Просто ́ е предложе ́ ние. Граммати ́ ческая (предикати ́ вная) основа предложения.
Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Цели урока:
- систематизировать знания по теме “Предложение. Грамматическая основа”;
- формировать умение различать простые предложения;
- познакомить учащихся с видами предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные).
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Добрый день!
Я хочу вам пожелать
Активности;
Усидчивости;
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
(Не) друг, а враг; (не) сделанный; (не) объятный; вовсе (не) интересен; (не) выполнен; (не) взлюбить; (не) зависевший от обстоятельств; (не) рисуя; (не) широкий, а узкий; (не) собрать;
(не) чаянность; (не) медленно.
Орфографи ́ ческая разми ́ нка
Пишется раздельно:
Пишется слитно:
есть противопоставление с союзом а
слово с НЕ можно заменить синонимом без не
есть зависимое слово
не с глаголами (деепричастиями, краткими причастиями ) пишется раздельно
полное причастие:
есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не
без НЕ не употребляется
нет зависимого слова;
нет противопоставления с союзом а
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Не друг, а враг; несделанный; необъятный; вовсе не интересен; не выполнен; невзлюбить; не зависевший от обстоятельств; не рисуя; не широкий, а узкий; не собрать; нечаянность;
немедленно.
Словарная работа.
Необъя ́ тный – огромный по размерам.
Необъятный , безграни ́ чный, огро ́ мный, безбре ́ жный.
Повторим изученное.
Игра «Чемодан опыта».
- Простое предложение – это такое предложение, в
котором имеется … грамматическая основа.
- В сложном предложении … или … грамматических основ.
- Предложение состоит из … и … членов.
- Главные члены предложения – это … и … .
- Главные члены предложения составляют … .
- Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .
- Сказуемое – это … член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы … , … .
Повторим изученное.
Игра «Чемодан опыта».
- Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
- В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
- Предложение состоит из главных и второстепенных членов.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое .
- Главные члены предложения составляют грамматическую основу .
- Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто? или что?
- Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? , каков предмет?
Работа с текстом.
1.Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке парка и любуешься огромными елями, которые покрыты удивительными снежными шапками. 4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев. 6. Хочется нарисовать всё это!
день идёшь по дорожке парка и любуешься
ВЫВОДЫ.
Простые предложения:
1,2,4,5,6.
Сложное предложение:
3.
Простое предложение – это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа.
В сложном предложении две или несколько грамматических основ.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Тво ́ рческая (иссле ́ довательская) работа.
Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Предложения с одним главным членом (подлежащим или сказуемым).
Предложения с двумя главными членами (подлежащим и сказуемым).
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Тво ́ рческая (иссле ́ довательская) работа.
Задание: Подчеркните грамматические основы. Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Предложения с одним главным членом.
Предложения с двумя главными членами.
1. Люблю зиму. 2.Особенно снегопад. 3. В зимний воскресный день идёшь по дорожке. 6. Хочется нарисовать всё это!
4. Снежинки мягко падают на лицо и плечи. 5. Я не могу оторвать глаз от роскошно украшенных деревьев.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
ВЫВОДЫ.
1. Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоста ́ вными.
2. Предложения с одним главным членом называются однососта ́ вными.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
ВЫВОДЫ.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Игра «Не спутай кармашки.
«Односоставное предложение»
«Двусоставное предложение»
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Игра «Корре ́ ктор».
На уроке будь внимательным.
Зимой холодная вода .
Сонливый да ленивый – два брата .
Поздним вечером поставили палатку.
Мать с дочерью поехали в гости.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Зима! Скорее на коньки!
Но выходить на лёд нельзя,
Пока непрочен он, друзья,
Когда есть трещины на нём,
Когда вдруг потеплело днём …
Провалишься – придёт беда:
Зимой холодная вода …
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Дополните предложения
Выходить на лёд нельзя, …
Выходить на лёд нельзя, …
Выходить на лёд нельзя, …
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Подведём итоги.
Предложение с одной грамматической основой называется простым предложением.
Главные члены предложения составляют его грамматическую (предикативную) основу.
Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоста ́ вными.
Предложения с одним главным членом называются однососта ́ вными.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Зарядка для глаз
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 13, стр.46.(выучить правило);
Выписать из романа Капитанская дочка» односоставные и двусоставные простые предложения; выполнить тестовые задания.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно
Спасибо за урок!