Электролитическая
диссоциация
Составитель:
А. В. Дзенис
учитель химии
ОСП ГБОУ «Школа № 109»
Москва
2015 г
Вещества
Электролиты
Неэлектролиты
Электролитическая диссоциация
Степень
Механизм
диссоциации
диссоциации
Теория электролитической диссоциации
Ученые
Неэлектролиты -
вещества, водные растворы и расплавы которых
не проводят электрический ток
В приборе – раствор не электролита
Вещества с ковалентными не полярными и малополярными связями
Сахар, кислород, дистиллированная вода
В приборе - раствор электролита
Электролиты -
вещества, водные растворы и расплавы которых
проводят электрический ток
Вещества с
Вещества с ковалентными полярными связями
ионными связями
Кислоты (р)
Соли (р), щелочи
Задание 1
Выпишите в тетрадь названия электролитов:
сахароза
гидроксид калия
нитрат серебра
соляная кислота
кислота
Проверьте себя
соль (р)
щелочь
иод
поваренная соль
спирт
сульфат меди (II)
соль (р)
соль (р)
Задание 2
Выпишите в тетрадь формулы электролитов:
соль (р)
соль (р)
Cu(OH) 2
AgNO 3
K 2 CO 3
Fe(OH) 3
CaO
Проверьте себя
CuSO 4
Ba(OH) 2
H 2
НBr
CO 2
щелочь
кислота
соль (р)
Задание 3
Неэлектролитами являются:
кислота
щелочь
гидроксид натрия
глюкоза
бензин
серная кислота
Проверьте себя
дистиллированная вода
хлорид кальция
бром
спирт
соль (р)
Механизм диссоциации
Веществ с ковалентной полярной связью
Веществ с ионной связью
Электролитическая диссоциация –
распад электролита на ионы
при растворении его в воде или расплавлении
Теория электролитической диссоциации
Сванте Аррениус
- При внесении в воду электролитов в растворе оказываются
положительно и отрицательно заряженные частицы (ионы)
( электролитическая диссоциация ).
2) Под действием электрического тока ионы перемещаются
(катионы – к катоду, анионы – к аноду).
3) Электролитическая диссоциация может быть обратима.
4) Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя.
В 1903 г. Сванте Аррениусу
была присуждена
Нобелевская премия по химии,
«как факт признания особого значения
его теории электролитической диссоциации
для развития химии».
Сванте Аррениус
Задание 4 (выполните в тетради)
Заполните пропуски в схемах электролитической диссоциации
H 2 SO 4
Образец:
H +
+
2
2
а) Na 2 S → … Na + + S 2-
в) KNO 3 → K + + NO 3 -
в) KNO 3 → ……… + NO 3 -
а) Na 2 S → 2 Na + + S 2-
б) BaBr 2 → Ba 2+ + …. Br -
г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → …… Bi 3+ + ….. SO 4 2-
г) Bi 2 (SO 4 ) 3 → 2 Bi 3+ + 3 SO 4 2-
б) BaBr 2 → Ba 2+ + 2 Br -
Проверьте себя
Таблица растворимости
Задание 5 (выполните в тетради)
Допишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:
в) Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2 …… + 3 ………
а) Li 2 CO 3 → … Li + + …….
а) Li 2 CO 3 → 2 Li + + CO 3 2-
в) Fe 2 (SO 4 ) 3 → 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2-
г) KOH → …… + ……
б) Zn(NO 3 ) 2 → ….. + .….
б) Zn(NO 3 ) 2 → Zn 2+ + 2 NO 3 -
г) KOH → K + + OH -
Проверьте себя
Задание 6
Напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:
3
2
в) К 3 РO 4
+
SiO 3 2-
а) Na 2 SiO 3
К +
+
РO 4 3-
Na +
2
2
+
3
г) Al 2 (SO 4 ) 3
б) MgCl 2
+
SO 4 2-
Mg 2+
Cl -
Al 3+
Проверьте себя
Проверьте себя
Задание 7
Составьте формулы и напишите схемы электролитической диссоциации следующих веществ:
II
I
2
а) гидроксид бария
Ва 2+
ОН -
Ва(ОН) 2
+
I
II
2
СO 3 2-
Na +
Na 2 СO 3
б) карбонат натрия
+
Проверьте себя
Таблица растворимости
II
III
3
2
Cr 3+
Сr 2 (SO 4 ) 3
SO 4 2-
в) сульфат хрома (III)
+
I
II
2
г) хлорид кальция
+
Cl -
Ca 2+
CaCl 2
Таблица растворимости
Задание 8
В следующих заданиях выберите букву правильного ответа
- Нитрат серебра образует при электролитической диссоциации ионы:
Проверьте себя
г) Н + и
в) Ag + и
а) Hg 2+ и
б) Ag + и
Проверьте себя
2) Сульфат-ионы образуются в процессе диссоциации:
а) сероводородной кислоты
в) серной кислоты
г) сульфата бария
б) сернистой кислоты
3) Гидроксид-ионы образуются при диссоциации каждого из веществ, формулы
которых перечислены в группе:
Проверьте себя
а) Са(ОН) 2 , NaOH, Ba(OH) 2
в) LiOH, Fe(ОН) 2 , Pb(OH) 2
б) Сu(ОН) 2 , KOH, H 2 O
г) Mg(ОН) 2 , Al(ОН) 3 , Zn(OH) 2
Проверьте себя
4) Правой части уравнения диссоциации сульфата железа (III) соответствует
запись:
в) = 2 Fe 3+ + 3 SO 4 2-
а) = Fe 3+ + 2 SO 4 2-
г) = 3 Fe 2+ + 3 SO 4 2-
б) = Fe 2+ + SO 4 2-
Степень диссоциации (α)
Задание 9 (выполните в тетради)
Прочитайте приведенный ниже текст и преобразуйте его в таблицу
α =
α = ------------------------------
«Степенью диссоциации электролита называется отношение числа его молекул,
распавшихся в данном растворе на ионы, к общему числу его молекул в растворе.
Позже было установлено, что электролиты можно разделить на две группы: сильные и слабые электролиты. Сильные электролиты в водных растворах диссоциированы практически нацело…
К сильным электролитам принадлежат почти все соли; из важнейших кислот и оснований к ним относятся HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, HBr, HI, KOH, NaOH, Ba(OH) 2 и Ca(OH) 2 .
К слабым электролитам относится большинство органических кислот, а из важнейших неорганических соединений к ним принадлежат Н 2 СО 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O).
Степень диссоциации принято обозначать греческой буквой α и выражать либо в долях единицы, либо в процентах. Так, для 0,1 н. раствора СН 3 СООН α=0,013 (или 1,3%)…»
Электролиты
Слабые
Сильные
(в водных растворах диссоциированы практически нацело)
относят
Большинство органических кислот, Н 2 СО 3 , H 2 S, H 2 SiO 3 , NH 4 OH (NH 3 •H 2 O) )
Почти все соли, а также HNO 3 , H 2 SO 4 , HCl, HBr, HI, KOH, NaOH, Ba(OH) 2 и Ca(OH) 2
Проверьте себя
Ученые
МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
Цикл работ по изучению растворов и разработка гидратной теории растворов (1865–1887 гг.)
КАБЛУКОВ Иван Алексеевич
Высказал предположение о наличии химического взаимодействия между растворителями и растворяемым веществом. Независимо от В.А. Кистяковского ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов.
КИСТЯКОВСКИЙ Владимир Александрович
Одним из первых выдвинул (1888) идею объединения гидратной теории растворов Д.И.Менделеева и теории электролитической диссоциации. Одновременно и независимо от И.А.Каблукова ввёл (1889-1891) представление о сольватации ионов.
Задание 10 (выполните в тетради)
Прочитайте приведенные ниже два текста (на этом слайде и на следующем). Представьте информацию из этих двух источников в виде таблицы
таблица
«Исторически сложились два подхода к образованию растворов – физическая теория, основы которой были заложены в XIX веке, и химическая, одним из основоположников которой был Д.И. Менделеев . Физическая теория растворов рассматривает процесс растворения как распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя, предполагая отсутствие какого-либо взаимодействия между ними…, какие-либо тепловые или объемные эффекты при растворении отсутствуют ... Химическая теория рассматривает процесс растворения как образование смеси неустойчивых химических соединений переменного состава, сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы , что часто приводит к резкому изменению свойств растворенного вещества (так, растворение бесцветного сульфата меди СuSО 4 в воде приводит к образованию окрашенного раствора, из которого выделяется не СuSО 4 , а голубой кристаллогидрат СuSО 4 ·5Н 2 О)...»
http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/PCC/Solutions_1.htm
Текст 2
«Физическая теория растворов была предложена В. Оствальдом (Германия) и
С. Аррениусом (Швеция). Согласно этой теории частицы растворителя и растворенного вещества (молекулы, ионы) равномерно распределяются по всему объему раствора вследствие процессов диффузии. При этом между растворителем и растворенным веществом отсутствует химическое взаимодействие.
Химическая теория была предложена Д.И. Менделеевым. Согласно представлениям Д.И. Менделеева между молекулами растворяемого вещества и растворителем происходит химическое взаимодействие с образованием неустойчивых, превращающихся друг в друга соединений растворенного вещества с растворителем – сольватов.
Русские ученые И.А. Каблуков и В.А. Кистяковский объединили представления Оствальда, Аррениуса и Менделеева, заложив тем самым основу современной теории растворов. Согласно современной теории в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества и растворителя, но и продукты физико-химического взаимодействия растворенного вещества с растворителем – сольваты. Сольваты – это неустойчивые соединения переменного состава.
Если растворителем является вода, их называют гидратами...»
http://onx.distant.ru/posobie-1/chemistry/part_9.htm
таблица
Текст 1
Проверьте себя
Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2
Физическая теория растворов
Химическая теория растворов
Ученые: …………………………….
Ученые: …………………………….
Растворение - образование …………
Растворение – распределение ……..
…………………………………………… ..
…………………………………………… ..
…………………………………………… ..
…………………………………………… ..
…………………………………………… .,
Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом ……….. , тепловые эффекты …………………………
сопровождающееся ……………………
…………………………………………… ..
…………………………………………… ..
…………………………………………………………… .. заложили основу современной теории
растворов : в растворе ………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………
Обобщающая таблица к тексту 1 и тексту 2
Физическая теория растворов
Химическая теория растворов
Ученые:
Ученые:
Д.И.Менделеев
В.Оствальд, С. Аррениус .
Растворение – распределение частиц растворенного вещества между частицами растворителя.
Растворение - образование смеси
неустойчивых химических соединений переменного состава (сольватов), сопровождающееся тепловым эффектом и изменением объема системы
Химического взаимодействия между растворителем и растворенным веществом нет , тепловые эффекты отсутствуют
И.А.Каблуков, В.А.Кистяковский заложили основу современной теории растворов :
в растворе могут существовать не только частицы растворенного вещества
и растворителя, но и продукты их физико-химического взаимодействия (сольваты)
И в заключение …
«Теорию электролитической диссоциации очень часто противопоставляют так называемой химической теории растворов, или гидратной … Такое противопоставление, по нашему мнению, неправильно: в будущей, более полной, теории растворов обе теории сольются; «гидратная» теория, указывая, что на растворы нельзя смотреть как на механические смеси … может быть расширена и на область ионов, которые подобно неразложенным молекулам, могут образовать гидраты».
В.А.Кистяковский, 1902 г
Вернуться к заданиям 4 и 5
Вернуться к заданиям 6 и 7
Вернуться к заданию 8 (тест)
Источники информации
- Ю.И.Соловьев, Н.А.Фигуровский.Сванте Аррениус. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 99 -100.
2) ОГЭ. Химия: тематические и типовые экзаменационные варианты: 34 варианта/ под ред. Д.Ю.Добротина. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
3) Химия. 8-9 классы. Тематические тестовые задания/ А.С.Корощенко, А.В.Яшукова. – М. Дрофа, 2011.
4) http://him.1september.ru/2005/07/40-1.jpg
5) http://www.studfiles.ru/html/2706/265/html_wSaeg20lZ9.WcPk/htmlconvd-tYYP4y_html_510c00cd.png
6) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Arrhenius.html
7) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kablukov.html
8) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Kistyakovskii.html
9) http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html
10)http://yandex.ru/video/search?filmId=CS6cba_lUXI&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&redircnt=1445367290.1
11) http://www.chem.msu.su/rus/history/acad/kablukov.html
12) http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2014/04/elektroliticheskaja-dissociacia-eshestv.jpg
13)http://znaika.ru/synopsis_content/040488c174975bd38d4a6c3993930b90c8fedd5f52c0f1eb603683/Voda%20i%20ee%20svoistva.files/image003.png