Однородные члены предложения
Юрченко Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Вставьте орфограммы в словах
- 1 . Г…сударство 8. Те…нис
- 2. Праз…ник 9. Синиц…н
- 3. Сверс…ик 10. Б…речь
- 4. К…либри 11. Обла…ный
- 5. Тер…аса 12. Ко…лектив
- 6. Д…кумент 13. Л…карство
- 7. Звёз…ный 14. Краше…ый
- 15. Без…нтересный
Проверим!
Г О сударство 8. Те Н нис
2. Праз Д ник 9. Сини Ы н
3. Сверс Н ик 10. Б Е речь
4. К О либри 11. Обла Ч ный
5. Тер Р аса 12. Ко Л лектив
6. Д О кумент 13. Л Е карство
7. Звёз Д ный 14. Краше Н ый
15. Без Ы нтересный
Какие члены предложения называются однородными?
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
КАКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОРОДНЫМИ, А КАКИЕ – НЕОДНОРОДНЫМИ ?
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О - О ]
9) [О: О, О, О - …]
1
Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом.
2
№ 8
Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
3
№ 2
Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.
4
№ 6
Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.
5
6
Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья.
№ 4
Ищи товарища лучше себя, а не хуже.
7
№ 1
№ 3
В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.
8
№ 7
То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.
9
№ 5
Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.
№ 9
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1.( Среди предложений найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений 1)Ой, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — (2)Антуан сказал, Антуан посмотрел… (3)Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
– (4)Можно подумать, тебе Клюшев не нравится! — насмешливо сказала Таня.
– (5)Нисколечко! (6)А тебе? — лукаво посмотрела на неё Оля.
(7)Таня внутренне вздрогнула, но опять вовремя совладала с собой и ответила: – (8)Да так, с ума не схожу, как некоторые…
— (9)И она с лёгким презрением посмотрела на Аллочку.
(10)Любимова дёрнула плечиком, но оправдываться не стала.
2. Среди предложений найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
1) Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (2)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (3)Ненужность никому! (4)Ни выступающим, ни зрителям. (5)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры .
3. Среди предложений найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
1)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (2)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (3)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (4)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. (5)«Прячется!» — сердито подумал Толя. (6)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.
4. Среди предложений найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
1)Для меня музыка — это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...
ответы
1) 7 10
2) 1 4
№
1.
Утверждения
«Да» или «нет»
Однородные члены предложения связаны подчинительной связью
2.
нет
3.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
4.
Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.
да
да
Однородными могут быть только второстепенные члены предложения
5.
нет
Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая
6.
нет
Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены
7.
да
Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.
– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую
нет
18 - 22 баллов - «3»
23 – 30 баллов – «4»
31-36 баллов – «5»
Итог моей работы
Тема
«+» или «-»
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения
Домашнее задание
Могу начертить схему предложения с однородными членами
П. 33
Знаю группы сочинительных союзов
П. 33 34 35 36
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом
П. 35
Могу отличить однородные и неоднородные определения.
П. 36
П. 34
Рефлексия
Урок
Я на уроке
1. Интересно
Итог
1. Работал
2. Скучно
1. Уверен в своих знаниях.
2. Устал
3. Безразлично
2. Нужно повторить некоторые правила.
3. Помогал другим.
3. Понял, что плохо усвоил тему.