CS6cba_lUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&redircnt=1445367290.1

11) http://www.chem.msu.su/rus/history/acad/kablukov.html

12) http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2014/04/elektroliticheskaja-dissociacia-eshestv.jpg

13)http://znaika.ru/synopsis_content/040488c174975bd38d4a6c3993930b90c8fedd5f52c0f1eb603683/Voda%20i%20ee%20svoistva.files/image003.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!