СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по обществознанию(профиль) "Участники исторического процесса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные этапы работы над данной темой. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию(профиль) "Участники исторического процесса".»

  Тема  Кто творит историю?    Народ?  Социальные группы? Личности?

Тема Кто творит историю? Народ? Социальные группы? Личности?

Марк Туллий Цицерон «История – великая учительница»

Марк Туллий Цицерон

«История – великая учительница»

 «История ничему не учит. Она только наказывает за невыученные уроки истории»

«История ничему не учит. Она только наказывает за невыученные уроки истории»

Основные понятия:   исторический процесс, народ, толпа, выдающаяся личность, историческая личность;

Основные понятия:

  • исторический процесс,
  • народ,
  • толпа,
  • выдающаяся личность,
  • историческая личность;
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
  • Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. путь человечества с древнейших времен до настоящего времени. Это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Исторический факт – это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
  • Основой исторического процесса являются события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни.
  • Исторический факт – это реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в во взаимосвязанных конкретных событиях.
Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность.  Субъектами исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, личности, социальные общности, народ.
  • Объектом исторического процесса называют всю историческую действительность, общественную жизнь и деятельность.

  • Субъектами исторического процесса называют участников исторического процесса: индивиды, их организации, личности, социальные общности, народ.
Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ .
  • Результатом исторической деятельности является собственно ИСТОРИЯ .
Кто творит историю? Утверждающая сторона  «Народ – творит историю»

Кто творит историю?

Утверждающая сторона

«Народ – творит историю»

Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

Народ - творец истории? Основные постулаты( суждение, утверждение): Народ - творец и хранитель культурных ценностей, созданных всей историей общества . Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без участия трудящихся Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа . Исторические личности не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю  вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они не были.

Народ - творец истории?

Основные постулаты( суждение, утверждение):

  • Народ - творец и хранитель культурных ценностей, созданных всей историей общества .
  • Ни одно крупное историческое событие не осуществлялось без участия трудящихся
  • Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всегда зависят от народа .
  • Исторические личности не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять: это выше сил отдельных личностей, как бы сильны они не были.
Вопросы к утверждающей стороне. 1. А И. Герцен пессимистично относится к роли народа: «Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”. Вы считаете, что такой народ может творить историю, двигать прогресс? 2. Н А. Бердяев говорил: « Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля». Как вы думаете, не является ли народ инструментом в руках исторических личностей?

Вопросы к утверждающей стороне.

1. А И. Герцен пессимистично относится к роли народа: «Народ — консерватор по инстинкту. “Он держится за удручающий его быт, за тесные рамы... Он даже новое понимает в старых одеждах... Опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы”. Вы считаете, что такой народ может творить историю, двигать прогресс?

2. Н А. Бердяев говорил: « Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен... Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля». Как вы думаете, не является ли народ инструментом в руках исторических личностей?

Народ – это совокупность гражданского населения, рассматриваемая под углом зрения определенного государственного устройства. (Краткий энциклопедический словарь по политологии).
  • Народ – это совокупность гражданского населения, рассматриваемая под углом зрения определенного государственного устройства. (Краткий энциклопедический словарь по политологии).
Толпа – значительное число людей, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом. (Словарь-справочник «Политология»)
  • Толпа – значительное число людей, находящиеся в непосредственном контакте друг с другом. (Словарь-справочник «Политология»)
Кто творит историю? Отрицающая сторона  Историю творят исторические личности

Кто творит историю?

Отрицающая сторона

Историю творят исторические личности

Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя .
  • Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя .
«Историю творят исторические личности» Основные постулаты:  Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время – это необходимость, так как стране нужен лидер, вождь, личность Надо признать, что исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять форму событий и некоторые частные их последствия. Примеры:Улукбег, Александр Македонский, Чингис-хан Чтобы что-то создать, говорил И.В. Гете, надо чем-то быть. Чтобы быть великим, нужно совершить нечто великое нужно уметь совершать великое. Никто не знает, как люди становятся великими. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и обстоятельствами.

«Историю творят исторические личности»

Основные постулаты:

  • Н.М. Карамзин так сказал о Петре Первом: народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился! То что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время – это необходимость, так как стране нужен лидер, вождь, личность
  • Надо признать, что исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять форму событий и некоторые частные их последствия. Примеры:Улукбег, Александр Македонский, Чингис-хан
  • Чтобы что-то создать, говорил И.В. Гете, надо чем-то быть. Чтобы быть великим, нужно совершить нечто великое нужно уметь совершать великое. Никто не знает, как люди становятся великими. Величие человека определяется и прирожденными задатками, и приобретенными качествами ума и обстоятельствами.

4. По словам И.В. Гете, Наполеон не только гениальная историческая личность, гениальный полководец и император, но прежде всего гений «политической продуктивности», т.е. деятель, беспримерный успех и удачливость которого, «божественное просветление» вытекали из гармонии между направлением его личной деятельности и интересами миллионов людей, для которых он сумел найти дела, совпадающие с их собственными стремлен иям и. «Во всяком случае, его личность возвышалась над всеми прочими. Но самое главное - это то, что люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым лучше достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они и шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность».

4. По словам И.В. Гете, Наполеон не только гениальная историческая личность, гениальный полководец и император, но прежде всего гений «политической продуктивности», т.е. деятель, беспримерный успех и удачливость которого, «божественное просветление» вытекали из гармонии между направлением его личной деятельности и интересами миллионов людей, для которых он сумел найти дела, совпадающие с их собственными стремлен иям и. «Во всяком случае, его личность возвышалась над всеми прочими. Но самое главное - это то, что люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым лучше достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они и шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность».

Вопросы стороне отрицания:   Что такое народные массы в понимании Льва Толстого? Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов. Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений? 2. Наполеон, Кутузов, Александр I… Это, по вашему мнению, выдающиеся исторические личности. Но разве они сами не являются представителями народа?

Вопросы стороне отрицания:

  • Что такое народные массы в понимании Льва Толстого? Это конкретные люди: А.Болконский, Н. Ростова, Н.Ростов, Тушин, Платон Каратаев, Тихон Щербатый…среди них и М.И.Кутузов. Можно ли выделить из этих людей кого-то отдельно, кто внес особый вклад в победу, взял на себя ответственность за исход сражений, за принятие важнейших решений?

2. Наполеон, Кутузов, Александр I… Это, по вашему мнению, выдающиеся исторические личности. Но разве они сами не являются представителями народа?

Кто творит историю ? Отрицающая сторона «Историю творят социальные группы и общественные объединения»

Кто творит историю ?

Отрицающая сторона

«Историю творят социальные группы и общественные объединения»

Вопросы и задания к материалу «Социальные группы и общественные объединения» Какое определение социальным группам давал Т. Гоббс? Приведите примеры социальных групп. Как можно определить общие интересы групп? С какой целью социальные группы создавали общественные объединения? Что мы понимаем под общественными объединениями? Приведите примеры общественных объединений. Какую роль играют политические партии в историческом процессе?

Вопросы и задания к материалу «Социальные группы и общественные объединения»

  • Какое определение социальным
  • группам давал Т. Гоббс?
  • Приведите примеры социальных групп.
  • Как можно определить общие интересы групп?
  • С какой целью социальные группы создавали общественные объединения?
  • Что мы понимаем под общественными объединениями?
  • Приведите примеры общественных объединений.
  • Какую роль играют политические партии в историческом процессе?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!